Идеи И.Т. Посошкова о регламентации хозяйственных процессов

Иван Тихонович Посошков (1652—1726) родился в семье ре­месленника-ювелира и был, как говорят, мастером на все руки:

в совершенстве знал оружейное дело, иконопись, столярное и винокуренное ремесло, многие годы работал денежным масте­ром при Оружейной палате, состоял на казенной службе во­дочным мастером. Затем Посошков развил бурную частную пред­принимательскую деятельность и стал купцом-мануфактурис­том. В 1719 г. он построил в Новгородском уезде винокуренный завод, держал на откупе таможенный сбор, продажу вина и пива. В конце концов он стал весьма состоятельным гражданином:

имел дом в Петербурге и 2 дома в Новгороде, 258 десятин зем­ли и около 80 крепостных крестьян.

Имея богатый и разносторонний жизненный опыт и будучи творческим человеком. Посошков испытывал потребность в самовыражении. Поскольку у него возникало немало идей об улучшении общественного устройства, он активно занимался и публицистикой. Так, в самом начале XVIII в. Посошков напра­вил митрополиту Стефану Яворскому записку с предложения­ми мер по укреплению православия и о подготовке духовенства. В 1719 г. он закончил книгу «Завещание отеческое к сыну свое­му». Но основное внимание он уделялрегулированию хозяйственнойжизни. В 1724 г. он завершает главный труд своей жизни «Книгу о скудости и богатстве», которая и увековечила его имя.

По своим идейным взглядам Посошков был сторонником самодержавия. Вместе с тем он был суровым критиком системы управления в России, считая ее основным препятствием устра­нения скудости и умножения богатства. Его возмущали отсут­ствие элементарного правового порядка в России и безнаказан­ность сильных мира сего. Центром его критики была устаревшая система управления, законов и судов в России*. Неприбыльное управление хозяйством и страной Посошков связывал с произ­волом и безнаказанностью дворян, которые были повязаны кру­говой порукой, творили произвол, занимались взяточничеством и другими неблаговидными делами. Для блага России и его на­рода он советовал Петру заменить древние указы, порядки и управления и обновить Судебник государственных законов. По­сошков сопроводил свою «Книгу о скудости и богатстве» спе­циальным «Доношением об исправлении всех неисправ» и на­правил его Петру I.

Предложения Посошкова об «исправлении всех неисправ» были оригинальными и по тому времени, даже с учетом достижений экономической науки на Западе, весьма прогрессивными. По­скольку Посошков неприязненно и даже враждебно относился к дворянству, это не могло не отразиться в его смелых предло­жениях. Многие историки полагают, что именно это обстоя­тельство и послужило поводом для ареста Посошкова (после смерти Петра) и заточения его в Петропавловскую крепость как государственного преступника тайной канцелярии, где он и скончался.

Для пересмотра государственных законов Посошков совето­вал царю создать комиссию, в которую войдут по 2—3 выбор­ных представителя от каждого сословия и чинов, в том числе и от крестьянства. Предлагаемые комиссией проекты улучшения правления должны быть одобрены «вольным голосом всего на­рода, а не под принуждением, дабы в том изложении как высо­кородным, так и нискородным, и как богатым, так и убогим, и как высокочинцам, так и нискочинцам обиды бы и утеснения их бытия в том новоисправном положении не было».

Целью книги, по его словам, было показать причины напрасной скудости государства и умножения богатства. Посошков был

убежден, что предложенный им план преобразований позволит превратить Россию в богатую культурную и могучую державу. Он уверял царя, что если его рекомендации будут осуществле­ны, то «вся наша великая Россия обновитца как в духовности, тако и во гражданстве и не токомо одна царская сокровища наполнятца, жители Российские обогатятца и прославятся»*. Он надеялся, что с улучшением жизни исчезнут вражда и обиды, а высокородные дворяне с любовью будут относиться к простому народу.

Экономические взгляды Посошкова отражали идеи меркан­тилизма, хотя он не был знаком с трудами западных экономи­стов своего времени. Не имея специального образования, По­сошков самостоятельно пришел к идеям меркантилизма, кото­рые господствовали тогда на Западе. Поэтому он по праву счи­тается выдающимся меркантилистом России.Идеи Посошкова отражают специфику и особенности России, а потому имеют немало отличий от западных.

Петр I тоже был приверженцем меркантилизма, и его рефор­мы в значительной мере были реализацией этого учения, но относительно ряда важных проблем управления экономической жизнью взгляды Посошкова не совпадали с идеями Петра, а иногда явно противоречили им.

К оригинальным идеям Посошкова относится разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевает богатство государства (казны) и народа, а под вторым — эффективное управление страной и наличие спра­ведливых законов. Рассуждения Посошкова о невещественном богатстве конкретизировались им в требовании реформы управ­ления, поскольку именно реформа создает возможности для ус­транения скудности государства и умножения богатства в стра­не. (В настоящее время, когда признано, что наука является не­посредственной производительной силой, нетрудно оценить про­грессивность подобных взглядов, имевших место почти 300 лет назад.)

Принципы Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяй­ственными процессами. Он был решительным сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Основным рычагом такой регламентации должны быть царские указы, которые он считал самым важным средством осуществления экономических пре-

образований. Среди его многочисленных рекомендаций назовем лишь две:

заставлять всех людей работать, причем работать прилежно и производительно, уничтожать праздность во всех ее видах;

решительно бороться с непроизводительными затратами, осу­ществлять строжайшую экономию во всем; бороться с рос­кошью, излишествами в жизни людей*.

