Реформы Петра 1 по совершенствованию управления экономикой

Реформы Петра I затрагивали практически все стороны управления страной и ее хозяйственными организациями, а также личную жизнь представителей всех сословий. От изменения летосчисления и создания нового государственного аппарата во главе с Сенатом до брадобрейства и определения одежды, которую следует носить, — таков круг преобразований Петра.

В декабре 1699 г. в России было изменено летосчисление, ко­торое стало производиться не от сотворения мира, а от Рождества Христова; Новый год стал отмечаться 1 января по образцу всей Европы вместо 1 сентября. По приказу царя наступление 1700 г. отмечалось по новому летосчислению и праздновалось 7 дней. Кроме того, был издан указ, чтобы все, кроме духовенства, брили бороду и одевались в иностранную одежду: зимой — в меховую венгерского покроя, а летом — в одежду немецкого образца.

Реформы Петра завершили формирование в России абсолю­тистской царской власти. Для управления государством был учрежден Сенат. Вместо запутанной системы приказов были созданы коллегии с четко разграниченными функциями, подчиненные Сенату. Коммерц-коллегия стала центральным учреждением, управляющим торговлей и промышленностью, вме­сто ранее беспомощных ратуш. (Исследование ее функций и полномочий ныне представляет большой практический инте­рес в связи с развитием менеджмента на макро- и микроуров­нях.)

Одним, из важнейших управленческих преобразований Петра было создание регулярной армии и отделение гражданской службы управления от военной. Историк С. Соловьев пишет, что от по­ловины IX в. до XVII в. Россия представляла собой цервобыт-ное, неразвитое государство: служба военная не была отделена от гражданской как при св. Владимире, так и при царе Алексее Михайловиче; дружинники, или служивые люди, делившиеся на несколько разрядов и чинов, по окончании военного похода занимали и гражданские должности. При Петре отделение граж­данских должностей от военных было узаконено и четко разгра­ничено в его «Табели о рангах», где все должности и чины были размещены в известном порядке, по классам, и подле должно­стей, или чинов военных появляются гражданские и придворные. По оценке А. Пушкина, чины сделались страстию русско­го народа. Того хотел Петр Великий, того требовало тогдашнее состоянии России.

Историк профессор Н. Фирсов отметил, что Петр в своих пре­образованиях был исполнен веры «в спасительность для народа хороших учреждений». Логическая схема государственного уп­равления, разработанная немецким философом и юристом Г.В. Лейбницем <1646—1716), а также финансовые нужды госу­дарства были критерием для определения, что следовало заим­ствовать из западноевропейского опыта.

К началу XVIII в. по сравнению с Англией, Францией, Гол­ландией и Швецией Россия была отсталой страной. Главная от­расль — сельское хозяйство — была оснащена примитивной тех­никой и характеризовалась низкими урожаями. Отечественная промышленность не могла удовлетворять потребности населе­ния в промышленных товарах, и тем более военные нужды го­сударства. В то время страны, окружавшие Россию — Швеция, Польша, Турция и др., — были враждебно настроены по отно­шению к ней и отрезали Россию от морей, связывающих ее с Европой. России принадлежало только Белое море, которое боль­шую часть года было покрыто льдом. Балтийское море, принад­лежавшее ранее России, находилось в руках Швеции, Черное, Азовское и Каспийское моря принадлежали Турции и Персии. Южные окраины России подвергались постоянным набегам крым­ских татар. Все это создавало большую угрозу для политической и экономической самостоятельности России.

Учитывая это, Петр стремился создать более благоприятные условия для экономического развития России. Основной целью его военных действий была борьба за море. Он вел войну с Тур­цией за Азовское и Черное моря, со Швецией — за Балтийское море. Петр I реорганизовал армию и оснастил ее первокласс­ным вооружением. Однако, по его высказыванию, «кто имеет сухопутную армию и не имеет флота, тот имеет только одну руку». В связи с этим он создал морской флот (в 1996 г. Россия торжественно отметила его 300-летие).

Стремление Петра к ликвидации экономической отсталости России потребовало коренных преобразований в центральном и местном управлении всех сфер хозяйственной жизни. Основны­ми направлениями экономических преобразований были следу­ющие:

развитие крупной промышленности и государственная под­держка ремесленных производств;

содействие развитию сельского хозяйства;

укрепление финансовой системы;

активизация развития внешней и внутренней торговли.

В развитии Петром Iотечественной крупной промышленности можно выделить 2 периода. Первый период — с начала войны России против Турции и Швеции до 1709—1710 гг. Длительная война требовала много оружия, а ввоз его в Россию был блоки­рован. Особенно остро встал вопрос о качественном железе, которое раньше ввозилось из Швеции. Поэтому срочно создава­лись металлургические, металлообрабатывающие и оружейные заводы на Урале, в Олонецком крае и других регионах, вклю­чая и Петербург.

Второй период развития промышленности начался после Полтавской битвы, когда наряду с военной царь начал уделять большое внимание и гражданской промышленности — сукон­ной, кожевенной, бумажной, стекольной, шелковой, табачной. За годы царствования Петра. I в России было создано около 200 промышленных предприятий, в том числе 52 предприятия чер­ной и 17 предприятий цветной металлургии, 15 предприятий суконной промышленности, 9 шелко-ткацких, 14 кожевенных, 23 лесопильных*. При этом использовались самые передовые по тому времени техника и технология.

На Мануфактур-коллегию была возложена обязанность «при­сматривать», нет ли нововымышленных машин и инструмен­тов, и буде есть, такие выписывать же**. Царь внимательно сле­дил за новинками в технике, бывая за рубежом, встречался с изобретателями, изучал новые машины и все полезное отбирал для России, где с участием талантливых ученых и практиков решались сложные технические проблемы. '•

Реформы Петра привели к усилению крепостничества и ук­реплению дворянства. Особенно большую роль в этом сыграл Указ Петра о единонаследии, в котором он стремился предот­вратить измельчение и обеднение дворянского сословия, проис­ходящие в результате разделов имений. Наследование дворян­ского владения означало и право дворянства на владение крепост­ными и их труд. При Петре резко возросла торговля крепост-

ными — семьями и поодиночке. Царь ввел суровые меры и к крестьянам-беглецам, и к тем, кто их укрывал. В результате раз­дачи дворянам казенных земель с находившимися на них крес­тьянами число крепостных увеличилось.

Сельское хозяйство не пользовалось особым вниманием Пет­ра, за исключением отраслей, которые были сырьевой базой для крупной промышленности, например овцеводства — по его приказу за границей закупались овцы и бараны для разведения в России пород, шерсть которых необходима для производства тонких сукон. Приоритетным было и коневодство — в 1715 г. был издал Указ «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промыслов», в котором предписывалось из года в год увеличивать посевы этих культур.

Особое внимание Петр уделялфинансовой политике. Именно в этой сфере издано наибольшее число указов, особенно о на­логах и монетной системе. В значительной мере это объясняется тем, что длительные войны, содержание большого государствен­ного аппарата и строительство казенных крупных промышлен­ных предприятий требовали немалых средств. Попытки органи­зации бюджетного дела предпринимались и раньше, но теперь они становятся регулярными. Царь поручает Ближней канцеля­рии сводить ведомости о приходе и расходе по всем статьям.

Для сбалансирования бюджета еще активнее применялись меры по привлечению в страну драгоценных металлов и прекраще­нию вывоза денег за границу. Золото и серебро как денежный металл были изъяты из свободного оборота во внешней торгов­ле. В целях борьбы с ввозом в Россию фальшивых монет ввоз даже русских монет из-за границы был запрещен. Русские куп­цы обязаны были сдавать казне в обмен на русскую монету по установленному курсу все золото и серебро, полученные ими от продажи товаров иностранным купцам.

Петр I провел преобразования и монетной системы. До него чеканка монет производилась не только государством, но и част­ными ремесленниками, золотых и серебряных дел мастерами под надзором правительства и с уплатой пошлины. Петр пре­вратил монетное дело в монополию государства, что содействовало упорядочению денежной системы. Был увеличен выпуск монет, с целью пополнения казны были снижены количество металла и проба благородного металла в монете. С 1700 г. стали чеканить­ся медные монеты мелкого достоинства, что дало дополнитель­ный доход казне и обеспечило рынок удобным средством обра­щения. Монетные реформы упорядочили денежную систему и

привели ее в соответствие с потребностями быстро развиваю­щейся торговли и промышленности.

Уделяя большое значение развитиювнутренней и внешней торговли, Петр осуществил ряд мероприятий для создания особого сословия — русского купечества, в том числе в 1699 г. предоста­вил городскому населению право самоуправления. В городах были созданы выборные органы управления; деятельность торговых и посадских людей перестала относиться к ведению воевод и при­казов. В 1718 г. в городах были созданы магистраты. Купечество вместе с промышленными людьми и некоторыми другими груп­пами населения было выделено в особую, привилегированную группу — гильдию. В судебных делах купечество подлежало веде­нию магистрата. Коммерц-коллегия обязана была заботиться о купечестве.

