Человек как биосоциальное существо
Природа человека определяется философами как бинарная (двойная), а сам человека – как биосоциальное существо. Часть ученых считает человека биопсихосоциальным существом, подчеркивая значимость высшей нервной деятельности, рационального мышления как отличительной черты человека.
Как часть природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид – Homo sapiens. Устойчивые разновидности Homo sapiens обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена исторической адаптированностью к конкретным условиям среды обитания и появлением соответствующих специфических биологических особенностей. Под биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным: наследственные признаки; инстинкты (самосохранения, половой); эмоции; биологические потребности (дышать, спать, питаться); сходные с другими млекопитающими физиологические черты; возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде; продолжение рода.
В то же время целый ряд биологических качеств человека послужили основой развития человеческой деятельности как социального существа:
1) прямая походка, расширяющая обзор и освобождающая передние конечности для труда;
2) подвижные пальцы и противопоставленный им большой палец, обеспечивающие выполнение сложных функций;
3) прямой взгляд, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться;
4) большой мозг и сложная нервная система как основа высокого развития психики и интеллекта;
5) сложный механизм голосовых связок, способствующий развитию членораздельной речи;
6) продолжительная зависимость детей от родителей, долгий период обучения и социализации;
7) менее жесткий механизм инстинктов как основа успешного адаптирования к различным условиям среды;
8) устойчивость сексуального влечения, влияющая на стабильные формы семьи.
Эти качества способствовали формированию социальных особенностей, характерных исключительно для человека: способность изготавливать орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, дружба, любовь); духовные потребности (в вере, искусстве); сознание; различного рода преобразовательная деятельность; целеполагание.
Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке наследственности, а формируются прижизненно, в процессе социализации, т.е. усвоения индивидом норм, ценностей и общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с рождения является индивидом – единичным природным существом, носителем индивидуальных черт. Если индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа, то понятие «человек» употребляют, указывая на принадлежность кого-либо к человеческому роду, обладающее свойственными всем людям качествами.