Основные сферы деятельности практических психологов
ЦелиСлужбы практической психологии в системе образования рассматривается содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса. Далее смотреть «Положення про психологічну службу в закладах освіти».
Важнейшие проблемы психологии бизнесасвязаны с изучением особенностей личности современного предпринимателя; важнейших требований, предъявляемых к человеку, начинающему «свое дело»; психологических средств и методов предпринимательской деятельности; характеристик делового общения бизнесмена; основ эффективной мотивации сотрудников и т. д.
Психология рекламырассматривает такие вопросы, как формы и средства рекламной деятельности; технология создания рекламных писем, проспектов, объявлений и т. п.; существующие нормативные положения об организации рекламной деятельности; психологические особенности восприятия рекламных роликов; способы привлечения внимания в рекламе; психологические аспекты «паблик рилейшнз»; корпоративная (престижная) реклама и т. д. В широком смысле слова психология рекламы включает в себя особенности организации предвыборных кампаний, создание имиджа политика или бизнесмена, психологические основы любой презентации.
Психология управления занимается следующими основными вопросами: типы, стили и виды управления; специфика управленческих действий на разных уровнях, способы и методы убеждения; учет индивидуальных особенностей и мотивация подчиненных в управленческой деятельности; психологические основы эффективных управленческих решений; типы корпоративных культур; влияние руководителя на социально-психологический климат в коллективе; вертикальные и горизонтальные коммуникации руководителя и его личностные характеристики; эффективные информационные технологии в управленческой деятельности и ряд других.
Семейная психотерапия в настоящее время определяется как направление в медицинской и немедицинской психотерапии, ориентированное на оказание психологической помощи семье в преодолении разнообразных психологических проблем: в межличностных отношениях, в эмоциональной сфере и т. п.
Как указывают авторы «Психотерапевтической энциклопедии», семейная психотерапия может длиться от нескольких недель до нескольких лет (сначала с частотой 1 —2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в две недели, а далее — 1 раз в три недели).
По Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкому (1989), в т-ф мейной психотерапии выделяются четыре этапа:
1)диагностический (семейный диагноз);
2)ликвидация семейного конфликта;
3)реконструктивный;
4)поддерживающий.
По направленностипсихологическая помощь может оказываться:
а) преимущественно одному члену семьи в связи с
проблемами его семейной жизни или ее отсутствия;
б) брачной или предбрачной паре;
в) семье в целом;
г) родителю или родителям;
д) родителям и детям;
е) ребенку или подростку.
По своему характеру психологическая помощь семье реализуется в следующих формах:
1)психодиагностическое обследование членов семьи и семейных отношений и предоставление клиентам психологической информации;
2)организационные меры (направление на дополнительную консультацию у психоневролога, психиатра, сексолога и у других специалистов);
3)осуществление психокоррекционных и психотерапевтических воздействий;
4)рекомендации способов общения, методов обучения и воспитания;
5)выявление причин трудностей ребенка в обучении, во взаимодействии со взрослыми или сверстниками и т. д.