Приемы и методы стратегического анализа

Классификация видов стратегического анализа финансовой отчетности

Тема 8. Стратегический анализ финансовой отчетности

 

Выводы анализа финансовой отчетности используются при разработке бизнес- плана организации, принятия управленческих решений и обоснования стратегии развития организации.

Стратегический анализ – прогнозно-аналитические исследования макро- и микроэкономических, а также институциональных аспектов развития экономики.

 

Таблица – Основные виды стратегического анализа

Вид стратегического анализа Предмет анализа Цели проведения
Анализ дальней внешней среды Демография, экономика, природная среда, технология, политика, законодательство, социально-культурная среда и др. - Отслеживание и анализ тенденций/событий, неподконтрольных предприятию, которые могут повлиять на потенциальную эффективность его стратегии; - Разработка возможных реакций на развитие факторов макросреды.
Анализ ближней внешней среды Покупатели, акционеры, кредиторы, правительственные органы, общественность, профсоюзы и др. - Отслеживание и анализ интересов заинтересованных групп, их влияния на деятельность организации; - Ранжирование интересов заинтересованных лиц.
Стратегический управленческий Отдельные бизнесы; функциональные подсистемы; Основные структурные подразделения; все бизнес-процессы - Оценка эффективности текущей деятельности с точки зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли; - Определение сильных и слабых сторон предприятия; - Определение конкурентных преимуществ; - Анализ стратегического потенциала.
Портфельный Стратегический портфель организации, СЗХ организации - Согласование стратегий хозяйственных подразделений предприятия; - Обеспечение равновесия между хозяйственными подразделениями с быстрой отдачей и направлениями, подготавливающими будущее; - Распределение кадровых и финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями; - Анализ портфельного баланса; - Выбор конкурентных позиций в СЗХ; - Перераспределение ресурсов между СЗХ; - Определение СЗХ, от которой следует отказаться; - Определение нужд новых СЗХ; - Установление основных синергетических связей.
Отраслевой Движущие силы отрасли, конкуренты, отрасль, - Оценка и анализ привлекательности отрасли; - Определение отраслевых факторов успеха отрасли; - Определение движущих сил отрасли; - Оценка конкурентных сил отрасли; - Обоснование решения о выборе базового рынка.
Конкурентный Конкуренты - Анализ и оценка конкурентной позиции организации; - Оценка конкурентных сил отрасли; - Прогнозирование действий конкурентов и оценка их влияния на деятельность организации; - Определение конкурентных преимуществ; - Анализ стратегической позиции.
Стратегический маркетинговый анализ Потребители, товары фирмы, ценовая политика, сервисное обслуживание продукции, система ФОССТИС, коммуникации фирмы, спрос, маркетинг и др. - Выделение, исследование, определение структуры и возможности развития рынков и рыночных сегментов; - Оценка и прогноз будущего состояния товаров фирмы; - Изучение поведение потребителей, анализ спроса; - Анализ ценовой политики; - Анализ процесса товародвижения; - Анализ сервисного обслуживания продукции; - Анализ системы формирования спроса и стимулирования сбыта; - Анализ рекламы.
Анализ стратегической проблемы (задачи) Цели, стратегии, стратегическая проблема (задача) - Выявление стратегических проблем; - Анализ стратегических проблем; - Оценка последствий решения стратегических проблем.
Инвестиционный анализ Предпринимательский проект - Формирование инвестиционных решений (предварительная экспертиза и анализ нового предпринимательского дела); - Экономическая оценка инвестиционных вложений; - Оценка эффективности инвестиций.

 

 

Управленческая значимость методов анализа внешней среды организации выражается в возможности определять силы проявления каждого значимого фактора внешней среды, а также степени чувствительности стратегии к внешним факторам.

Большое значение в анализе внешней среды играют экономико-математические методы. Экономико-математические методы, которые могут быть использованы и используются в практике проведения стратегического анализа. Это экономико-статистические методы: множественная регрессия, дискриминантный, факторный, кластерный, объединенный, вариационный анализ, анализ многомерных совокупностей; методы экономико-математического моделирования: моделирование марковских процессов, модели очереди, и др.; методы оптимизации: математическое программирование, теория игр, эвристика и др.

Стратегический управленческий анализа– это инструмент стратегического анализа, с помощью которого руководство организации оценивает эффективность хозяйственной деятельности с точки зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли. Стратегический управленческий анализ оценивает не только текущее состояние предприятия, но и направлен на выявление стратегических проблем.

Портфельный анализ—это инструмент стратегического анализа, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных (трех-, четырех-, n-ых) матриц, с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды) и анализа деятельности предприятия и согласования (по парного сопоставления критериев).

Экспертные методы стратегического анализа предполагают учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе, как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер. Позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных мероприятий. Достоинства экспертного метода по сравнению с интуитивным подходом состоит в возможности обмена и противопоставления идей.

Экспертные методы основываются на использовании неполной и косвенной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции. Используются преимущественно при решении неструктурированных и слабоструктурированных проблем.