Характеристика грузовых вагонов
Каждый из типов грузовых вагонов служит для перевозки отдельных видов грузов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные, в которых перевозят широкую номенклатуру грузов, и специализированные – для отдельных видов грузов или грузов, сходных по свойствам, а также вагоны закрытого и открытого типов.
К универсальным вагонам относятся крытые вагоны, полувагоны, платформы. Специализированные вагоны – это цистерны, хопперы, транспортеры, платформы для перевозки контейнеров, леса, полувагоны с глухим кузовом, крытые вагоны-платформы для перевозки автомобилей и многие другие вагоны.
Полувагоныпредназначены для перевозки навалочных грузов: угля, руды, кокса, флюса, – а также длинномерных и тяжеловесных грузов: леса, металлопроката, труб – и продукции машиностроительной промышленности: станков, сельскохозяйственных машин.
Крытые вагоныиспользуют для перевозки требующих защиты от атмосферных воздействий тарно-упаковочных, высокоценных грузов: различных пищевых продуктов, промышленных товаров, приборов, станков, зерна и др.
Платформы служат для перевозки лесных, сыпучих, штучных и тарных грузов, металлопроката, различных машин и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Также они предназначены для перевозки длинномерных, громоздких и тяжеловесных грузов. Среди специализированных платформ наибольшее распространение получили платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров массой брутто до 30 т.
Наиболее важными техническими параметрами,характеризующими эффективность грузовых вагонов, являются грузоподъемность, масса тары, осность (число осей), объем кузова, площадь пола (для платформ) и линейные размеры. Это так называемые абсолютные параметры.
Грузоподъемность (Ргп) – это наибольшая масса груза, допускаемая к перевозке в вагоне. Грузоподъемность определяет провозную способность железных дорог, поэтому стремятся создавать вагоны с максимально возможной грузоподъемностью, увеличивая габаритные размеры, повышая осевую и погонную нагрузки, а также число осей в вагоне. Четырехосные грузовые вагоны строят грузоподъемностью 68–71 т, а восьмиосные – 120–132 т.
Масса тары (qт) – собственная масса порожнего вагона. Сумма грузоподъемности и массы тары дает массу вагона брутто.
Для сравнения вагонов различных типов и конструкций используются относительные параметры.К ним относятся коэффициенты тары, удельный объем кузова, удельная площадь пола, осевая и погонная нагрузки.
Технический коэффициент тары вагона представляет собой отношение тары (qт) к грузоподъёмности этого вагона (Ргп):
. (2.1)
Чем меньше технический коэффициент тары, тем меньше собственной массы вагона приходится на каждую тонну транспортируемого груза. Коэффициент тары для большинства вагонов колеблется в пределах от 0,34 до 0,47.
Коэффициент использования грузоподъёмности вагона определяет степень использования вагона, характеризуется отношением средней технической нагрузки вагона к средней его грузоподъёмности:
. (2.2)
Погрузочный коэффициент тары учитывает фактически возможное использование грузоподъёмности вагона при перевозке конкретного груза (т.е. отражает вес тары вагона, приходящийся на 1 т фактически перевозимого груза):
. (2.3)
Удельная грузоподъёмность – это часть грузоподъёмности вагона, приходящаяся на 1 м3 геометрического объёма кузова, т/ м3:
. (2.4)
Удельная вместимость вагона характеризуется соотношением полного объёма вагона и его грузоподъёмности. Это часть полного (геометрического) объёма кузова, приходящаяся на 1 т грузоподъёмности. Чем выше значение удельной вместимости, тем лучше может быть использована его грузоподъёмность, м3/т:
. (2.5)