В торговой политике Петра I важным звеном было расшире­ние государственной монополии не только во внешней, но и во внутренней торговле. Круг товаров, торговля которыми счита­лась монополией государства, неуклонно расширялся. К ним относились, например, смола, икра, поташ, деготь, сало, со­больи меха, вино, соль, табак. Такая монополия приносила зна­чительный доход государственной казне, но сдерживала разви­тие частно-предпринимательской торговли, ограничивая тем са­мым финансовые возможности государства. Поэтому в послед­ние годы царствования Петра в торговой политике были произ­ведены серьезные изменения.

В 1719 г. монополия на вывоз за границу была отменена по всем товарам, за исключением поташа и смольчуга, что объяс­нялось необходимостью бережного отношения к лесу. Одновре­менно были повышены ввозные пошлины: больше вывозить, меньше ввозить. Петр требовал «тщится по всякой возможнос­ти, дабы более наши товары на деньги продаваны были нежели на товары менены»*.

Во внутренней торговле ощущалась направленность на актив­ное развитие местных торгов и ярмарок. Были изданы указы об учреждении в России товарных бирж, о сборе и публикации данных о ценах на товары в разных городах России и на иност­ранных рынках. Указные цены существовали лишь на товары, которые были объектом государственной монополии.

Центральной задачей экономической политики государства при Петре, как и прежде, было пополнение казны. Фискальная

деятельность при этом получила максимальное развитие. Одна­ко экономическую роль государства Петр рассматривал гораздо шире, чем его предшественники, стремясь использовать вли­яние государства на развитие техники, повышение производи­тельности труда, подчеркивая при этом заботу об общем благе, «народной пользе». Именно этими мотивами он пытался объяс­нить многие свои мероприятия. В Регламенте о распространении в России мануфактур и фабрик записано, что это направлено «к пользе общего блага и пожитку подданных»*.

Петр I понимал государство как направляющую силу разви­тия экономики, а законодательство считал мощным рычагом реализации намеченных программ. Поэтому издание указов, регламентов, инструкций по претворению их в жизнь было важной формой государственной деятельности.Иначе говоря, то, что теперь признано государственным менеджментом, в петровскую эпоху использовалось в значительной мере и весьма продуктивно.

Развивая хозяйственную функцию государства, царь развер­нул в больших по тому времени масштабах строительство ка­зенных заводов, каналов и развил казенную торговлю на внут' реннем и внешнем рынках. Более того, он полагал, что государство должно поддерживать и поощрять частную инициативу и пред­принимательство, учить своих подданных рациональному ведению хозяйства, насаждать новые формы организации тру­да, сочетая при этом помощь и пропаганду с принуждением.

Так, в Указе о развитии фабрик в России, отмечая отсталость и косность россиян в вопросах хозяйственной жизни, их недо­верие к новым формам, царь пишет: «Понеже наш народ, яко дети, неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневольны бывают, которым сперва до­садно кажется, но когда выучатся, потом благодарят, и в ману­фактурных делах не предложением одним делато, но и принуж­дать и вспомогать наставлением и всякими способами, и яко добрым экономом быть»**.

Еще в начале своих реформ Петр привлекал к созданию крупной промышленности и частных предпринимателей — Строганова, Демидова и др. С этой целью создавались компании, которым нередко передавались и казенные заводы. Развитие частного предпринимательства содействовало конкуренции, о важной роли которой говорилось в специальном пункте Регламента Мануфактур-коллегии: «Надлежит Коллегии осторожность иметь, когда кому

дается привилегия для утверждения какой-либо фабрики, то других, которых такияж со временем учредить похотят, не под­лежит выключать, чтобы их до того не допускать, ибо из ревности между заводчиками нетокмо размножение может происходить, но и достоинство оных, и деланные товары будут продаваться посредственною ценою, и сим образом подданым его величе­ства не без пользы быти может»*.

С целью содействия отечественной промышленности тамо­женные правила ограничивали ввоз промышленных изделий, которые могли производиться в России. Пошлина устанавлива­лась тем выше, чем больше было развито отечественное произ­водство данного товара. Этот же принцип использовался при установлении и вывозных пошлин — так, резко были увеличе­ны вывозные пошлины на многие виды сырья, необходимые отечественной промышленности.

