ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
Вторая революция в области управления произошла приблизительно через тысячу лет после первой и была связана с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), разработавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. По этим законам был введен светский стиль управления, усилился контроль, возросла ответственность за выполнение работ. Это был качественно новый уровень управления. Не на микро, а на макроэкономическом уровне — уровне всей страны. Поэтому вторую управленческую революцию обычно называют«светско-административной».
Первая управленческая революция имела место около семи тысяч лет назад. В это время характерно появление письменности в древнем Шумере. Это огромное достижение в жизни человечества привело к многим изменениям, в частности, к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, осуществлявших торговые операции, деловую переписку и коммерческие расчеты. Первая управленческая революция характеризуется как«религиозно-коммерческая».
Уже в древних обществах — Шумере, Египте и Аккаде — наблюдалась трансформация, расслоение высшей касты священников, произошедшее потому, что они иначе, по своему, переформулировали основополагающие религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, по мнению жрецов, им стала нужна жертва символическая. Боги будут удовлетворены, если верующие ограничиваются подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и т.д. Собираемая подобным образом с населения дань как бы в рамках отправления обряда накапливалась, обменивалась, пускалась в хозяйственный оборот. Благодаря пополнению денежных фондов шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера вели юридические, исторические, деловые записи, многие из которых были связаны с практикой управления. Жрецы старательно вели деловую документацию, проверяли бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные и прочие функции, управляли движением средств. И в наше время эти операции относятся к управленческим процессам. Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появление письменности — имел для них прозаический характер, т.к. запомнить возрастающий объем деловой информации было просто невозможно, приходилось выполнять довольно сложные расчеты, что и побудило священнослужителей-бизнесменов к изобретению письма.
В результате первой революции в управлении менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, постепенно превращаясь в особый социальный институт и новое профессиональное занятие.
Огромное значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего всю систему отношений между социальными группами населения, заключается в том, что было создано своеобразное руководство для администраторов огромной империи. Даже если бы Хаммурапи сделал для истории только это, и в этом случае он занял бы достойное место в ряду исторических персоналий менеджмента. Однако не менее важно и другое ~ Хаммурапи выработал собственный лидерский стиль, постоянно поддерживал свой образ опекуна и защитника людей. Для традиционного руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было бесспорным нововведением.
Следовательно, существо революции в менеджменте заключено во внедрении светской манеры управления. Характерно появление первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождение первых ростков лидерского стиля и новых методов мотивации поведения. Лишь через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возродил былую славу центра развития практики менеджмента.
3.Третья управленческая революция в менеджменте известна как «производственно-строительная», поскольку она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Она стала реальностью во времена правления Новуходоносора II. Царь Новуходоносор II (605—562 гг. до н.э.) был автором проектов не только некоторых из семи чудес света, в частности Вавилонской башни и висячих садов, но разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. На текстильных фабриках Новуходоносор ввел в практику применение цветных ярлыков. С их помощью определялось качество пряжи, поступавшей в производство еженедельно. Подобный метод контроля позволял точно установить сколь долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Заметим, что это применяется в своей основе и в современной текстильной промышленности. Немало управленческих нововведений было внедрено и в Древнем Риме. Самые знаменитые из них — система территориального управления Диоклетиана (243—316 гг. н.э.) и административная организация Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии н.э. И поныне ее оценивают как наиболее совершенную формальную организацию в западном мире. Этот вклад весьма высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, организация системы власти и формирования авторитета, а также специализации функций.
4.Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального развития европейской цивилизации. Ее главные особенности — отделение менеджмента от собственности (капитала) изарождение профессионального управления. Если ранее открытия, обогащавшие теория и практику менеджмента происходили спонтанно, от случая к случаю, между ними проходили большие промежутки времени, то на данном этапе они стали уже регулярными событиями. Для этого появились новые объективные предпосылки. Индустриальная революция, связанные с ней новые общественные отношения оказали гораздо более существенное воздействие на теорию и практику управления, нежели все предшествовавшие революции.
По мере того, как промышленность прогрессировала, в частности перерастала границы ранней фабричной системы (мануфактуры), формировалась система акционерного капитала, владельцы последнего все более отходили от непосредственного занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на увеличение прибыли. Место руководителя-собственника постепенно было занято сотнями, тысячами акционеров. Появилась новая, преобразованная форма собственности. Вместо собственника стало множество акционеров, владельцев одного капитала. Новая система собственности помогла ускоренному развитию промышленности, обусловила отдаление управления от производства и капитала и в конце концов привела к превращению администрации и менеджмента в самостоятельное экономическое явление.
Администрирование стало трактоваться как процесс формирования общих целей и политики компании. Под менеджментом тогда понимали контроль за реализацией намеченного. Первоначальный (узкотехнический) смысл был на том этапе содержанием менеджмента. Демократизация собственности обусловила и специализацию контроля. Если раньше предприниматель контролировал как капитал, так и производство, то в новых условиях его заменило сообщество пайщиков. Контроль же над производством перешел в руки профессионалов-управленцев. Менеджмент и администрация, назначаемые акционерами, стали их полномочными представителями на промышленном предприятии. С ростом объема производства ускорялись темпы оборота капитала, расширялся объем и содержание банковских операций. Прогрессировала сфера сбыта продукции, появился и стал неотъемлемой частью менеджмента маркетинг. Управление уже не могло быть эффективным только на основе одного здравого смысла. Потребовалось немало специальных знаний, навыков и умения специалистов. Методы дилетантов стали уходить в прошлое.
