Виды и методы психологического консультирования
Общая характеристика методов и приемов психокоррекции
В психоаналитическом подходепсихокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между Сверх-Я и Оно через преодоление неадекватных психологических зашит.
В бихевиористском направленииотклонения от нормы, вызывающие необходимость в психокоррекции, рассматриваются как результат «вредного» научения. Поэтому основной упор делается на изменении тех форм поведения, которые не соответствуют обстоятельствам жизни клиента; коррекционная работа осуществляется, прежде всего, как обучение нужным формам поведения.
В экзистенциально-гуманистическом направлениипсихокоррекционная работа понимается, прежде всего, как создание условий для позитивных личностных изменений (личностного роста, самоактуализации, расширения пространств бытия). При этом задача психолога состоит не в приведении индивидуальных особенностей клиента в соответствие нормам психического развития, а в ориентации на уникальные возможности, потенциалы, ресурсы личности.
4) психологическое консультирование,целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий — в результате общения с психологом - для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;
Основную задачупсихологического консультирования можно определить так: создать условия, при которых клиент окажется способным посмотреть на свои жизненные трудности со стороны, осознать неконструктивные способы поведения и построения взаимоотношений и найти адекватные действия, позволяющие ему получить новый эмоциональный и личностный опыт.
Основной цельюпри этом следует считать психологическую помощь человеку в становлении его как продуктивной личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу.
Как и другие направления деятельности практического психолога, консультирование может быть классифицировано по разным основаниям:
1. По теоретической ориентации (психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, гештальт-консультирование и т. д.);
2. По возрасту клиента (детское, подростковое, консультирование взрослых и т. д.);
3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистантное, или заочное, которое, в свою очередь, подразделяется на телефонное, письменное, электронное — через Интернет);
4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое);
5. По психологической проблематике (консультирование по проблемам общения, по проблемам в эмоциональной сфере, по личностным проблемам и др.);
6. По сфере приложения (школьное, профессиональное, семейное и супружеское, бизнес-консультирование и т. д.).
Г. А. Абрамова (1994) в качестве основного метода консультирования называет интервью.По мнению В. Ю. Меновщикова (1998), особое значение в консультировании имеют техники нерефлексивного (умение молчать)и рефлексивного (умения давать обратную связь) слушания.
5) психотерапияв рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.
Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 г. Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX в.
В последние годы условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. Расширительное понимание области психотерапии закреплено в Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 году.
Страсбургская Декларация по психотерапии
Принятая Европейской ассоциацией психотерапии
21 октября 1990 г
Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию.
Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности.
Гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов.
Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществлятъся интегрально; оно включает практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах.
Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.
Психотерапия существует в трех основных сферах общественного сознания:
Академической — разработка научно обоснованных подходов на базе научного мировоззрения;
Альтернативной — основывается на различных исторически обусловленных эзотерических учениях и религиозных системах;
Интуитивной — результат влияния первых двух на обыденное сознание большинства общества и выражается в явлениях психотерапевтической кулытуры.
Украинский Союз психотерапевтов с 1994 года является членом Европейской ассоциации психотерапевтов.
В. Ю. Меновщиков (1998) отделяет неврачебную психотерапию и собственно психотерапию, которая, в свою очередь, делится на клинически — и личностно-ориентированную.