Оправдание лекций

Критика лекций

Контрольні питання до теми 2

1. Який природний хімічний склад атмосферного повітря?

2. Гігієнічне значення складових атмосферного повітря.

3. Санітарно-гігієнічне значення забруднень атмосферного повітря.

4. Особливості виникнення і поширення забруднення атмосферного повітря.

5. Санітарна охорона атмосферного повітря

6. Що таке антропогенне забруднення атмосфери?

7. Санітарно-гігієнічне значення забруднень повітря закритих приміщень.

8. Джерела забруднення атмосферного повітря.

9. Назвіть основні речовини забруднення атмосферного повітря автотранспортом, при згорянні палива.

10. Назвіть основні речовини забруднення атмосферного повітря промисловими підприємствами.

 

12. Які збудники бактеріального забруднення найнебезпечніші.

13. Назвіть комплекс заходів щодо охорони атмосферного повітря.

14. Державний контроль за чистотою атмосферного повітря.

 

«ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ НА ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ, ТО УЖЕ ЧЕРЕЗ 15-20 МИНУТ ЛЕКЦИЯ ТЕРЯЕТ СВОЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

Хотя лектор является основным звеном в системе высшего образования. начиная со средневековья, в настоящее время это утверждение подверглось критике не только со стороны известных экспертов в области образования, но и со стороны студентов, теоретиков, консультантов и даже некоторых комиссий. На преподавателей обрушилось огромное количество предложений читать меньше лекций, а проводить обсуждения, дискуссии и использовать больше подобных методов обучения.

Уилберт Маккечи в шестом издании своей книги "Советы преподавателям" утверждает, что хотя лекции "иногда являются эффективным способом донесения информации", у него есть "некоторое обоснованное предположение, что другие методы преподавания могут быть более эффективными в достижении образовательных целей".

Говоря о концентрации внимания на получении информации, необходимо сказать, что уже через 15-20 минут лекция теряет свою эффективность. Студенты называют лекции "скучными" и "бесполезными". Таким образом, если преподаватель не хочет быть "абсолютно бесполезным", ему следует отказаться от чтения лекций.

«Я НЕ ПРОТИВ ПОПРОБОВАТЬ НЕСКОЛЬКО НОВЫХ МЕТОДОВ, НО НЕ МОГУ - ВЫ ЖЕ ЗНАЕТЕ, У МЕНЯ 300 СТУДЕНТОВ В АУДИТОРИИ».

Несмотря на критику, лекция выстояла. Сильная критика скорее создала дискомфорт и комплекс вины у преподавателей, нежели изменила установленный порядок. Они традиционно продолжают читать лекции и оправдываются говоря:

«Я бы хотел читать меньше лекций, но мне необходимо осветить слишком много вопросов", или "вам в данном случае проще, но в моей области без лекций все же не обойтись", или "я не против попробовать несколько новых методов, но не могу - вы же знаете, у меня 300 студентов в аудитории».

Существует много оправданий лекциям хорошо подготовленным и организованным. Такие лекции:

- передают новую информацию;

- объясняют и упорядочивают сложные понятия:

- развивают творческие способности и моделируют процесс решения проблем;

- анализируют и показывают связь между разными идеями;

- учат ценить образование;

- подвергают сомнению убеждения и особенности мышления;

- порождают энтузиазм и мотивацию к дальнейшему обучению.

И критика, и оправдание в адрес лекции ошибочны, так как придерживаются определенного стереотипа. Нам следует дать новое определение "лекции" с целью достичь такого уровня вовлечения, который, по мнению педагогов, способствовал бы работе студентов.

Цель данной статьи - предложить несколько вариантов лекций. Хотя они несопоставимы друг с другом, каждый из вариантов мотивирован, передает информацию, привлекает студентов.