ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК: ОРГАНИЗМ И ЛИЧНОСТЬ

Особенности строения человека[55]

Человек – венец известной нам природы. Чем же выделяется homo sapiens среди всех других видов млекопитающих?

1. Сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта. Нервная система – это биологическая цепочка трансляции информации, действующая в пределах всего тела Она состоит из двух отделов: а) центральной нервной системы, включающей головной и спинной мозг, которые помещаются во внутренних полостях черепа и позвоночника; б) периферической нервной системы, состоящей из периферических нервов кожи, мышц, костей и суставов, а также двух других подсистем – вегетативной нервной системы, регулирующей функции внутренних органов, и диффузной нервной системы кишечника, управляющей деятельностью пищеварительного тракта. Разные функции нервной системы осуществляются ее подсистемами, а соотношение частей внутри каждой подсистемы объясняется иерархическими связями.

Некоторые действия, контролируемые ЦНС

Взаимодействия с окружающей средой Действия, контролирующие функции организма Умственная деятельность
Зрение Слух Тактильные ощущения Обоняние Вкус Речь Дыхание Регулирование кровяного давления и температуры Регулировка положения тела Регулирование движений Регуляция рефлексов Еда Питье Регуляция гормонального статуса Обучение, письмо, рисование, чтение Решение, вычисление, воображение Анализ Сосредоточение Игнорирование Чувствование Сон, сновидения

Основные принципы клеточной организации и функционирования мозга

– Основные действующие элементы нервной системы – это отдельные нервные клетки, или нейроны;

– Любая из основных биологических функций нейрона может изменяться в соответствии с функциональными требованиями;

– Нейроны обладают рядом черт, общих для всех клеток тела;

– Основные схемы проводящих путей мозга генетически запрограммированы;

– Однако нейроны сильно отличаются от остальных клеток по своей конфигурации, связям и «стилю работы»;

– В соответствии с генетической программой строятся нервные сети трех основных типов: иерархические сети, локальные сети и дивергентные сети с одним входом;

– Активность нейрона регулируется свойствами его мембраны;

– Нейрон бывает в двух состояниях: возбужденный и невозбужденный;

– Генетически запрограммированные типы сетей могут локально видоизменяться в результате своей активности.

– Синаптические медиаторы изменяют свойства мембраны нейрона

– Помимо нейронов нервная система содержит и другие клетки: глиальные, соединительно-тканные и клетки сосудистой системы.

Изучение животных показало: чем больше вес мозга, тем более сложное поведение. В отношении человека, у которого объем мозга от 900 до 2000 см3, мы имеем факты в пользу того, что феномен выдающейся работы мозга заключается не в количестве серого вещества, а в конфигурации связей ансамблей нейронов. Так, нижняя теменная доля мозга Эйнштейна (который весил 1,23 кг, что меньше нормы на 0,2 кг) была на 15 процентов шире нормальной и она пошла по необычной траектории. Вследствие такой конфигурации большее нейронов, могли устанавливать связи друг с другом и работать с большей легкостью[56].

2. Специализация функций полушарий головного мозга человека. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, количественную обработку информации (счет) и выработку стратегии поведения. Оно последовательное, вербальное. Правое – отвечает за интуицию, синтез, воображение, творчество. Правое полушарие невербальное, художественное, целостное.

Одной из актуальных философских и естественнонаучных проблем остается проблема социального пола (гендера). До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о причине различий между мужскими и женскими особями. Речь идет не столько о дифференциации половых признаков, обусловленных необходимостью воспроизводства рода, сколько о специфике мировосприятия и мироотношения. Между тем, появляется все больше сведений, что различие между мужчиной и женщиной происходит, прежде всего, на соматическом уровне. Половая дифференциация мозга означает, что нейроны мозга мужчин и женщин имеют существенные химические различия; более того, разнится и архитектура их ансамблей (нервные клетки по разному расположены друг относительно друга). Материнство женщин основано преимущественно на нейробиологических факторах, а отцовство мужчин – на морально-этических, обусловленных воспитанием[57].

У мужчин оба полушария, отвечающие за логическое и образное мышление работают попеременно, в то время как у женщин – одновременно. При этом мужское мышление, в целом, характеризуется как линейное, результативное, предметное, а женское как ассоциативное, процессуальное, направленное не столько на вещи, как на отношения.

Учёт различий женского и мужского мышления может помочь в разрешении конфликтов, управлении персоналом. В то время как мужчины во многом остаются прагматиками, для женщин ценностью является эмоциональный обмен, сопереживание, включённое слушание.

