Речевые типы
С. Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» (М., 1978) выявила
индивидуальные речевые типы:
1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу
явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих
поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается
последовательным отбором и строгой систематизацией материалов,
обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как
бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются
им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой,
эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию.
«Логиками» чаще всего бывают сангвиники.
2) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят
страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не
всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и
«свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда,
считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального
речевого типа с холерическим темпераментом.
3) Философский. Ораторы - «философы» более или менее
эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в
своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-
нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют
все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию,
глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и
умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу
составляют люди флегматического темперамента.
4) Лирический, или художественно - образный. Глубокая
эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность,
проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его -
характер утонченный, меланхолический_
Основные коммуникативные типы различаются на основе преобладания следующих речевых характеристик:
• доминантность;
• мобильность;
• ригидность;
• интровертность.
Доминантный собеседникстремится завладеть инициативой в речевой коммуникации, не любит, чтобы его перебивали. Он нередко резок, насмешлив, говорит чуть громче, чем другие.
Чтобы добиться цели общения, особенно в деловой сфере, не рекомендуется перехватывать у доминантного партнера инициативу, перебивать, а также использовать выражения речевого давления.
Следует применить стратегию «речевого изматывания». Дождавшись паузы, быстро и четко формулировать свои интересы. Вступление в речь через паузу не выглядит внешне как перехват инициативы, хотя по существу таковым является. С каждой паузой ваша позиция становится все отчетливее, доминантный собеседник вынужден уже с ней считаться и как‑то оценивать. Вы добились главного – вас внимательно слушают.
Мобильный собеседникне испытывает никаких трудностей в речевой коммуникации. Он легко входит в разговор, говорит много, охотно, нередко интересно, часто перескакивает с темы на тему, не теряется в незнакомой компании.
Это один из лучших типов для бытового общения. Однако в деловой сфере постоянное желание мобильного собеседника менять тему снижает эффективность речевой коммуникации. Поэтому следует через резюме, вопросы, выводы возвращать его к теме (кстати сказать, мобильный партнер, как правило, спокойно относится к тому, что его перебили). Иначе можно с удовольствием проговорить весь день (особенно если оба партнера мобильные) и разойтись, так и не уяснив даже основные моменты темы.
Ригидный собеседникиспытывает трудности обычно при вступлении в речевую коммуникацию. Когда же этап вступления позади, ригидный собеседник четко формулирует свою позицию, логичен, рассудителен. Этот тип наиболее хорош для конструктивного делового общения.
Чтобы речевая коммуникация с ригидным партнером была продуктивной, его следует «разогреть» на начальном этапе общения. В данном случае не рекомендуется сразу переходить к предмету речевой коммуникации, предпочтительно расширить вступительную часть, поговорить на отвлеченную тему, создать ситуацию этикетного общения.
Если с мобильным партнером вы начнете речевой контакт с разговора на отвлеченную тему, то очень скоро горько пожалеете об этом. Но если с ригидным собеседником вы перейдете к теме без вступления, то вначале будете получать в ответ на ваши вопросы «возможно», «надо подумать», «как сказать»и т. п.
Интровертный собеседникне стремится владеть инициативой и готов отдать ее без особых возражений. Он нередко застенчив, скромен, склонен принижать свои возможности, не любит разговоров на интимную тему. Резкие, грубые фразы могут выбить его из колеи, а присутствие при беседе посторонних (особенно незнакомых) лиц заметно сковывает его.
Чтобы речевой контакт с интровертным партнером проходил нормально, следует постоянно вербально и невербально показывать, что вы уважаете его как интересного собеседника, цените его высказывания. Не следует перебивать интроверта, опровергать его доводы без мотивации – речевой контакт может неожиданно и надолго прерваться. Лучше беседовать с интровертным партнером.
Каждый тип общения по‑своему интересен, но незнание особенностей любого из них может привести к отрицательным последствиям. Естественно, далеко не всегда мы имеем дело с абсолютным проявлением в человеке того или иного типа коммуникабельности, но всегда какой‑либо тип будет определяющим.