В фабричную эпоху деятельность менеджера ограничивалась процессом производства, в то время весьма далекого от организации труда на научной основе. В менеджменте, однако, постоянно расширяются функции. В его рамки постепенно входит планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, совершенствование организации, статистический анализ производства. Появилась и развилась система формирования и исполнения бюджeтa предприятия — бюджетирование. В результате каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Менеджмент и администрация разрабатывали и внедряли особые инструменты координирования деятельности персонала, в том числе, систему принятия решений, определение целей политики компании, внедрение философии управления,
Менеджмент имеет своей купелью частный сектор, а не государственный. Он зародился как бизнес-менеджмент, но оформился как научный и социальный инструмент не в средних и мелких фирмах, хотя там свободное предпринимательство и так было развито, а в крупных корпорациях. Здесь потери от неудовлетворительного управления могли быть колоссальными. Поэтому благосостояние государства, получающего налоги от бизнеса и частного сектора, все в возрастающей степени зависело от качества управления. Менеджмент втягивал в свою орбиту лучших специалистов. Порой даже средние по своим способностям люди, пройдя горнило бизнеса, рынка, сложный путь управленца, становились выдающимися личностями в предпринимательстве.
Следовательно, истоком четвертой революции в управлении выступила буржуазная революция. Она обозначила выход на историческую арену совершенно новой фигуры — предпринимателя. Острейшая потребность в качественном профессиональном управлении привела к формированию нового типа «управленца» — наемного управляющего — менеджера. Однако промышленная революция и классический капитализм в то время остались временем буржуа. Менеджер как особая фигура не стал еще профессионалом. Лишь в эпоху монополистического капитализма возникли первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров наступила эра нового радикального переворота в обществе, который и стал пятой революцией в управлении.
5.Пятая управленческая революция, которая произошла в конце XIX—начале XX века известна под названием бюрократической. Ее теоретической базой стала концепция«рациональной бюрократии». Для нее характерны формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, внедрение норм и стандартов, формализация должностных обязанностей и ответственности менеджеров.
Можно далее выделить важнейшие концепции, на основе которых внесен последующий существенный вклад в развитие теории и практики менеджмента. Это концепциинаучного управления (1885—1920 гг.),административного управления (1920—1950 гг.), управления с позиций человеческих отношений (1930 г. — по настоящее время),управление с точки зрения количественных методов (1950 г. — по настоящее время).Также определились научные подходы к управлению, которые получили развитие в современных условиях:подход к управлению, как к процессу; системный подход; ситуационный подход.
Ныне содержание понятия «менеджмент» рассматривают как науку и практику управления, как организацию управления предприятием и как процесс принятия управленческих решений. Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления. Все современные школы менеджмента, его методы явились результатом длительного развития. Теория и практика менеджмента формировались в тесной связи с успехами в других областях, таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д. Используя эти успехи, теоретические исследователи в области управления, а также практики выявляли факторы, которые оказывали позитивное влияние на деятельность организации.
Следовательно развитие менеджмента предопределено очень длительной историей. Это — эволюционный непрерывный процесс, получивший как практическое, так и теоретическое воплощение. Остановимся на нем подробнее. К концу XIX—началу XX в. появились первые серьезные работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования самих основ науки менеджмента. Это явилось объективной реакцией на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало характер массовый — массовое производство, массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты остро нуждались в более рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
6.Основателем школы научного менеджмента стал Ф.У.Тейлор — инженер-практик и менеджер, который в своей работе решал проблемы рационализации производства и труда с целью " повышения его производительности и эффективности. Опубликование им в 1911 году книги «Принципы научного управления» послужило признанием менеджмента в качестве науки и самостоятельной области исследований. Изучая разные способы выполнения работ и трудовых операций, Ф.Тейлор сформулировал четыре основополагающих принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
научный подход к выполнению каждого элемента работы;
системный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
кооперация менеджеров с рабочими;
разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Учитывая тот большой вклад, который в данной области внес Ф.Тейлор, его нередко называют «отцом научного менеджмента». Главной его задачей было увеличить производительность работника путем научной организации труда. При этом Ф.Тейлор исходил из подхода, согласно которому существует единственный наилучший путь выполнения работы и задача состоит в том, чтобы с помощью научных методов открыть этот путь. Но ответственность менеджмента не завершается с разработкой стандартного метода для каждого вида работы, поскольку менеджеру вменяется в обязанность подобрать работников, которые физически и умственно способны выполнить конкретную работу. Важная задача, стоящая перед менеджментом, состоит также в том, чтобы соединить в единый узел способных работников с наиболее эффективными методами выполнения трудовых операций посредством специальной подготовки этих работников. Тем самым Тейлор стремился в максимальной степени снизить трудовые издержки и повысить производительность труда.
Немаловажный вклад в научную теорию управления внесли супруги Ф. и Л.Гилбреты. Суть подхода, предложенного ими состояла в том, чтобы свести каждый вид труда к возможно наименьшему числу основных движений. Результаты исследований Гилбертов были использованы для разработки и утверждения стандартов выполнения трудовых операций.
При определении этих стандартов учитывались факторы среды рабочего места, процесс движения и характеристики самого работника.
Много для утверждения научного менеджмента сделал Г.Гантт. Он объяснял низкую производительность тем фактом, что задачи и методы их решения формулируются на основе того, что сделано ранее. Философию менеджмента Г.Гантта можно кратко охарактеризовать его собственными словами: «Основные различия между наилучшей сегодняшней и прежней системами состоят в способах планирования и распределения задач, а также способах распределения поощрений за их выполнение». Следуя этому принципу, Г.Гантт поставил своей целью усовершенствовать механизмы функционирования предприятий путем обновления систем формулирования задач и распределения поощрений. На многих предприятиях и в настоящее время применяют в качестве важного инструмента формулирования и постановки задач «карту Гантта». Эта карта представляет краткий перечень запланированных на определенные отрезки времени работ. Г.Гантт в большей мере, чем Ф.Тейлор и супруги Гилбреты сознавал важность учета человеческого фактора. Ф.Тейлор разработал систему, которая позволяла всем работникам платить одинаково. Однако Г.Гантт в своих попытках поощрить людей за более высокий уровень производства, предложил систему, в соответствии с которой работники могли заслужить премию в дополнение к сдельной оплате, если им удавалось перевыполнить свою дневную норму. Он осознавал, что оплату работников необходимо привести в соответствие не только с результатами работы через систему сдельной оплаты, но со сверхнормативными результатами с помощью премий.
В целом научный менеджмент, как он сформулировал в работах Ф.Тейлора и его последователей, можно свести к следующим положениям:
• важность применения научного анализа для определения наилучших способов достижения целей;
• целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного обучения и переобучения;
• необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач;
• систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда.
Концепция научного управления явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.
7.Если сторонники научного управления концентрировали внимание главным образом на управлении производством и занимались повышением эффективности на всех уровнях ниже управленческого, токлассическая или административная школа делала упор на разработку методов и форм совершенствования системы управления организацией в целом. Здесьменеджмент рассматривается как единый процесс или серия непрерывных взаимосвязанных действий, которые называются управленческими функциями, а процесс управления — как сумма всех этих функций.
А.Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы, в работе «Общий и индустриальный менеджмент» сформулировал свою теорию управления. Эта теория стала по сути дела началом многих современных идей, касающихся проблем управления. Выделенные им элементы управленческой системы — планирование, организация, руководство, координация и контроль — считаются важными составляющими, с помощью которых можно изучать и анализировать процесс управления. А.Файоль разработал формализованное представление работы управляющих в организациях, выделил характерные для них виды деятельности, обозначив основные функции: планирование, организация, руководство, координация и контроль. В 20-е годы нашего века именно им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций управления:
1. Разделение труда (специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы за счет сокращения количества целей, на решение которых направлены затраты труда работающего).
2. Полномочия и ответственность (делегирование каждому работающему прав, полномочий, достаточных для того, чтобы он мог нести полную ответственность за выполнение назначенной ему работы).
3. Дисциплина (подчинение работающих четко обозначенным условиям соглашения между ними и руководством предприятия, а также применение управляющими справедливых санкций к нарушителям дисциплины).
4. Единоначалие (работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним, — его непосредственным начальником).
5. Единство действий (объединение в группу всех действий, имеющих одинаковую цель, и осуществление их по единому плану).
6. Подчиненность личных интересов коллективным (преобладание интересов организации над интересами индивидуумов).
7. Поощрение персонала (получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд).
8. Централизация (делегирование полномочий пропорционально уровню ответственности).
9. Скалярная цепь (неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между уровнями иерархии — «цепь начальников»).
10. Порядок (рабочее место для каждого работника, каждый работник на своем рабочем месте).
11. Справедливость (проведение по справедливости в жизнь установленных правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи).
12. Стабильность персонала (ориентация работающих на лояльность по отношению к предприятию и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть существенно снижает эффективность работы организации).
13. Инициатива (стимулирование работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ).
14. Корпоративный дух (гармония интересов персонала и организации для обеспечения единства усилий).
Обозначенные А.Файолем принципы стали основополагающими принципами для классической административной школы управления, которой Файоль считается основателем. Немалый вклад в ее развитие внесли также ученые Л.Урвик и Д.Муни.
Соблюдение общих принципов менеджмента, предложенных А-Файолем и в настоящее время рассматриваются в качестве важнейшего условия успеха организации. Основными из них являются: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность индивидуальных интересов общим, вознаграждение персонала, оптимальная степень централизации, справедливость, стабильность кадров, инициатива, корпоративный дух.
Определенный вклад в развитие концепции административного управления внес Ч.Бернард. Владея обширными знаниями по психологии и социологии, он одним из первых осознал важность воздействия человеческого фактора на систему коммуникации, принятие решений и руководство в среде организации. В книге «Функции администратора», которая была опубликована в 1938 году, с позиций системного подхода Ч.Бернард выделил и описал условия формирования организационных систем, а также функции менеджера в этих системах. Организация может существовать лишь в том случае, если есть индивиды» которые способны общаться и взаимодействовать друг с другом, согласны вносить свой вклад в действия группы; приверженцы общей цели. Причем любая организация включает в себя комплекс элементов: систему структурного и функционального деления; механизмы эффективного стимулирования отдельных людей вносить свой оптимальный вклад в деятельность группы; систему власти и авторитетов, способных обеспечивать выполнение работниками решений принимаемых руководством; систему принятия решений.
Исходя из этого Ч.Бернард сформулировал основные функции менеджера: поддержание организационной связи с помощью организационной структуры, а также ответственных и способных кадров, преданных своей организации; обеспечение эффективного функционирования всех важнейших участков; формулирование и определение целей. Как утверждал Ч.Бернард «сотрудничество, а не руководство представляет собой творческий процесс. Однако умение вести за собой является незаменимым детонатором, приводящим в действие его силы».
Административная школа оказала большое влияние на практику менеджмента, поскольку ее представители впервые предприняли широкомасштабную попытку разработать и применить на практике принципы, пригодные для использования на всех уровнях управления предприятием. Эта школа составляет одну из самых важных вех в развитии системы знаний о менеджменте и ее вклад состоит в следующем:
• концентрация внимания на системе администрации и высших уровнях управленческой системы;
• выделение функций управленческой системы, подлежащих выполнению каждым менеджером (планирование, организация, контроль и др.);
• разработка принципов менеджмента, пригодных для всех типов организаций (единоначалие, делегирование полномочий, разделение труда и т.д.).
8.Появлениешколы «человеческих отношений» во многом было обязано успехам психологии и поведенческой науки. Следует отметить, что как научная, так и административная школы управления, отнюдь не игнорировали человеческий фактор.Новсе же представители прежних школ концентрировали внимание на выявлении и установлении функциональных отношений между работниками, справедливой оплате труда, экономическом стимулировании и т.д. Что касается сторонников школы «человеческих отношений», то человеческий фактор, рассматриваемый как основной элемент эффективности любой организации, стал в фокусе их исследовательского интереса.
