Виды и методы психологического консультирования

Общая характеристика методов и приемов психокоррекции

В психоаналитическом подходепсихокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между Сверх-Я и Оно че­рез преодоление неадекватных психологических зашит.

В бихевиористском направленииотклонения от нормы, вызывающие необходимость в психокоррекции, рассмат­риваются как результат «вредного» научения. Поэтому основной упор делается на изменении тех форм поведе­ния, которые не соответствуют обстоятельствам жизни клиента; коррекционная работа осуществляется, прежде всего, как обучение нужным формам поведения.

В экзистенциально-гуманистическом направлениипсихокоррекционная работа понимается, прежде всего, как со­здание условий для позитивных личностных изменений (личностного роста, самоактуализации, расширения про­странств бытия). При этом задача психолога состоит не в приведении индивидуальных особенностей клиента в соот­ветствие нормам психического развития, а в ориентации на уникальные возможности, потенциалы, ресурсы личности.

4) психологическое консультирование,целью которого является обеспечение человека необходимой пси­хологической информацией и создание условий — в результате общения с психологом - для преодоле­ния жизненных трудностей и продуктивного суще­ствования в конкретных обстоятельствах;

Основную задачупсихологического консультирования можно определить так: создать условия, при которых кли­ент окажется способным посмотреть на свои жизненные трудности со стороны, осознать неконструктивные спосо­бы поведения и построения взаимоотношений и найти адекватные действия, позволяющие ему получить новый эмоциональный и личностный опыт.

Основной цельюпри этом следует считать психологи­ческую помощь человеку в становлении его как продук­тивной личности, обладающей высоким уровнем самосо­знания, способной осуществлять собственную, самостоя­тельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу.

Как и другие направления деятельности практическо­го психолога, консультирование может быть классифици­ровано по разным основаниям:

1. По теоретической ориентации (психоаналитиче­ское, поведенческое, гуманистическое, гештальт-консультирование и т. д.);

2. По возрасту клиента (детское, подростковое, кон­сультирование взрослых и т. д.);

3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистант­ное, или заочное, которое, в свою очередь, подраз­деляется на телефонное, письменное, электрон­ное — через Интернет);

4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое);

5. По психологической проблематике (консультирова­ние по проблемам общения, по проблемам в эмоци­ональной сфере, по личностным проблемам и др.);

6. По сфере приложения (школьное, профессио­нальное, семейное и супружеское, бизнес-консу­льтирование и т. д.).

Г. А. Абрамова (1994) в качестве основного метода кон­сультирования называет интервью.По мнению В. Ю. Меновщикова (1998), особое значение в консультировании имеют техники нерефлексивного (уме­ние молчать)и рефлексивного (умения давать обратную связь) слушания.

5) психотерапияв рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в про­дуктивном изменении личности в случаях серьез­ных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.

Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 г. Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влия­ния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX в.

В последние годы условно различают клинически ори­ентированную психотерапию, направленную преимущест­венно на смягчение или ликвидацию имеющейся симпто­матики, и личностно-ориентированную психотерапию, ко­торая стремится помочь человеку изменить свое отноше­ние к социальному окружению и к собственной личности. Расширительное понимание области психотерапии за­креплено в Декларации по психотерапии, принятой Евро­пейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 году.

Страсбургская Декларация по психотерапии

Принятая Европейской ассоциацией психотерапии

21 октября 1990 г

Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию.

Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности.

Гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов.

Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществлятъся интегрально; оно включает практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах.

Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Психотерапия существует в трех основных сферах общественного сознания:

Академической — разработка научно обоснованных подходов на базе научного мировоззрения;

Альтернативной — основывается на различных исторически обусловленных эзотерических учениях и религиозных системах;

Интуитивной — результат влияния первых двух на обыденное сознание большинства общества и выражается в явлениях психотерапевтической кулытуры.

Украинский Союз психотерапевтов с 1994 года является членом Европейской ассоциации психотерапевтов.

В. Ю. Меновщиков (1998) отделяет неврачебную пси­хотерапию и собственно психотерапию, которая, в свою очередь, делится на клинически — и личностно-ориентированную.