Женщинам сложнее контролировать своё эмоциональное состояние. Когда она находится под влиянием переживаний, её трудно оставаться логичной, анализировать ситуацию. В экстремальных ситуациях мужчины обычно не впадают в истерию, лучше умеют сохранять способность видеть вещи ясно, даже когда есть чувство страха. Высокая чувствительность женщин позволяет им быть более успешными в раннем воспитании детей.

Феминизм, утверждающий равноправие полов, открывает широкие перспективы карьерного роста для женщин, однако делает их более уязвимыми. Отказ от разделения мужчин и женщин на работе по половому признаку «выгоден» мужчинам, так как от сексуального домогательства страдают, в основном, женщины. По опросам, до 50 % женщин подвергаются сексуальным домогательствам на работе, а в отдельных видах занятости, например, армия – 99%[58].

Половое равенство способствует феминизации такой традиционно мужской области как идеосфера. Возможно, это приведет к сильным изменениям в восприятии мира, общества, природы. Аналогичная ситуация сложилась в поздней римской империи, где произошла либерализация семейно-брачных отношений. Женщины получили право на выбор мужа, развод; они стали независимым имущественным классом. Именно женщины в Риме обеспечили поддержку христианству и становлению новой картины мира.

3. Прямая походка и свободные передние конечности.

4. Руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные тонкие функции. Есть прямоходящие обезьяны, однако их рука не развита лучше, чем у других.

5. Техмерное цветное зрение.

6. Сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующих развитию речи, т.е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков.

7. Пластичность врожденных импульсов и потребностей, что способствует развитию сложных образцов поведено и приспособления к различным условиям среды. Еще Пико делла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» выдвигал идею того, что человек может сделать из себя все, что захочет: он может подняться на высоту ангелов, а может пасть ниже животной твари.

8. Медленный темп роста и биологического созревания. Отсюда долгий период обучения и социализации. Человек живет значительно больше своего репродуктивного цикла.

Человека от животных отличает очень тонкий социокультурный слой, интеграция в который должна происходить с рождения. Эксперимент над ребенком, росшим вместе с шимпанзе, пришлось приостановить, так как от такого общения не обезьяна перенимала человеческие модели поведения, но наоборот – ребенок стал подражать обезьяне.

Другие эксперименты, проводившиеся на обезьянах, показали, что изоляция от матери в раннем возрасте приводит к чувству неуверенности, социальной дезадаптации.

Отсутствие родительского внимания влияет на морфологию мозга детей. Если не подавать нагрузку на мышечную ткань, она ослабнет. Аналогично, если в раннем возрасте не оказывается эмоционально-чувственный стимул, определенные участки мозга не развиваются. Дети-маугли, лишенные тактильного контакта с матерью homo sapiens, теряли способность к построению грамматически связанных предложений, пропорционально тому, в каком возрасте их находили. Наиболее тяжелые случаи – после 8 лет, когда завершается когнитивный период, связанный с обучением языку.

Все эти особенности строения человека наводят на мысль о его особом статусе. Человек хуже, чем животные приспособлен к биологической жизни в природе, но у него есть разум, что позволяет ему преобразовывать природу. К сожалению, в последнее время преобразование природы понимается как внешнее действие, в то время как реальное преобразование всегда должно начинаться с сознания.

Главные признаки сознания – желание, мышление, волеизъявление. В способности желать и проявлять волю мы не отличаемся от других организмов. Насекомые, животные проявляют те же признаки сознания, что и человек. Наше отличие от них – в рациональном мышлении.

Рациональное мышление позволяет человеку обращать мысль на себя, следовательно, жизнь человека предназначена для саморазличения. Если рациональное мышление самое главное в человеке, то остается удивляться тому, как мы превратили человека в экономическое животное, цели которого мало отличаются от изощренных биологических потребностей. Человек не сможет преуспеть в удовлетворении животных потребностей. Он не может обогнать коала по количеству сна (22 часа в сутки), клещей – по количеству съедаемой пищи (в 220 раз больше собственного веса) или божью коровку по количеству половых актов[59].

Поэтому самое ценное в человеке – развитое сознание. Культивирование того, что связано исключительно с высоким сознанием и составляет подлинного человека. Животная его часть должна быть подчинена разумной, т.к. такого развитого сознания ни у кого больше из животных нет. Сейчас же сильны представления о том, что разумная часть должна обеспечивать комфорт животной части. Одна форма человека не свидетельствует о человеческом мышлении. Во многих языках даже закрепился термин «двуногое животное». Человек есть возможность чего-то лучшего, он есть точка бифуркации. В греческой этимологии «антропос» – это «тот, кто смотрит вверх» (anathrein ha opopen).