Дисциплинарный статус культурологии

Термин «культурология» буквально означает «наука о культуре» (лат. kultura и греч. logos – учение). Но как уже было показано выше, исследование культуры имеет глубокие философские традиции и привлекает внимание представителей других наук (археологии, антропологии, этнографии, истории, социологии). Что же в таком случае остается на долю культурологам, тем более что само понятие «культурология» появилось лишь в ХХ веке и до сих пор оспаривается как недостаточно точное и научное. Наука ли культурология вообще? Может быть, это просто сумма всех знаний о культуре, достигнутых гуманитарными науками? Ответы на эти вопросы неоднозначны.

Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие других наук о человеке и накопление многочисленных фактов о его духовной и материальной жизни. Но культурология как наука о культуре возникла в середине XX в. ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

Впервые термин «культурология» употребил американский антрополог Лесли Уайт, предложивший название для новой науки о культуре. Именно он в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы. Настаивая на необходимости науки о культуре, Уайт предпринял попытку вычленить предмет ее исследования, отграничив его от предметов смежных с нею наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, как утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология – закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он прочил культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира

К середине ХХ столетия культурологию стали осознавать наукой, обобщающей знания о культуре. В таком виде культурология заняла прочное место в философии культуры. Но философский аспект изучения культуры не оказался всеобъемлющим. Культурология также не вписывается в рамки конкретных дисциплин, изучающих культуру, народы и человека.

Одним из результатов научно-технического прогресса ХХ века можно считать усиление интегративных процессов в мыслительной деятельности человека, что выражается во взаимодействии ранее далеких друг от друга дисциплин. Как результат – появление попыток реализации специального межпредметного исследования культуры. Сегодня культурология рассматривается как интегративная область знания, возникшая на стыке философии, психологии, культурной и социальной антропологии, истории, истории культуры. В рамках культурологии существуют разнообразные направления и школы, оригинальные концепции различных авторов.

В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Среди этого многообразия можно выделить три основных подхода к пониманию культурологии, которые рассматривают ее как:

· комплекс дисциплин, изучающих культуру; образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, результат – система знаний о культуре;

· раздел философии культуры, изучающий многообразие культур; при таком подходе возможно отождествление культурологии с другими дисциплинами;

· самостоятельную научную дисциплину, что предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Более взвешенным нам представляется последний подход, представляющий культурологию в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний, где культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих выводах на знаниях конкретных наук (искусствоведения, истории культуры и др.) В этом случае культурология также выступает в качестве их методологической основы. При таком подходе необходимо начинать с рассмотрения культуры в ее конкретных формах, в которых она выступает как сущностная характеристика человека, условие и способ его жизнедеятельности.

Это означает, что предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации.

Как самостоятельная научная дисциплина культурология делится на два вида – фундаментальную и прикладную. Фундаментальнаякультурология выявляет общие закономерности развития культуры и на их основе изучает социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе. К фундаментальному знанию относится исследование генезиса культуры, типологии культуры, методологии изучения культуры, соотношение культуры с другими общественными явлениями. Прикладная культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства.

Культурологическое познание происходит на двух уровнях: эмпирическом, где обобщают и предварительно систематизируют знания о том или ином явлении культуры, и теоретическом, где формируются теории, концепции, законы.

В рамках культурологии как учебной дисциплины можно выделить два основных блока:

· теоретический (предмет, основные понятия, структура и функции культуры, школы, направления и концепции культурологии);

· исторический (генезис и исторические типы развития культуры). Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизни.

Среди основных задач культурологического исследования можно выделить следующие:

· анализ культуры как системы культурных феноменов,

· исследование ментального содержания культуры,

· выявление типов связей между элементами культуры,

· исследование типологии культур и культурных единиц,

· разрешение проблем социокультурной динамики,

· исследование культурных кодов и коммуникаций.

Целью культурологии является понимание как собственной, так и иной культуры, что создает возможность важно не только объяснения историко-культурного процесса, но и его прогнозирования.

Методы культурологии. Любая наука предполагает наличие своего организующего начала, которым обычно выступает исследовательский инструментарий, или метод познания, т.е. совокупность приемов теоретического освоения действительности. Содержание знаний во многом зависит от избранного метода исследования.

1. Генетический – позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры невозможен. Его использование позволяет проследить его развитие какого-то объекта или процесса от момента возникновения до угасания или гибели.

2. Компаративный (метод сравнительного анализа) – требует сравнительно-исторического анализа различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать их специфику.

3. Системный – предлагает рассматривать культуру как универсальное свойство общества. Культура в целом, а также любой культурный феномен с точки зрения системного подхода представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения. Системный подход позволяет осмыслить культуру, показав ее в настоящий момент времени во всей полноте ее связей и отношений.

4. Аксиологический (ценностный) – заключается в анализе культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, сложной иерархии идеалов, смыслов, имеющих соответствующее значение для какого-то конкретного общества. Данный метод соотносит все изучаемые феномены с человеком, его потребностями и интересами. Культура рассматривается как реализация целей человека, имеющих значение для его жизни.

5. Структурно-функциональный – рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений и выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Это позволяет вычленить все структурные элементы, все сферы культуры, понять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры.

6. Социологический – изучает культуру и ее феномены как социальный институт, придающий обществу системное качество и позволяющий рассматривать культуру с точки зрения конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп. При таком подходе любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы.

7. Семиотический – исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследование. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание – текст, который и должен быть прочитан исследователем

8. Герменевтический – отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания. Только понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов.

9. Биосферный – рассматривает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и человеческое общество. При таком рассмотрении культура предстает закономерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во Вселенной [39, c. 19-21].

Таким образом, культурология, являясь самостоятельной областью исследования, очертила круг своих целей и задач, предметное поле и выработала методологический инструментарий. Она позволяет не просто описать и проанализировать многообразие культурных артефактов, но и раскрыть закономерности формирования культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе.