Поведенческие реакции на стресс

Если стресс продолжает нарастать, то через какое-то время работоспособность личности начинает снижаться. Если проанализировать нарастание стресса, то можно выделить три его фазы.

Фаза мобилизациихарактеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости интеллектуально-познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспоминать необходимую информацию — цифровую, аудио, графическую, а также свободой ассоциирования и оригинальностью мышления. В этой фазе и руководителю, и работнику, как правило, удается сделать много, качественно и в срок, так как личность полностью использует все свои ресурсы, активизирует потенциальное «могу».

Фаза дезадаптациипоявляется вслед за фазой мобилизации, если стресс Длится долго, усиливается и «зашкаливает». Возникает реакция запредельного торможения, это проявляется, прежде всего, в снижении качества исполнения, поведении появляется неорганизованность, нарушаются коммуникативные каналы общения, теряется четкость передачи информации, возрастает ее неверное понимание, затрудняется ориентация в ситуации, недостаточно учитывается ее изменчивость, принимаются решения, «выпадающие» из ситуационных переменных, слабо учитывающие последствия. В этой фазе и руководитель, и работники допускают много ошибок, нарушая управленческий цикл путем деформации его стадий.

Фаза дезорганизациивозникает тогда, когда «запредельность» стресса продолжает нарастать, приводя в расстройство внутреннюю систему саморегуляции поведения личности. В этой фазе появляются «перерывы» в осознании ситуации, которые разрушают поведенческую организацию индивида, приводя к потере контроля за ситуациями. Личность уже не может справиться с требованиями, которые к ней предъявляются. Поведение характеризуется резко возросшими рассогласованностью, суетливостью и растерянностью, так как в мышлении хаотично возникают такие «точки» торможения, которые защищают личность от запредельного психологического перенапряжения. Их становится все больше и больше, что и приводит личность в состояние вялости, апатии, расслабленности, пассивности, безнадежности.

Последствия такого долговременного стресса бывают прямо противоположными: у интернального типа руководителя порог стрессоустойчивости может повыситься, а у экстернального снизиться. У личности может измениться структура потребностей и иерархия ценностной ориентации, переосмысливаться прошлый опыт и личные достижения. Долговременный стресс приводит к личностному кризису, выход из которого осуществляется и как развитие (стремление найти другую работу), и как деградация (адаптация к сложившейся ситуации, поскольку везде одинаково плохо).

Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности («цель — средство — результат») и профессионального общения («поступки — нормы — оценки»)-

Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов («стрессоров»), а для этого важно уметь их распознавать заранее. На каждой стадии управленческого цикла есть как специфические «стрессоры», так и общие (хроническая нехватка квалифицированных работников, затраты времени на личную обработку информации, замыкание всех коммуникаций на себя, плохая работа личного секретаря, результатом которой становится перегрузка руководителя информацией, работа вслепую с большим риском и ЯР)-

Вместе с тем, стрессовые состояния необходимы руководителю, так как они не только стимулируют работу любой «здоровой» фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он должен как боксер держать удары «агрессоров», а с другой — обязан побеждать их. Руководителю фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него.

В связи с этим можно предложить следующие методы борьбы со стрессорами (табл. 2.1.)

Таблица 2.1

Методы борьбы с «агрессорами»

 

Методы Частота использования, %
L.--VJ ,w ВОДСТВО Руководители среднего звена
Делегирование полномочий 90,3 86,1
Анализ стрессовых ситуаций 84,6 84,7
Установка ежедневных целей и приоритетов в ^^олнении заданий 81,0 83,3
Выявление причин, приводящих к стрессу 75,7 74,4
Оощение с коллегами, другими работниками, "обителями г?Т —_.___ 73,5 77,5
седы по телефону с приятелями и встречи с друзьями 1Н1£2аботь1) 71,4 74,2
^^^киеоздоровительные занятия (вне работы) 68,9 65,7
1!^Р^нотение на активный отдых (вне работы) 64,8 70,0
Следование оптимально избранному распорядку дня (на работе и дома) 62,0 53,9
Самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв в работе) 50,4 55,1
Более интересная, увлекающая работа 49,9 54,4
Ежедневные временные интервалы для коротких передышек 42,2 45,0
Разбивка отпуска на несколько этапов: два, три, четыре 41,3 36,9
Чтение специальных книг 17,9 24,0
Аутогенная самостоятельная тренировка 7,7 10,2
Участие в специализированных тренингах 4,9 6,5
Психотерапевтическое лечение 3,5 4,2

