Духовный мир человека. Духовное производство и духовная жизнь общества. Мировоззрение
Духовный мир личности (ее микрокосм) – это сложная, противоречивая система, включающая ряд элементов: 1) духовные потребности в познании и самовыражении; 2) знания о природе, обществе, человеке; 3) убеждения, основанные на мировоззрении; 4) вера, т.е. бездоказательное признание истинность тех или иных убеждений, разделяемых человеком; 5) способность к социальной деятельности; 6) чувства и эмоции; 7) цели, которые человек ставит перед собой; 8) ценности и идеалы, придающие смысл человеческой деятельности.
Важнейшую роль в духовной жизни человека играет моралькак система норм, выработанных самим обществом и поддерживаемых силой общественного мнения. Помимо норм, мораль включает идеалы, ценности, категории. Идеалом называют высшую цель человеческих устремлений, наиболее возвышенное в самом человеке. Ценности – это то, что является для человека важным, значимым, что составляет смысл его жизни. Различают социальные и личностные ценности. Ценности меняются с изменением самого общества. В основе современной цивилизации лежат общечеловеческие ценности, базирующиеся на идеях гуманизма. Они отражают духовный опыт всего человечества и являются культурными универсалиями;приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное развитие каждой личности.
Нравственными ориентирами в жизни человека являются категории: добро и зло, совесть, патриотизм, гражданственность. Нравственное воспитание человека осуществляется как под влиянием общества, так и вследствие самовоспитания личности. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов (целостное представление) на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеалы. Субъектами мировоззрения выступают отдельные люди, социальные группы и общество в целом. Даже если люди живут в одном обществе в одно и то же время, их мировоззрение может быть различным. Это зависит от их личных качеств, от условий формирования мировоззрения, от принадлежности к той или иной социальной группе. Выделяют несколько типов мировоззрения: 1) обыденное (житейское, бытовое), опирающееся на личный жизненный опыт; 2) религиозное, основанное на религиозных взглядах и убеждениях человека; 3) научное, опирающееся на достижения современной науки и отражающее научную картину мира; 4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости и нравственном идеале.
Человек является носителем не одного, а группы мировоззрений. В своей жизни он может опираться как на научные познания, так и на практический опыт, веру в бога. Так, ученый может быть одновременно глубоко верующим человеком. Мировоззрение служит ориентиром в практической и теоретической деятельности человека, вооружает его методами деятельности, позволяет определить истинные ценности человека и общества, дифференцировать важное и второстепенное, содержит понимание мира и смысла жизни. Внутренний мир человека, его мировоззрение проявляются в поведении, которое может демонстрировать воспитанность человека, его представление о людях, ценностные ориентиры.
Под духовной жизнью общества понимают область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме предметной действительности, а присутствует в самом человеке, являясь частью его личности. Духовная жизнь человека отражает окружающий мир и является средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, устремления, ценности, идеи и цели людей. В совокупности они составляют духовный мир личности. Духовная жизнь являясь одной из подсистем общества. Элементами духовной жизни общества являются мораль, наука, искусство, религия и право.
Структура духовной жизни во многом схожа со структурой жизни материальной. Духовные потребности представляют собой объективную нужду людей и общества в создании и потреблении духовного продукта. Духовные потребности не заданы биологически, они формируются в процессе социализации личности. Рост духовных потребностей ограничиваются только объемом уже накопленных человечеством духовных ценностей и желанием человека преумножать их.
Духовную деятельность принято разделять на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность направлена на создание духовных благ и ценностей: идей, научных теорий, художественных образов и произведений искусства, духовных связей человека. Духовно-практическая деятельность представляет собой сохранение, распределение, потребление духовных продуктов; направлена на изменение сознания людей.
Особенность духовного производства заключается в неотчуждаемости его продуктов от их непосредственного производителя. Продав стихотворение издателю, Пушкин не переставал быть автором и не лишался возможности перечитывать стихотворение. В отличие от потребления материальных ценностей размер духовных ценностей в ходе их потребления не уменьшается, а только возрастает. Духовное производство направлено на совершенствование всех сфер общественной жизни, способствуя развитию общества.
Произошедшие в нашем обществе радикальные перемены последних лет не могли не отразиться на духовной жизни населения страны. Наиболее заметной стала переориентация значительной части граждан России на стремление к материальному благополучию как главной цели жизни. Важнейшим мотивом при выборе работы стал размер заработной платы. Как показывают исследования, наименее развитым личностным потенциалом остается творческий, созидательный, чаще встречаются люди, склонные к созерцательности, нежели стремящиеся что-то создавать. Резко возросло влияние церкви, заполнившей духовную пустоту, образовавшуюся вследствие утраты советской системы ценностей.
Основную роль в ухудшении показателей духовной жизни общества сыграла менее развитая часть населения, все более руководствующаяся в жизни сугубо личными мотивами. Но именно в этой среде возросла общественная активность, благодаря чему на авансцену жизни выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении социальные слои.
Культура выполняет ряд важных функцийв жизни общества: 1) познавательную – создание целостного представления об эпохе и обществе; 2) оценочную – отбор общественных ценностей; 3) регулятивную – создание и требование выполнения норм общежития; 4) информативную – сохранение, передача и распространение сведений о достижениях общества; 5) коммуникативную – сохранение и передача культурных ценностей; 6) социализации – приобщение индивида к достижениям общества, формирование личности.