Приведенные рекомендации значительно отличаются от идей классических меркантилистов западной Европы, которые ис­точником богатства считали торговлю.

Посошков, подобно будущим классикам буржуазной политэко­номии А. Смиту и Д. Рикардо, связывает источник богатства с трудом. В его рекомендациях подразумевается, что труд является источником увеличения богатства. По его мнению, никто не имеет права жить без работы и даром есть хлеб. И надо не просто работать, а труд должен быть с «прибытком» (на современном языке — с прибылью). Посошков устанавливает явную связь между ростом богатства и производительностью труда, что еще раз подчерки­вает его восприятие труда как важного источника богатства.

Внеэкономическая форма принуждения для Посошкова, так же, как и для его современников, и особенно российских, была естественной формой трудовой дисциплины. Вместе с тем он весьма убедительно обосновывал преимущества сдельной опла­ты труда по сравнению с повременной. В качестве стимула для повышения производительности труда он рекомендовал выда­вать рабочим государственных предприятий более высокую зар­плату и критиковал крохоборчество управляющих, которые ус­танавливали рабочим крайне низкую зарплату (5 коп. в день):

«Они мнят тем учинить великому государю прибыль, что масте­ровых людей не кормят, а они тем великий убыток делают. А и во всяких делах правители наши за кроху умирают, а где тысячи Рублев пропадают, то ни во что поставляют, и неданием пол­ного кормления у русских людей охоту и к мастерству прилежа­ние тем пресекают и размножится доброму художеству не до­пускают»**.

Что же касается многочисленных рекомендаций Посошкова о строжайшей экономии и борьбе с роскошью и излишества­ми, то здесь надо особо подчеркнуть, что эти понятия он не ограничивал сферой быта, а рассматривал их в более широком смысле с позиций интересов общества. Ярким примером в этом

отношении является его проект против хищнического отноше­ния населения к естественным богатствам. Образно говоря,он ратовал за сохранение экологии. Он выступал против хищничес­кого истребления молодого леса, молодой рыбы, сбора незрелых орехов и других подобных мер, наносящих вред природе и общест­ву. Автор проекта обоснованно доказывал, что правильные прин­ципы использования природных богатств способствуют их ум­ножению, а вредные — истреблению.

Как меркантилист Посошков считал торговлю самым при­оритетным занятием. «Торг великое дело! — восклицал он. — Купечеством всякое государство обогащается, а без купечества и малое государство быть не может».

Защищая интересы купечества, он по-своему трактовал «сво­бодный торг», понимая под ним свободу русских купцов от иностранных купцов и всех других сословий и чинов в России, т.е. ратовал за монопольное право купцов на торговлю в России. Посошков возмущался тем, что торговлей занимаются бояре, дворяне, офицеры, солдаты, приказные люди и крестьяне, ко­торые торгуют беспошлинно, причиняя убыток купечеству и казне. Поэтому он требовал запретить заниматься торговлей всем, кто не принадлежал к сословию купечества. С другой стороны, он предлагал ограничивать права вступления в купечество: же­лающий сделать это должен быть выходцем из этого сословия и обладать определенным минимумом денежных средств.

Любопытным по тому времени является предложение Посошкова об установлении одинаковых цен на товары в разных лавках. Он предлагал учредить бюрократический аппарат, контролирующий цены и качество товаров, наивно полагая с его помощью иско­ренить обман в торговле. Посошков резко выступал против го­сударственной монополии на торговлю солью, которая привела к установлению высокой цены на этот продукт, отчего многие люди в деревнях не употребляли соль и болели цингой, и пред­лагал передать соль в свободную торговлю, отчего будет польза и народу, и купцам, и казне.

Посошков в принципе одобрял реформы Петра I по разви­тию промышленности, но предлагал для ускорения этого про­цесса ряд конкретных мер. В частности, по его мнению, крепостные крестьяне должны были зимой работать на заводах, для чего он рекомендовал заранее обучать крестьянских детей ткацкому делу и другим ремеслам. В числе мер, необходимых для ускорения развития промышленности, Посошков рекомендовал поощрять развитие изобретательства, заботиться об охране прав творчес­ких мастеров, издать закон о патентах. В то время это было ха­рактерно лишь для Англии и Франции.

Посошков полагал, что в России царь может устанавливать покупательную силу монет. На Западе, где нет самодержавной власти, покупательная сила денег зависит от веса содержащего­ся в них металла. Он полагал, что если бы царь повелел на мед­ной «золотниковый монете положить рублевое начертание, то бы она за рубль и ходить в торгах стала во веки вечные»*.

Подробно излагал Посошков и свои предложения относительно налоговой системы. Суть их можно сформулировать таким образом:

кроме духовенства, все сословия общества должны платить налоги;

налоги не должны быть разорительными ни для государства, ни для народа;

основой налогообложения должна быть земля, и налоги сле­дует устанавливать в соответствии с ее размерами.

Посошков возмущался тем, что дворяне не платят налогов, в связи с чем казна теряет большой доход. Он критиковал подуш­ный налог Петра, так же, как подворный налог, существовав­ший до Петра. Посошков справедливо указывал, что подушный налог не учитывает имущественного положения налогоплатель­щика. Он рассматривал российское государство как большой хозяйственный Дом: монарх — глава этого Дома, отец семейст­ва, ему все подчиняются и беспрекословно исполняют его ука­зания. Но кому много дано, с того много и спросится. Глава Дома ответствен за порядок в нем и за пригодность его для про­живания. По мнению Посошкова, в этом Доме прочным явля­ется только фундамент, под которым он понимал православие. Все другие его части обветшали и требуют срочного «перебора всех бревен и замены гнилых».