Бытие человека. Потребности и способности, интересы и склонности

В философии под бытием понимают существующий независимо от сознания людей объективный мир (материя) и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие); философскую категорию, обозначающую реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема поиска человеком смысла жизни имеет как объективную, так и субъективную стороны. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Одновременно бытие является источником и условием всех форм деятельности человека, объектом его творчества.

Истолкование бытия представляет собой противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные. Реальное бытие часто называют существованием. Оно имеет пространственно-временной характер, индивидуально и неповторимо. Идеальное бытие – это бытие духовных ценностей, идей, научных понятий. Оно носит сущностный характер и находится вне времени. Человек как индивидуальное существо смертен, конечен, но как часть человечества, он продолжает существовать в детях, материальных и духовных продуктах деятельности. Смысл жизни человека состоит в самой жизни.

Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностью в обычном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, социальной группы, общества. В науке понятие потребности обозначает не столько нужду, сколько постоянное противоречие между конкретной ситуацией и необходимыми условиями жизни человека (например, утоление голода не устраняет потребности в пище). В основе любой человеческой потребности лежит соответствующий инстинкт, т.е. природный фактор, присущий индивиду как живому организму. Все инстинкты человека делятся на три группы: 1) витальные, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой); 2) социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами (общение); 3) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (ориентировочный инстинкт).

Соответственно потребности человека можно условно разделить на: 1) биологические (в питании, движении, продолжении рода); 2) социальные (в труде, социальной активности, самореализации); 3) духовные (в познании, наслаждении прекрасным).

Многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциального существа. Единство различных сторон человеческого бытия выражается во взаимосвязи и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь, удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) нередко служит средством реализации социальных потребностей (в получение профессии). Половое влечение развивается в духовную потребность любви.

Американский психолог и социолог Абрахам Маслоу предложил классификацию иерархически расположенных потребностей человека, названную «пирамидой Маслоу». Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности, составляющие основу пирамиды, от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:

1) физиологические (в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе);

2) экзистенциальные (в безопасности, комфорте, уверенности в будущем, в гарантии трудовой занятости).

Вторичные же потребности включают в себя:

1) социальные (в общении, в совместной деятельности);

2) престижные (в самоуважении и уважении других, достижении успеха, карьере);

3) духовные (в самовыражении, самореализации, творчестве, знаниях).

По мнению Маслоу, удовлетворение последующих потребностей становится насущным при условии удовлетворения предыдущих.

Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (ложные). Стремление удовлетворить подлинные потребности способствует развитию личности и приносит пользу обществу, а удовлетворение мнимых потребностей (алкоголь, наркотики) ведет к физической и духовной деградации личности, наносит вред природе и обществу.

Осуществление потребностей человека зависит от наличия у него комплекса способностей. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения какого-либо рода деятельности. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. В современной науке способности рассматриваются в единстве биологического и социального начал. Биологическое начало в способностях представлено в виде задатков, генетических программ поведения, закодированных в молекулах ДНК. Развитие любой способности во многом зависит и от действия социальных факторов: например, для развития музыкальных способностей необходимы музыкальное образование, практика.

Отличия в основных видах деятельности обычно выступают критерием для типологии способностей. Соответственно различают научные, художественные, инженерные и прочие способности. Выделяют также и общие способности, отвечающие требованиям различных видов деятельности. Качественный уровень развития способностей выражается понятиями одаренности, таланта и гениальности. Одаренность – это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах деятельности, а также качественно высокая познавательная способность в различных областях. Талантом называют совокупность способностей, позволяющую создать нечто новое, отличающееся высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере человеческой деятельности. Цепочка перечисленных качеств выглядит следующим образом: задатки – способности – одарённость – талант – гениальность.

Важной стороной психической жизни человека являются его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности. Под интересом понимают направленность на определённый предмет, под склонностью – направленность на занятие определённой деятельностью. Интерес – осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам, имеющим для них важное значение. Интерес человека направлен не столько на сам предмет потребности, сколько на общественные условия, делающие его доступным. Интересы являются мощными побудительными стимулами к деятельности и различаются 1) по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), 2) по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), 3) по степени осознанности (осознаваемые стихийно или планируемые), 4) по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

Часто интерес к предмету бывает связан со склонностью к соответствующей деятельности. Интерес к шахматам обычно возникает вместе со склонностью играть в шахматы. Но интерес может существовать независимо от склонности. Например, некоторые люди, интересующиеся спортом, ограничиваются просмотром спортивных соревнований.

В основе возникновения интересов и склонностей лежат потребности. Но не всякая потребность порождает устойчивый интерес, характеризующий направленность человека. Например, удовлетворение физиологических потребностей приводит к утрате на время интереса к еде, возможности выспаться. Интересы являются важнейшей побудительной силой к расширению кругозора, к обогащению духовной жизни человека. Отсутствие или бедность интересов делают жизнь человека серой и бессодержательной. Такой человек постоянно нуждается в том, чтобы что-нибудь внешнее развлекало и забавляло его. Человек, не имеющий устойчивых интересов, не может достичь значительного успеха в той или иной сфере деятельности.