Идеи И.Т. Посошкова о регламентации хозяйственных процессов
Иван Тихонович Посошков (1652—1726) родился в семье ремесленника-ювелира и был, как говорят, мастером на все руки:
в совершенстве знал оружейное дело, иконопись, столярное и винокуренное ремесло, многие годы работал денежным мастером при Оружейной палате, состоял на казенной службе водочным мастером. Затем Посошков развил бурную частную предпринимательскую деятельность и стал купцом-мануфактуристом. В 1719 г. он построил в Новгородском уезде винокуренный завод, держал на откупе таможенный сбор, продажу вина и пива. В конце концов он стал весьма состоятельным гражданином:
имел дом в Петербурге и 2 дома в Новгороде, 258 десятин земли и около 80 крепостных крестьян.
Имея богатый и разносторонний жизненный опыт и будучи творческим человеком. Посошков испытывал потребность в самовыражении. Поскольку у него возникало немало идей об улучшении общественного устройства, он активно занимался и публицистикой. Так, в самом начале XVIII в. Посошков направил митрополиту Стефану Яворскому записку с предложениями мер по укреплению православия и о подготовке духовенства. В 1719 г. он закончил книгу «Завещание отеческое к сыну своему». Но основное внимание он уделялрегулированию хозяйственнойжизни. В 1724 г. он завершает главный труд своей жизни «Книгу о скудости и богатстве», которая и увековечила его имя.
По своим идейным взглядам Посошков был сторонником самодержавия. Вместе с тем он был суровым критиком системы управления в России, считая ее основным препятствием устранения скудости и умножения богатства. Его возмущали отсутствие элементарного правового порядка в России и безнаказанность сильных мира сего. Центром его критики была устаревшая система управления, законов и судов в России*. Неприбыльное управление хозяйством и страной Посошков связывал с произволом и безнаказанностью дворян, которые были повязаны круговой порукой, творили произвол, занимались взяточничеством и другими неблаговидными делами. Для блага России и его народа он советовал Петру заменить древние указы, порядки и управления и обновить Судебник государственных законов. Посошков сопроводил свою «Книгу о скудости и богатстве» специальным «Доношением об исправлении всех неисправ» и направил его Петру I.
Предложения Посошкова об «исправлении всех неисправ» были оригинальными и по тому времени, даже с учетом достижений экономической науки на Западе, весьма прогрессивными. Поскольку Посошков неприязненно и даже враждебно относился к дворянству, это не могло не отразиться в его смелых предложениях. Многие историки полагают, что именно это обстоятельство и послужило поводом для ареста Посошкова (после смерти Петра) и заточения его в Петропавловскую крепость как государственного преступника тайной канцелярии, где он и скончался.
Для пересмотра государственных законов Посошков советовал царю создать комиссию, в которую войдут по 2—3 выборных представителя от каждого сословия и чинов, в том числе и от крестьянства. Предлагаемые комиссией проекты улучшения правления должны быть одобрены «вольным голосом всего народа, а не под принуждением, дабы в том изложении как высокородным, так и нискородным, и как богатым, так и убогим, и как высокочинцам, так и нискочинцам обиды бы и утеснения их бытия в том новоисправном положении не было».
Целью книги, по его словам, было показать причины напрасной скудости государства и умножения богатства. Посошков был
убежден, что предложенный им план преобразований позволит превратить Россию в богатую культурную и могучую державу. Он уверял царя, что если его рекомендации будут осуществлены, то «вся наша великая Россия обновитца как в духовности, тако и во гражданстве и не токомо одна царская сокровища наполнятца, жители Российские обогатятца и прославятся»*. Он надеялся, что с улучшением жизни исчезнут вражда и обиды, а высокородные дворяне с любовью будут относиться к простому народу.
Экономические взгляды Посошкова отражали идеи меркантилизма, хотя он не был знаком с трудами западных экономистов своего времени. Не имея специального образования, Посошков самостоятельно пришел к идеям меркантилизма, которые господствовали тогда на Западе. Поэтому он по праву считается выдающимся меркантилистом России.Идеи Посошкова отражают специфику и особенности России, а потому имеют немало отличий от западных.
Петр I тоже был приверженцем меркантилизма, и его реформы в значительной мере были реализацией этого учения, но относительно ряда важных проблем управления экономической жизнью взгляды Посошкова не совпадали с идеями Петра, а иногда явно противоречили им.
К оригинальным идеям Посошкова относится разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевает богатство государства (казны) и народа, а под вторым — эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Рассуждения Посошкова о невещественном богатстве конкретизировались им в требовании реформы управления, поскольку именно реформа создает возможности для устранения скудности государства и умножения богатства в стране. (В настоящее время, когда признано, что наука является непосредственной производительной силой, нетрудно оценить прогрессивность подобных взглядов, имевших место почти 300 лет назад.)
Принципы Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был решительным сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Основным рычагом такой регламентации должны быть царские указы, которые он считал самым важным средством осуществления экономических пре-
образований. Среди его многочисленных рекомендаций назовем лишь две:
заставлять всех людей работать, причем работать прилежно и производительно, уничтожать праздность во всех ее видах;
решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем; бороться с роскошью, излишествами в жизни людей*.
Приведенные рекомендации значительно отличаются от идей классических меркантилистов западной Европы, которые источником богатства считали торговлю.
