Основные сферы деятельности практических психологов

ЦелиСлужбы практической психологии в системе образования рассматривается содействие в создании в образовательном учреждении социальной си­туации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образова­тельного процесса. Далее смотреть «Положення про психологічну службу в закладах освіти».

Важнейшие проблемы психологии бизнесасвязаны с изучением особенностей личности современного пред­принимателя; важнейших требований, предъявляемых к человеку, начинающему «свое дело»; психологических средств и методов предпринимательской деятельности; характеристик делового общения бизнесмена; основ эф­фективной мотивации сотрудников и т. д.

Психология рекламырассматривает такие вопросы, как формы и средства рекламной деятельности; технология создания рекламных писем, проспектов, объявлений и т. п.; существующие нормативные положения об организа­ции рекламной деятельности; психологические особенности восприятия рекламных роликов; способы привлече­ния внимания в рекламе; психологические аспекты «паблик рилейшнз»; корпоративная (престижная) реклама и т. д. В широком смысле слова психология рекламы включает в себя особенности организации предвыборных кампа­ний, создание имиджа политика или бизнесмена, психо­логические основы любой презентации.

Психология управления занимается следующими основными вопросами: типы, стили и виды управления; специфика управленческих действий на разных уровнях, способы и методы убежде­ния; учет индивидуальных особенностей и мотивация подчиненных в управленческой деятельности; психологи­ческие основы эффективных управленческих решений; типы корпоративных культур; влияние руководителя на социально-психологический климат в коллективе; верти­кальные и горизонтальные коммуникации руководителя и его личностные характеристики; эффективные информа­ционные технологии в управленческой деятельности и ряд других.

Семейная психотерапия в настоящее время определя­ется как направление в медицинской и немедицинской психотерапии, ориентированное на оказание психологи­ческой помощи семье в преодолении разнообразных пси­хологических проблем: в межличностных отношениях, в эмоциональной сфере и т. п.

Как указывают авторы «Психотерапевтической энцик­лопедии», семейная психотерапия может длиться от нескольких недель до нескольких лет (сначала с частотой 1 —2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в две недели, а далее — 1 раз в три недели).

По Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкому (1989), в т-ф мейной психотерапии выделяются четыре этапа:

1)диагностический (семейный диагноз);

2)ликвидация семейного конфликта;

3)реконструктивный;

4)поддерживающий.

По направленностипсихологическая помощь может оказываться:

а) преимущественно одному члену семьи в связи с
проблемами его семейной жизни или ее отсутствия;

б) брачной или предбрачной паре;

в) семье в целом;

г) родителю или родителям;

д) родителям и детям;

е) ребенку или подростку.

По своему характеру психологическая помощь семье реализуется в следующих формах:

1)психодиагностическое обследование членов семьи и семейных отношений и предоставление клиентам пси­хологической информации;

2)организационные меры (направление на дополни­тельную консультацию у психоневролога, психиатра, сек­солога и у других специалистов);

3)осуществление психокоррекционных и психотера­певтических воздействий;

4)рекомендации способов общения, методов обуче­ния и воспитания;

5)выявление причин трудностей ребенка в обучении, во взаимодействии со взрослыми или сверстниками и т. д.