Налоговая система. В России с давних времен существовали прямые и косвенные налоги. До Петра прямые налоги приноси­ли 33,7, а косвенные — 44,4% государственного дохода. В ре­зультате введения Петром подушной подати и повышения ее размера удельный вес- прямых налогов в 1724 г. увеличился до 55%. Проводя реформы налоговой системы, царь пытался уве­личить доходы государства «без тягости народа». Для этого, по его мнению, необходимы были справедливость и равенство в податях с учетом доходов. В его Регламенте подчеркиваются вза­имная зависимость налоговой системы и всего народного хо­зяйства, необходимость соизмерения величины налогов с иму­щественным состоянием плательщика.

Теоретически эту идею проповедовал русский экономист И.Т. Посошков, и она получила развитие в западной экономи­ческой литературе. Но в России реализовать ее на практике было нелегко. Налоги распределялись неравномерно и несправедливо. Основное их бремя испытывали крестьяне. Петр не только со­хранил, но и сделал еще более ощутимым разделение населе­ния на податные сословия и свободные от податей. Смысл вве­дения подушной подати — более полный охват плательщиков, доступность его фиску независимо от связи с землей и двором. (Катастрофическое положение в современной России со сбо­ром непосильных налогов, которое до крайности обострилось хронической системой неплатежей, в центре которой находит­ся государство, все сильнее толкает власти к усилению исполь­зования методов петровских времен налогообложения и усиле­нию фискальных мер, которыми ныне занимается ВЧК-2.)

Противоречивым было отношение Петра к весьма ныне акту­альной проблеме в России —к взяточничеству. С одной сторо­ны, он проявлял лояльность. Государство не могло обеспечить своих служащих жалованьем, необходимым для их нормального проживания, поэтому позволяло им кормиться от дел. Когда со­трудники Секретного стола сенатской канцелярии пожалова­лись царю на бедность и попросили прибавки жалованья, на их просьбе он написал: «Вместо жалования ведать в Секретном столе все иноземческие и Строгановы дела...»*. С другой стороны, Петр I решительно боролся с казнокрадством. С. Соловьев со ссылкой на современников Петра приводит случай, когда, слушая в Се­нате дела о казнокрадстве, Петр I рассвирепел и сказал гене­рал-прокурору Ягужинскому: «Напиши именной указ, что если кто и на столько украдет, что можно купить веревку, то будет повешен.» Прокурор ответил: «Государь, неужели вы хотите ос­таться без служителей и подданных? Мы все воруем, с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой.» Царь рассмеялся**. (К сожалению, история повторяется в соответ­ствии с пословицей «Дурные примеры заразительны».)

Реформы Петра в разных отраслях хозяйства вызывали на­сущную необходимость подготовки кадров. С этой целью многие молодые люди из дворян и купцов направлялись для учебы за границу. Активно шла их подготовка и в России.Особенно важ­ным направлением в учебе было экономическое образование. Петр намеревался создать Академию экономии и права. До ее органи­зации было решено открыть «Краткую школу» для экономичес­кого образования дворянства. Заботы Петра о развитии эконо­мических знаний не были случайными. Он сам был выдающим­ся экономистом. Его идеи соответствовали уровню мировых до­стижений экономической науки того времени — эпохи господ­ства меркантилизма. Но в реформах Петра идеи меркантилизма не только учитывали специфику России, но во многом теоре­тически и практически развивали соответствующие западные идеи. Меркантилисты считали, что главным источником богат­ства является торговля — Петр, поддерживая более прогрессив­ную научную школу — физиократов — и придавая большое зна­чение торговле, реально оценил и роль производства как ис­точника богатства государства, преодолев тем самым ограни­ченность меркантилистов. Об этом наглядно свидетельствует его

личное покровительство развитию в России не только ману­фактур, но и крупной промышленности и сырьевых отраслей сельского хозяйства.

Историки и экономисты весьма противоречиво оценивают реформы Петра I. Но мало кто из них пытается отрицать пози­тивное влияние этих реформ на развитие России. По мнению академика С.Г. Струмилина, отсталая допетровская Россия пос­ле Петра, вплоть до промышленного переворота в Англии и Великой французской революции, действительно «выскочила» на время из экономической отсталости не только по сравнению с Францией. В области черной металлургии она заняла даже 1-е место в мире. Петр, задавшийся целью вывести свою страну из крайней отсталости, «прорубив окно в Европу» и лихорадочно развивая в России прежде всего крупное индустриальное про­изводство железа, даже опередил свое время, по достоинству оценив этот метод преодоления наиболее опасных форм эконо­мической отсталости.