Важнейшие задачи психопрофилактической работы

Задачи деятельности психолога в русле психопрофи­лактики наиболее четко определены в рамках службы практической психологии в системе образования.Они за­ключаются в следующем:

• работа по адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных учреждений, выработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и др. по оказанию помощи детям в адаптационный период;

• создание программ индивидуальной работы с участ­никами образовательного процесса, предназначен­ные для адаптации учащихся к процессу обучения и обеспечения всестороннего и гармоничного разви­тия личности;

• создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования (из начальной школы в неполную среднюю, из неполной средней в сред­нюю образовательную, из средней образовательной в профессиональную и пр.);

• проведение различных видов работ по созданию бла­гоприятного психологического климата в учрежде­нии образования;

• осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогическо­го коллектива и др.

2) психодиагностика,важнейшей целью которой яв­ляется добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конк­ретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории» (Абрамова Г. С, 1994. — С. 12);

Психодиагностика— это наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека и по­становкой с помощью этих методов психологического диагноза.

Практический психолог с помощью психодиагностики решает следующие основные задачи(Немое Р. С, 1995):

1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности по­ведения.

2. Определение степени развитости данного свойст­ва, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случа­ях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Подавляющее число психодиагностических методов можно разделить на две группы: экспертные (клинические)и стандартизированные (тестовые).

Теств психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), ко­торым подвергается испытуемый — носитель предполагае­мого качества.

Разные авторы предлагают разные способы классифи­кации психодиагностических методов. Например, по мне­нию Р. С. Немова (1995), можно выделить:

1. Методы психодиагностики на основе наблюдения (стандартизированное и свободное наблюдение);

2. Опросные методы, психодиагностические методы (анкеты; опросники, которые могут содержать за­крытые и открытые, а также прямые или косвенные вопросы; интервью);

3. Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций че­ловека и продуктов его труда;

4. Экспериментальные методы психодиагностики.

Важнейшим основаниемдля использования методик психодиагностики выступает соответствие их следующим требованиям:

Дифференцирующие возможности— диапазон выявляе­мых методикой различий.

Надежность— степень устойчивости, стабильности по­лучаемых результатов.

Валидность— свойство методик измерять именно то, на что она заявлена, соответствие психологических пока­зателей особенностям поведения человека.

Точность— способность тонко реагировать на малей­шие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

3) психологическая коррекция,понимаемая как целе­направленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;

Психологическая коррекцияопределяется как направ­ленное психологическое воздействие на те или иные пси­хологические структуры с целью обеспечения полноцен­ного развития и функционирования личности.

Как указывает Г. С. Абрамова (1994), осуществление психокоррекционной работы может происходить в трех важнейших позициях:

1. «Делай как я!» (психолог берет ответственность на себя и предлагает довольно жесткую схему рабо­ты);

2. «Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответ­ственностью с клиентом);

3. «Выбирай из этих способов сам!» (клиенту предла­гается самому взять ответственность за себя).