Двух ученых — М.Фоллетт и Э.Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы «человеческих отношений» в управлении. Именно Фоллетт определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Знаменитые эксперименты Э.Мэйо, особенно на заводе «Уэстерн Электрик» в Хоторне, открыли новое направление в теории управления. Э.Мэйо обнаружил, что более или менее четко разработанные и рационализированные рабочие операции, а также хорошая заработная плата сами по себе не всегда и не обязательно ведут к повышению производительности труда. Выяснилось, что зачастую отношения, складывающиеся между самими работниками конкретной рабочей группы, оказываются более действенным фактором, позитивно или отрицательно сказывающимся на характере и результатах труда, нежели какие-либо иные внешние факторы, например, давление управленческого персонала. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные психологии А.Маслоу, доказали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Производительность труда рабочих оказалась способной к повышению не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате роста удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. Исходя из воззрений А.Маслоу, сторонники данной школы концентрировали усилия на исследовании различных потребностей людей, не все из которых можно удовлетворить с помощью денег или иных материальных стимулов.
Рост популярности и влияния идей и принципов рассматриваемой школы связан с развитием в послевоенные десятилетия бихевиористского или поведенческого направления в социальных науках. Это направление ассоциируется прежде всего с именами К.Арджириса, Р.Лайкерта, Д.МакГрегора и Ф.Герцберга. Именно им принадлежит главная заслуга в разработке таких проблем менеджмента, как социальное взаимодействие и коммуникация, власть и авторитет в организационной структуре, поведенческие стереотипы и их мотивации, лидерство, изменение содержания работы и качества труда и т.д. Путем изучения этих аспектов приверженцы школы человеческих отношений пытались усилить эффективность организации за счет повышения эффективности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов. Особое внимание в данной связи они уделяли изменению содержания работы и участию работника в управлении принятием как важнейших факторов стимулирования повышения эффективности и производительности труда.
Вклад представителей этого направления в теорию и практику управления можно свести к следующему:
• необходимость использования приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности;
• важность применения наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
9.Менеджмент с точки зрения количественных методов, как это сформулировано у К-У.Черчмена, Р.А.Акофа и Е.Л.Арнофа, предполагает: применение научного метода к проблемам, возникающим при функционировании системы, и решение этих проблем путем математических уравнений, представляющих данную систему. Сторонники указанного направления ставили перед собой задачу изучать операционные проблемы организации с помощью количественных и математических методов, методов научного анализа. Такой подход иногда называют операционным. В нем важная роль отводится разработке ситуационной модели, представляющей реальное положение вещей в абстракции, упрощая сложные проблемы, сокращая число всех составляющих, подлежащих рассмотрению. Придание количественных значений составляющим позволяет объективно сравнивать их между собой и описывать отношения между ними. Здесь словесные рассуждения и описательный анализ замены моделями, количественными значениями и символами. Использование количественных методов и математических моделей стало особенно перспективным и эффективным с появлением и широкомасштабным внедрением компьютеров в сферу управления. Вклад сторонников управления с точки зрения количественных методов в менеджмент можно коротко охарактеризовать как:
• углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей;
• развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
10.Развитие научного управления в СССР. В нашей стране идеи научного управления тоже получили развитие, но применительно к социалистической системе хозяйствования их развивали А.А.Богаданов, И.А.Витке, А.К.Гастев, О.А.Ерманский, П.М.Керженцев, Е.Ф.Розмирович и многие другие ученые и практики. Работы в области научной организации труда (НОТ) и управления резко интенсифицировались после перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике. В это время создается большое количество научно-исследовательских институтов и лабораторий по НОТ при различных ведомствах, образуются подразделения по НОТ на предприятиях. Наряду с разработкой систематизированных концепций в области организации труда и управления они осуществляли рационализаторскую деятельность, содействовали практическому внедрению своих рекомендаций на фабриках и учреждениях. Одна из важнейших разработок этого периода — обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социалистической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственных органов. С учетом этих принципов разрабатывались теория и методология управления социалистическими предприятиями. К важнейшим принципам управления социалистическим производством относили:
1. Демократический централизм (централизованное руководство народным хозяйством и предоставление хозяйственной самостоятельности коллективам предприятий).
2. Единоначалие и коллегиальность (единоначалие предполагает железную дисциплину во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя, коллегиальность основана на широком участии трудящихся в управлении).
3. Единство политического и хозяйственного руководства (политические задачи определяются с учетом состояния экономики, уровня ее развития, действия экономических законов, все хозяйствование направляется на выполнение планов).
4. Отраслевой и территориальный подход (производство, создающее экономические условия жизни людей, управляется преимущественно отраслевыми органами, а инфраструктура, определяющая социальные условия жизни населения, — преимущественно территориальными органами).
5. Плановое ведение хозяйства (законодательное установление на длительный период направлений, темпов и пропорций развития производства на всех уровнях от предприятия до народного хозяйства в целом).
6. Материальное и моральное стимулирование труда (распределение материальных благ и удовлетворение потребностей людей по количеству и качеству затраченного ими труда с помощью материальных и моральных стимулов).
7. Научность (построение всей системы управления производством на основе достижений науки управления).
8. Ответственность (каждый работник предприятия должен точно знать свои обязанности и права, а также то, за что он лично несет ответственность).
9. Подбор и расстановка кадров (каждый работник должен быть подобран таким образом и поставлен на такой участок, где он будет в состоянии выполнять порученную работу наиболее эффективно).
10. .Экономичность и эффективность (эффективное сочетание людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее производительное применение труда).
11. Преемственность хозяйственных решений (основу составляет единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и пространстве).
С учетом отмеченных выше принципов разрабатывались конкретные подходы к формированию структур и организации процессов управления на предприятиях и в государственных органах.
Таким образом в общем виде в развитии научных подходов в менеджменте можно выделить ряд основных направлений управленческой мысли, каждое из которых стало существенным этапом в ее эволюции. Это:
Научный менеджмент (наиболее активно разрабатывался с 1885 г. XIX в. по 20-е гг. XX в.);
Классическая административная школа (20-е—50-е гг.XX в.);
Школа человеческих отношений (30-е—50-е гг.XX в.);
Поведенческие науки (50-е—90-е гг.XX в.);
Количественный подход (50-е—70-е гг.XX в.);
Системный подход (50-е—90-е гг.XX в.);
Новый (синтетический) подход (с середины 80-х гг. по настоящее время).
Ключевыми положениями научного менеджмента и классической административной школы стали: научные принципы управления, рационализация выполнения работ, разделение труда в управлении. Для школы человеческих отношений и поведенческих наук характерными чертами представление о трудовом коллективе как об особой социальной группе, признание межличностных отношений о качестве фактора роста эффективности и потенциала каждого работающего. Количественный подход основывался на применении методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники.
В системном и ситуационном подходах главным было взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации, выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды.
Каждое из названных направлений оставило свой серьезный след в современной науке менеджмента, впитывающей в себя как в губку все наиболее плодотворные разработки прошлого. Выделим основные идеи упомянутых направлений, которые легли в основу современной теории менеджмента, синтезировавшей в себе практически все их главные достижения. Научный подход к менеджменту и основные принципы управления были сформулированы представителями школ научного менеджмента и классического администрирования. Из этого же источника позаимствованы принципы анализа способов выполнения работ с целью совершенствования их и оплаты труда, как важнейшего элемента мотивации работающих. Школа человеческих отношений и поведенческих наук предложила идеи использования в менеджменте факторов коммуникаций, групповой динамики, мотивации и лидерства, основные факторы поведения людей в организациях, характеристику отношения к членам организации как к активным человеческим ресурсам. Количественный подход позволил ввести в практику использование количественных измерений при принятии решений, а также применение информационных систем управления и вычислительной техники. Наконец, системный и ситуационный подходы обеспечили привнесение в современную науку менеджмента идею рассмотрения организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей, охарактеризовали значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации и необходимость принятия управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов.
В 50-е годы нашего столетия исследования в области менеджмента проводились параллельно по пяти направлениям: классическому, человеческих отношений, поведенческих наук, количественному и системному подходам. Подобная многосторонность разработок отвечала потребностям послевоенной экономики, в которой под влиянием научно-технической революции стали активно развиваться рыночно-предпринимательские структуры. Развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг привело к невиданному ранее росту числа средних и малых предприятий, которые ориентировались не на массового потребителя, а удовлетворяли спрос сравнительно небольших групп населения. Новые предприниматели столкнулись с миром сложнейших взаимосвязей и взаимозависимостей, конкуренции и соперничества, а также с аппаратом управления, который был полностью ориентирован на крупные корпорации. А нужны были новые системы управления, учитывающие динамизм внешней среды и позволяющие быстро и гибко приспосабливаться к ее изменениям. Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные корпорации, конкуренция между которыми в послевоенный период стала более ожесточенной и разорительной. Им потребовались новые методы, которые, с одной стороны, позволяли бы оптимизировать принимаемые решения (т.е. оптимально использовать задействованные в компании ресурсы), а с другой — помогали бы сохранить сложные организационные отношения между всеми составными частями организаций.
В определенной мере эти потребности удовлетворялись новыми разработками, базирующимися на количественном и системном подходах к менеджменту. Первые позволили углубить понимание сложных управленческих проблем на основе их моделирования и помогли шире применять количественные методы при принятии решений в сложных ситуациях. На основе исследования операций и использования математических моделей стало проще решать сложнейшие задачи управления запасами, распределение ресурсов, внедрение массового обслуживания и многое другое. Разработки в области системного подхода позволили существенно увеличить возможности управленческого контроля за всеми переменными организации.
Логическим продолжением системных исследований послужили разработки ситуационного подхода, который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре данного подхода конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется посредством выделения наиболее важных и конкретных обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление такого рода ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяется системными чертами и свойствами как самой организации, так и ее окружения.
Научный фундамент менеджмента продолжает пополняться новыми знаниями. Примерно с середины 80-х годов в центре внимания оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, а в 90-е на первое место вышли разработки по лидерству, с которыми связываются многие надежды на будущее. Особое значение придается и исследованиям в области поведенческих наук, изучающих пути активизации поведения людей в организациях.
Можно считать правомерным выделение трех главных этапов в эволюции менеджмента в течение последнего века. Первый этап (конец XIX в.—30-е гг. XX в.) — происходит становление менеджмента как науки и самостоятельного вида деловой деятельности, а также обособление управления от собственности. Второй этап (30—60-е гг.) — менеджмент опирается на хозяйственные основы командно-административного типа вертикально интегрированной системы управления. Особое значение, на наш взгляд приобрело исследование проблем мотивация труда, человеческого фактора стали пристально изучаться идеологами менеджмента именно с 30-х гг. XX в. Большой вклад в исследование этой проблемы внесла американская школа. Элтон Майо внес в научный оборот понимание социальной системы, основой которой является взаимное сотрудничество. В дальнейшем социально-психологический аспект получил развитое в трудах К.Дэвиса, Ч.Бэрнарда. Д.Мак-Грегор особое внимание уделил изучению процесса принятия решений, в которых заключены мотиваторы поведения в обществе. Однако его подходы были подвернуты критике со стороны Т.Питерса и Р.Уотермена за недостаточное внимание к проблеме социальных конфликтов.
Последний, третий этап (с 60-х гг. — по настоящее время) характерен тем, что возобладала неформальная, гибкая система менеджмента, основанная на горизонтально-интегрированной мотивапионной модели с использованием преимущественно ди-визиональной департаментализации. Наиболее яркие представители этого этапа И.Ансофф, Д.Томпсон, В.Оучи, М.Портер, Дж.Котгер, Т.Петерс, Ф.Хедоури, М.Мескон и др.
Широко распространена до настоящего времени концепция «производственной демократии», в рамках которой выявлена возможность привлечения рабочих к процессу управления, принятию решений, представительству в администрации. Эту идею активно пропагандируют А.Горц, Дж.Коул, Р.Уотермен, П.Друкер. Они предлагают привлекать рабочих к участию:
— в управлении качеством, кооперации и разделении труда в отдельных производственных ячейках;
— в доходах и прибылях в качестве собственников;
— в совместных советах рабочих и менеджеров;
— в советах директоров компаний.
По сути дела в этой концепции речь идет о формировании так называемой рабочей собственности. Следует отметить, что рабочая собственность еще не означает использование неформальных, гибких и эффективных методов управления. Методы управления имеют самостоятельное значение и свой обособленный путь развития.
Наиболее эффективны в это время следующие направления развития менеджмента:
— усиление политического аспекта менеджмента в крупных корпорациях;
— совершенствование департаментализации в направлении использования дивизиональной, адаптивной и матричной структуре организации;
— рост стратегической направленности в выборе приоритетов развития;
— расширение вариантивности;
— использование новых форм адаптации;
— поступательное развитие коммуникационного процесса.
Научный фундамент менеджмента постоянно пополняется новыми знаниями. В настоящее время особое значение придается изучению путей активизации поведения людей в организации.
11. Современная наука управления представлена многими различными течениями и школами. Их отличает стремление соединить научное исследование организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования, достижением стабильности экономического развития, преодолением социально-экономических конфликтов. Отсюда характерно намерение повысить практическую значимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления в направлении практики такого рода деятельности.Нацеленность исследований на область управления производством и другие сферы хозяйственной деятельности предприятия является основополагающей тенденцией развития теории менеджмента.
Менеджмент регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности предприятия к изменяющимся условиям рынка. Подход к управлению, как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных деловых акций, материализующих функции управления. В рамках последних — планирование, организация, мотивация, координация и контроль.
При системном подходе исходят из того, что руководители призваны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Наиболее эффективным в реальной позиции выступает метод максимально соответствующий ее условиям. При ситуационном подходе выявляются основные внутренние и внешние факторы, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают воздействие в» каждом конкретном случае.
В самое последнее время практика традиционного менеджмента, непосредственно связанного с предпринимательством, столкнулась с новыми проблемами. Первоначально наука развивалась прежде всего под влиянием внешних воздействий, реагируя на обнаружившиеся потребности производства и жизнедеятельности человека. Создание новых знаний шло без какого-либо видимого управления извне. Но затем все яснее вырисовывается недостаточность такого подхода. Стала очевидной необходимость управления процессом формирования инноваций. Возникла наука, изучающая воздействие внутренних факторов, отражающих логику создания новых знаний. Менеджеры стали полноправными участниками данного процесса. Прежде всего они взяли на себя процессы диагностирования коллективов, участвующих в разработке конкретной темы, отбор кандидатур и формирование таких коллективов, создание базы (материальной, инвестиционной и т.д.) для их деятельности. Жизнь, однако, показала, что и этого явно недостаточно. Современный менеджер призван повернуться лицом к потребителю. Иными словами, требуется мониторинг потребительской сферы, проведенный с точки зрения управления созданием новых познаний. Эта проблема может решаться лишь при глубоком переосмыслении всей сущности менеджмента, «состыковке» его с инновационным менеджментом.
Современный этап развития науки, техники, экономики и всего общества характеризуется наличием огромных объемов накопленных знаний. Их прирост, сначала неравномерный, компенсировался дифференциацией наук, выделением их конкретных областей с четкой специализацией и направленностью. Однако, проникновение новых знаний во все сферы деятельности человека привело к тому, что даже в узких тематических областях к настоящему времени принято и в том или ином виде реализовано огромное количество решений, используется множество различных по значимости и глубине методик; циркулируют колоссальные потоки информации. Создалась парадоксальная ситуация: с одной стороны, отдельный индивидуум не в состоянии охватить всю массу существующих знаний, с другой же стороны, человечество постоянно их пополняет в расширяющемся объеме и со все большей скоростью. Возникла потребность управления творческим потенциалом создателей новых знаний, нацеленного на ускорение их реализации, на повышение эффективности связи науки и практики.
Новые решения, полученные в рамках бизнеса, предстоит воплощать в практику. Но далеко не всякая идея находит применение в нужном направлении и в требующихся масштабах. Многие плодотворные решения вообще не используются, зачастую же насильно внедряются идеи бесперспективные. Все это приводит к распылению сил, средств и времени. Отсюда — острая необходимость в управлении внедрением новшеств. Ускоряющийся процесс их появления выявляет острые противоречия между старым и новым, между нарождающимся и отмирающим. Это требует психологической подготовки людей и изучения влияния инноваций на все элементы социально-экономической системы. Возникла необходимость управления социальными и психологическими аспектами нововведений.В конце ХХ столетия все отмеченные проблемы (управление процессами создания новых знаний, творческим потенциалом, освоением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений) небывало обострились, что обусловило появление нового направления в традиционном менеджменте — инновационного менеджмента.
Итак, двадцатое столетие стало особым этапом для развития менеджмента, т.е. именно в этот период он сформировался на научной основе как самостоятельная область знаний, в которой обобщена богатая практика и искусство управления. Охарактеризуем на схеме хронологическую последовательность развития теории и практики менеджмента вXX столетии.
Научный фундамент менеджмента пополняется новыми знаниями. Примерно лет десять назад в центре внимания оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, а в последние годы на первое место вышли разработки по лидерству, с которыми современные организации связывают надежды на будущее.
12. Эволюция связи между требованиями, выдвигаемыми производством, и развитием менеджмента. Заметим, что вместе со сдвигами, происходившими в управлении под воздействием трансформации теории и практики менеджмента, он трансформировался и сам. Развитие бизнеса постоянно ставило новые задачи, решение которых требовало проведения все новых теоретических исследований и постановки экспериментов, а также изменения и уточнения сложившейся практики управления. Связь между требованиями, выдвигаемыми производством, и развитием менеджмента (его теории, методологии и практики) может быть проиллюстрирована представленной ниже схемой, в которой период двадцатого века представлен в виде семи этапов, выделенных по содержанию главных проблем, стоящих перед бизнесом и решаемых менеджментом:
Заметим, что эта периодизация ориентирована прежде всего на проблемы крупного бизнеса экономики развитых стран, но она может быть весьма полезной и для практики нашей страны при анализе тех изменений, которые происходят в менеджменте российских предприятий, только начинающих свой рыночный путь.
В этой периодизации обращают на себя внимание три момента. Во-первых, сокращение продолжительности каждого последующего периода при движении от начала к концу века. Этот факт отражает ускорение изменений и в бизнесе, и в менеджменте. При условии сохранения такой тенденции оно должно быть в полной мере при прогнозах эволюции менеджмента двадцать первого века. Во-вторых, характерно возникновение в 70-е годы XX века принципиально нового подхода к решению управленческих проблем, получившего название ситуационного. Именно он был положен в основу решения таких ключевых проблем менеджмента, как стратегическое планирование, культура управления, инновационный менеджмент. В результате управление стало гораздо меньше опираться на механистические и рационалистические решения, базирующиеся на количественном инструментарии. Это было обусловлено резким усложнением взаимосвязей между предприятиями и организациями как внутри каждой страны, так и в рамках мировой экономики. Возрастающая неопределенность изменений в окружающей среде разрушала самые точные и обоснованные расчеты, стратегии и планы. В выигрыше оказывались те предприятия, которые энергичнее приспосабливались к происходящим изменениям. Поэтому внимание менеджмента переключается с планирования на людей его реализующих, с детально выполненных расчетов на формирование культуры организации, которая призвана объединять людей, создавать творческую атмосферу в организации, питать ее новыми идеями.
Третий момент, — выделение лидерства как главного инструмента решения проблем бизнеса в последнем десятилетии XX века и начале XXI столетия. В отличие от менеджмента, механистически манипулировавшего различными системами, структурами, человеческим материалом, многочисленными показателями,лидерство основывается на принципах гуманизма в управлении совместным трудом, на создании творческой среды и коллективной заинтересованности в достижении максимальных результатов. В то же время отмечается необходимость разработки новых, оригинальных подходов к решению главной проблемы, выдвинутой бизнесом: максимально использовать весь опыт управления, привести в систему его порой противоречивые рекомендации и обеспечить одновременное управление множеством факторов, воздействующих на компании.
Седьмой, последний, этап в приведенной выше схеме периодизации развития менеджмента представлен как переходный от реалий двадцатого столетия к условиям, в которых предприятиям предстоит действовать в начале следующего века. Для российских предприятий он является не только переходным, но и переломным, поскольку именно в эти годы формируются концепции и разрабатываются механизмы рыночного управления, учитывающие особенности российской экономики, культуры, менталитета. Масштабы предстоящей работы огромны, и есть все основания ожидать, что она займет во времени и начало XXI в. Для совершенствования этого процесса очень важно внимательно изучать и анализировать те направления в моделировании менеджмента предприятий, которые связаны с прогнозными оценками будущего состояния экономики всего мирового сообщества. Особенно важно учитывать тенденции экономического и социального развития и, в частности, такие его направления, как переход экономически наиболее развитых государств от эры общества индустриального к информационному, от масштабов национальных экономик — к взглядам с позиций мировой экономики, достигшей расцвета, развитие глобальных особенностей жизни при сохранении культурно-языкового национализма и т.д. Ценность таких прогнозов не в степени точности предсказаний (особенно по отдельным странам и регионам), сколько в выделении и обосновании главных направлений предполагаемых перемен, которые и должны рассматриваться в качестве факторов, формирующих новые подходы к менеджменту предприятий в XXI веке.
К факторам, формирующим самые современные подходы к управлению предприятиями, относят в первую очередь процессы глобализации общественного развития, отражающие постоянно растущую взаимосвязанность и зависимость всех стран и регионов мира.
В XX в. эти процессы заметно ускорились под воздействием революционных изменений в науке и технике, вызвавших бурное развитие производительных сил во всех частях земного шара. В результате появления скоростных средств сообщения и бурного прогресса электронных средств связи люди, живущие в разных странах и регионах, стали не только ближе друг к другу, но и более мобильны и взаимозависимы. Информация, передаваемая с быстротой молнии по каналам коммуникаций минуя государственные границы, предоставляет людям знания, необходимые для того, чтобы глубже постигать весь окружающий мир и строить более счастливую жизнь на земле прежде всего на основе прогресса бизнеса и управления им.
13. Экономическая политика России в XVII в. и нововведения А.Л. Ордин-Нащокина.В развитии системы управления хозяйственной жизнью в России XVII в. положил начало новому периоду, который характеризуется фактическим слиянием областей, земель и княжеств в единое целое. Постепенно ликвидировались пережитки феодальной раздробленности.Было положено начало объединению раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок. Укрепление дворянского землевладения и полное закрепощение крестьянства согласно Соборному Уложению 1649 г. означало победу дворянства над боярской знатью. Если раньше власть царя ограничивалась боярской Думой и Земским собором, то во второй половине XVII в. сословная монархия начала трансформироваться в абсолютную самодержавную власть царя.
В недрах феодального общества возникали и развивались новые экономические явления, подрывавшие основы натурального хозяйства и способствовавшие неуклонному развитию простого товарного производства. Это приводило к росту городского населения и купечества. Крупные вотчины и поместья начинают производить все больше сельскохозяйственных продуктов для сбыта, одновременно организуя производство промышленных изделий. Во многих поместьях были основаны поташное, винокуренное, кожевенное и полотняное производства. Все более активно втягивались в рыночные отношения и крестьянские хозяйства. Однако ремесленное производство уже не могло обеспечивать возрастающие запросы рынка, особенно в связи с быстрым ростом городского населения. В России появляются крупные промышленные предприятия — мануфактуры. К концу века их было уже более 30. Были построены металлургические и металлообрабатывающие заводы в Туле и Кашире. Появились стекольные и кожевенные заводы.и предприятия по производству бумаги.
