Миссия организации - основное стратегическое решение

Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко опре­деленных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. По своему определению органи­зация - это группа людей, преследующих общие цели.

Таким образом, с самого начала организация имеет определенную целевую ориентацию.

Одна из основных задач высшего руководства ­определить миссию организации и обеспечить ее вы­полнение.

Миссия компании определяет ее статус, деклари­рует принципы ее функционирования, заявления, дей­ствительные намерения ее руководителей. Это наибо­лее общая цель предприятия, выражающая причину его существования. Она выражает устремленность орга­низации в будущее, показывая, на что будут направ­ляться усилия и какие ценности будут при этом при­оритетными.

Содержание миссии обычно включает в себя сле­дующие элементы:

·описание продуктов (услуг), предлагаемых орга­низацией;

·определение основных потребителей, клиентов, пользователей;

·цели организации - выживание, рост, доход­ность и др.;

·технология: характеристика оборудования, тех­нологических процессов, инноваций в области технологии;

·философия: выражаются базовые взгляды и цен­ности организации;

·внутренняя концепция, в рамках которой описы­ваются собственное мнение компании о себе, ис­точники ее силы, факторы выживания;

· внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркиваю­щий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителя­ми, обществом в целом.

В настоящее время нет строгих научных рекомен­даций по формулированию миссии. Многие компании подчеркивают приоритет интересов, ожиданий потре­бителей.

Миссия не должна включать в качестве цели при­быль, так как прибыль - внутренняя проблема (хотя и очень важная).

Вот примеры формулировки миссии.

Инвестиционная компания.

Мы готовы инвестировать капитал в любую об­ласть, работающую прибыльно и имеющую потенци­ал дальнейшего роста.

Минизавод по переработке молока.

Наша цель - обеспечить решение проблем сбыта молока фермерам, частникам, стимулировать созда­ние и развитие фермерских и частных хозяйств.

Наша цель - обеспечение населения качественной, разнообразной по ассортименту, доступной по цене продукцией.

Значение миссии для деятельности предприятия особое. Оно заключается в том, что миссия:

·является основой для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего определения ее целей и задач;

· помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их дей­ствия;

·обеспечивает понимание и поддержку среди вне­шних участников организации (социального ок­ружения).

При определении миссии должен быть определен период времени, в рамках которого она должна быть реализована. Срок выполнения миссии должен быть обозримым, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда.

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понят­на всем субъектам, взаимодействующим с организа­цией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким об­разом, чтобы она исключала возможность разнотол­ков, но в то же время оставляла простор для творчес­кого и гибкого развития организации.

V. Антикризисное управление.