Посошков, подобно будущим классикам буржуазной политэкономии А. Смиту и Д. Рикардо, связывает источник богатства с трудом. В его рекомендациях подразумевается, что труд является источником увеличения богатства. По его мнению, никто не имеет права жить без работы и даром есть хлеб. И надо не просто работать, а труд должен быть с «прибытком» (на современном языке — с прибылью). Посошков устанавливает явную связь между ростом богатства и производительностью труда, что еще раз подчеркивает его восприятие труда как важного источника богатства.
Внеэкономическая форма принуждения для Посошкова, так же, как и для его современников, и особенно российских, была естественной формой трудовой дисциплины. Вместе с тем он весьма убедительно обосновывал преимущества сдельной оплаты труда по сравнению с повременной. В качестве стимула для повышения производительности труда он рекомендовал выдавать рабочим государственных предприятий более высокую зарплату и критиковал крохоборчество управляющих, которые устанавливали рабочим крайне низкую зарплату (5 коп. в день):
«Они мнят тем учинить великому государю прибыль, что мастеровых людей не кормят, а они тем великий убыток делают. А и во всяких делах правители наши за кроху умирают, а где тысячи Рублев пропадают, то ни во что поставляют, и неданием полного кормления у русских людей охоту и к мастерству прилежание тем пресекают и размножится доброму художеству не допускают»**.
Что же касается многочисленных рекомендаций Посошкова о строжайшей экономии и борьбе с роскошью и излишествами, то здесь надо особо подчеркнуть, что эти понятия он не ограничивал сферой быта, а рассматривал их в более широком смысле с позиций интересов общества. Ярким примером в этом
отношении является его проект против хищнического отношения населения к естественным богатствам. Образно говоря,он ратовал за сохранение экологии. Он выступал против хищнического истребления молодого леса, молодой рыбы, сбора незрелых орехов и других подобных мер, наносящих вред природе и обществу. Автор проекта обоснованно доказывал, что правильные принципы использования природных богатств способствуют их умножению, а вредные — истреблению.
Как меркантилист Посошков считал торговлю самым приоритетным занятием. «Торг великое дело! — восклицал он. — Купечеством всякое государство обогащается, а без купечества и малое государство быть не может».
Защищая интересы купечества, он по-своему трактовал «свободный торг», понимая под ним свободу русских купцов от иностранных купцов и всех других сословий и чинов в России, т.е. ратовал за монопольное право купцов на торговлю в России. Посошков возмущался тем, что торговлей занимаются бояре, дворяне, офицеры, солдаты, приказные люди и крестьяне, которые торгуют беспошлинно, причиняя убыток купечеству и казне. Поэтому он требовал запретить заниматься торговлей всем, кто не принадлежал к сословию купечества. С другой стороны, он предлагал ограничивать права вступления в купечество: желающий сделать это должен быть выходцем из этого сословия и обладать определенным минимумом денежных средств.
Любопытным по тому времени является предложение Посошкова об установлении одинаковых цен на товары в разных лавках. Он предлагал учредить бюрократический аппарат, контролирующий цены и качество товаров, наивно полагая с его помощью искоренить обман в торговле. Посошков резко выступал против государственной монополии на торговлю солью, которая привела к установлению высокой цены на этот продукт, отчего многие люди в деревнях не употребляли соль и болели цингой, и предлагал передать соль в свободную торговлю, отчего будет польза и народу, и купцам, и казне.
Посошков в принципе одобрял реформы Петра I по развитию промышленности, но предлагал для ускорения этого процесса ряд конкретных мер. В частности, по его мнению, крепостные крестьяне должны были зимой работать на заводах, для чего он рекомендовал заранее обучать крестьянских детей ткацкому делу и другим ремеслам. В числе мер, необходимых для ускорения развития промышленности, Посошков рекомендовал поощрять развитие изобретательства, заботиться об охране прав творческих мастеров, издать закон о патентах. В то время это было характерно лишь для Англии и Франции.
Посошков полагал, что в России царь может устанавливать покупательную силу монет. На Западе, где нет самодержавной власти, покупательная сила денег зависит от веса содержащегося в них металла. Он полагал, что если бы царь повелел на медной «золотниковый монете положить рублевое начертание, то бы она за рубль и ходить в торгах стала во веки вечные»*.
Подробно излагал Посошков и свои предложения относительно налоговой системы. Суть их можно сформулировать таким образом:
кроме духовенства, все сословия общества должны платить налоги;
налоги не должны быть разорительными ни для государства, ни для народа;
основой налогообложения должна быть земля, и налоги следует устанавливать в соответствии с ее размерами.
Посошков возмущался тем, что дворяне не платят налогов, в связи с чем казна теряет большой доход. Он критиковал подушный налог Петра, так же, как подворный налог, существовавший до Петра. Посошков справедливо указывал, что подушный налог не учитывает имущественного положения налогоплательщика. Он рассматривал российское государство как большой хозяйственный Дом: монарх — глава этого Дома, отец семейства, ему все подчиняются и беспрекословно исполняют его указания. Но кому много дано, с того много и спросится. Глава Дома ответствен за порядок в нем и за пригодность его для проживания. По мнению Посошкова, в этом Доме прочным является только фундамент, под которым он понимал православие. Все другие его части обветшали и требуют срочного «перебора всех бревен и замены гнилых».