По мере усиления общественного разделения труда и активизации обмена возникали крупные торговые центры. Быстро развивалась торговля России с Востоком и Западом. Торговые связи с азиатскими странами осуществлялись через Астрахань, а с западной Европой — через сухопутную границу, а затем через Архангельск. Внешняя торговля почти полностью была сосредоточена в руках иностранцев, так как Россия не имела торгового флота.
Правительство стремилось к активизации торговли. Оно проводило линию на ликвидацию привилегий иностранным купцам. В 1646 г. беспошлинная торговля англичан, голландцев и других иностранцев была отменена, а после челобитной русских купцов в 1649 г. иностранным купцам было запрещено вести торговлю внутри страны и отказано в транзитной торговле с восточными странами*.
Наряду с укреплением торговли царское правительство стремилось развить отечественное производство. Активно строились предприятия-мануфактуры. К их строительству привлекались иностранные предприниматели и русские купцы, которым предоставлялись льготы — монопольное право производства товаров, право беспошлинной продажи товаров, временное освобождение от налогов.
Важную роль в развитии экономической политики и системы государственного управления середины XVII в. сыграл Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605—1680) — сторонник укрепления централизованного аппарата государственного управления, активно выступавший против боярского местничества и заботившийся об улучшении организации управления на местах. Ордин-Нащокин сделал попытку ввести городское самоуправление в западных приграничных городах России. Проводя реформы в Пскове, он поставил задачу оградить и укрепить его экономические позиции в борьбе с иностранным торговым капиталом. Реформа резко ограничивала функции воевод, оставляя в их ведении лишь дела о разбоях и убийствах. Опору монархии он видел в союзе дворянства с купечеством против боярства, защищавшего отжившие порядки.
По убеждению Ордин-Нащокина, народное хозяйство должно быть единым целым, отдельные части которого находятся в тесной взаимосвязи. Это заметно отличало его от других экономистов, которые сосредоточивали свое внимание главным образом на отдельных вопросах или отраслях народного хозяйства.
В тот период царское правительство рассматривало народное хозяйство прежде всего как источник пополнения казны и строило свою экономическую политику с использованием в основном фискальных методов. (В этом отношении нынешнее российское правительство во многом повторяет политику того периода, ярким подтверждением чего является недавно образованная ВЧК под председательствованием главы правительства.) Ордин-Нащокин протестовал против такого узкого понимания экономической роли государства и считал его первостепенным делом заботу об экономическом процветании России.
Выступая за активное вмешательство государства в экономику, Ордин-Нащокин в то же время первым из русских экономистов поставил вопрос о развитии (используя современную терминологию) не толькогосударственного менеджмента, но и менеджмента на микроуровне. Он активно заботился о частном предпринимательстве. Решительно выступая за преодоление экономической отсталости России, он придавал большое значение использованию позитивного опыта западноевропейских стран. Экономические взгляды Ордин-Нащокина наиболее четко сформулированы в составленных им в 1665 г. указных «памятах» земским старостам Пскова и Новоторговом Уставе 1667 г.*
Торговлю Ордин-Нащокин рассматривал как один из важ-цейших источников дохода государства и способ улучшения народного благосостояния. Он предлагал покровительственные пошлины, поддерживал проект российского купечества против привилегий, которые правительство предоставляло иностранным купцам и «откупщикам». Новоторговый Устав ограничивал права иностранных купцов еще в большей степени, чем проведенная Ордин-Нащокиным псковская реформа.
В Новоторговом Уставе подробно регламентировались и вопросы внутренней торговли, в частности борьба со злоупотреблениями таможенного чиновничества и местных властей (что в современных российских условиях особенно актуально). Упорядочение системы налогообложения уже само по себе резко ограничивало возможности злоупотреблений со стороны таможенной администрации и воевод. В Уставе было и прямое указание на то, что воеводы и таможенные чиновники не должны препятствовать деятельности торговых людей.
Важное значение придавал Ордин-Нащокин развитиюфинансовой политики. Он разработал целую систему регламентации денежного обращения, целью которой было привлечение в страну благородных металлов. Для этого предусматривалось, что две трети
продаваемого товара можно обменивать по эквиваленту на другие товары (или, используя современные термины, оформлять бартер), а треть стоимости отечественных товаров должна быть оплачена благородными металлами.
Золотые монеты, тайно ввезенные в Москву, подлежали конфискации. Обмен драгоценных металлов приносил казне весьма значительный доход. С целью не допустить вывоза благородных металлов за границу Новоторговый Устав запрещал покупки предметов роскоши.
Большое внимание в Уставе было уделено и контролюза качеством зарубежных товаров. В те времена (так же, как и в наше время), иностранцы стремились сбывать в России низкосортные товары. Поэтому Устав предусматривал использование обязательного клейма, удостоверяющего качество. В случае выявления плохого товара полагалось, «во весь свет огласив, отослать с бесчестием с ярмарки, чтоб впредь таких худых не возили и добротным товарам цены не портили»*. Торговые сделки заключались на ярмарках русскими купцами между собою и с иностранными купцами и подлежали строгому учету.
Будучи меркантилистом, Ордин-Нащокин, естественно, главным источником богатства считал торговлю, и особенно внещ" нюю. Но ему же принадлежат весьма прогрессивные по тому времени идеи о развитии не только промышленности, производимой товары на экспорт, но и отраслей, удовлетворяющих потребности страны, и прежде всего металлургического и металлообрабатывающего производства (западные меркантилисты ратовали за развитие производства лишь для внешней торговли). Основным препятствием развития промышленности Ордин-Нащокин считалотсутствие системы государственного управления и ограничение предпринимательской деятельности, которой необходимо оказывать государственную помощь и предоставлять свободу деятельности.
Экономические нововведения Ордин-Нащокина учитывали специфические российские условия и выражали сущность его взглядов как идеолога дворянства. С этих позиций он предлагал критически относиться к западному опыту, но использовать все позитивное для России.Главная цель его экономической политики — это ликвидация экономической отсталости России, создание отечественной промышленности и борьба против засилия иностранного торгового капитала,