Тема 2. Объект и предмет науки в археологии (1 час)

Археология как наука. Лженаука. Квазинаука.

Научное познание как вид познавательной деятельности человека. Объект и предмет науки. Генезис воззрений на объект и предмет науки в археологии. Дискуссия об объекте и предмете науки в археологии.

 

Литература

Аникович М.В. Проблема определения археологии как науки в советской литературе 1970-1980 гг. Основные направления // Археология Сибири: историография. Омск, 1995. С.4-25.

Генинг В.Ф. Очерки по истории советской археологии. Киев, 1982. 210 с.

Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев, 1982.

Жебелев С.А. Введение в археологию. Ч.1. История археологического знания. Петроград. 1923.

Клейн Л.С. Предмет археологии //Археология южной Сибири. Кемерово, 1978.

Клейн Л.С. Панорама теоретической археологии. // Стратум . 2005 – 2007. Кишинев.

Клейн Л.С. Археологическая типология. 1991.

Клейн Л.С. Введение в теоретическую археологию. Книга I. Метаархеология. 2004.

Клейн Л.С. Новая Археология (критический анализ теоретического направления в археологии Запада). 2010.

Лебедев Г.С. История отечественной археологии. СПб., 1992. 480 с.

Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. -№2. -1993.

Проблемные ситуации в археологии. Киев, 1988.

Фаган Б., ДеКорс К. Археология. В начале. М., 2007.

 

Тема 3. Структура и уровни археологического исследования (1 час)

Объект и предмет научного исследования. Понятие научной проблемы. Актуальность научной проблемы. Принципы построения, обоснование, оценки научной проблемы. Понятие проблемной ситуации в науке. Формулировка цели и задач исследования. Источниковедческое, историографическое, методологическое обоснование исследовательских задач. Место научного метода в научном исследовании.

Уровни научного исследования. Эмпирическое познание в археологии. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые установки, теории, методы исследования.

Фактологическое обеспечение археологических исследований. Понятие научного факта. Проблема факта науки и факта социальной действительности. Типология научных фактов. Система фактов как основа обобщений и доказательств. Противоречивость фактов как источник новых проблем.

Теоретический уровень познания. Познавательно-целевые установки, теории, методы исследования. Поятие научной теории. Классификация научной теории. Структура научной теории. Функции научной теории. Объяснение как задача теоретического уровня исследования, виды исторических объяснений. Типология археологических теорий.

Литература

Аникович М.В. «Три уровня археологического исследования» или три ступени археологического познания» //СА. 1988. №1.

Берков В.Ф. Научная проблема. - Минск, 1979.

Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976.

Боряз В.Н. О правомерности выделения «реконструктивного» уровня исследования в археологии// СА. 1988. №1.

Викторова В.Д. Эмпирическое и теоретическое в археологическом познании // Вопросы археологии Урала. Свердловск, 1981.

Герасимов И.Г. Научное исследование. М., 1972.

Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1976.

Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1981.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления. М. 2004.

Санцевич А.В. Методика исторического исследования. М., 1990.