Многочисленные опросы показали, что у каждого индивида есть свои

способы борьбы со стрессами:

• бросить курить, чаще общаться с природой;

• время от времени уезжать на рыбалку;

• регулярно делать утреннюю гимнастику;

• разгружать себя эмоционально;

• находить новые увлечения;

• рационализировать рабочий день;

• планировать работу по своим возможностям;

• систематически изыскивать время для отдыха с семьей;

• относиться ко всему философски;

• переключаться на другие виды деятельности;

• общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;

• переменить привычную обстановку;

• сменить мебель, переставить ее;

• на работу и с работы ходить пешком;

• до начала работы составить план на текущий день и настроить себя;

• комбинировать работу в кабинете и на местах;

• в течение дня несколько раз послушать музыку;

• чередовать работу, меняя тактику, никогда не брать работу на дом;

• не затягивать рабочий день для себя и других;

• активно отдыхать в свободные дни;

• организовать систему самоконтроля;

• научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам;

• всегда быть готовым к неожиданностям;

• находить интересных помощников;

• разгружать себя, делегируя полномочия.

Все это можно назвать профилактической модификацией поведения в борьбе со стрессом, которая предполагает высокую степень самоорганизации. Но «стрессоры» могут возникнуть неожиданно, итогда руководителю или работнику приходится переживать стресс постфактум. Одни быстрее выходят из такогосостояния, другие медленнее. Индивидуальные опросы мужчин — руководителей подразделений позволили выявить способы преодоления стресса в ситуации, когда они допустили трудноисправимые ошибки и вынуждены были отчитаться за свои просчеты перед руководством фирмы. Например, они применяют такие логические методы, стремясь избавиться от гнетущих переживаний после «разноса»: «Иду и делюсь с теми, кому я доверяю»;«Ищу пути исправления ошибок»; «Пускаю все на самотек. Пропади пропадомэта работа!»; «Консультируюсь и разрабатываю новый вариант решения»;«Принимаю рюмочку: коньяк для такого случая всегда есть»; «Успокаиваюсь только с коллегами»; «Закрываюсь. Хожу по кабинету. Думаю»; «А я прихожу и делаю 10—20 приседаний»; «Ругаю себя: как мог так проколоться?! В следующий раз буду умнее»; «А у меня многовариантная схема:начинаю делать много дел сразу. Потом отключаюсь в машине»; «А я начинаюзвонить по объектам: мне нужно себя выплеснуть»; «Думаю: как бы я п°ступил на его месте?»; «Оцениваю себя самокритично. Делегирую Полномочия,объясняя ситуацию. Мои работники меня понимают и помогают Доделать.Когда сажусь в машину, совсем успокаиваюсь. А еще у меня есть дача: еду туда. Помогает отойти от дел чтение и легкая музыка»; «А я иду в баню с друзьями».

Выявились и женские модели поведения в стрессовом состоянии после допущенных ошибок: «У меня философский подход к жизни: все проходит»; «Трезво оцениваю ситуацию. За одного битого двух небитых дают». «Мне становится легче, если еще и всплакну»; «А у меня есть внутренняя убежденность: пусть ошиблась, но все равно я права. Прихожу домой и начинаю вязать. Очень помогает успокоиться»; «Убеждаю себя, что все равно буду поступать так, как подсказывает ситуация»; «Прихожу в кабинет и собираю совещание. Ищем варианты, а потом я нахожу ответ во сне»; «Я сразу не могу успокоиться. Хочу домой. Мне очень помогает спокойствие мужа и его советы»; «Прихожу домой и начинаю делать тупую монотонную работу: стираю, например, или берусь за пылесос»; «Мне помогает общение с детьми»; «А я люблю животных. Моя кошка как-то успокаивающе действует»; «Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы»; «Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи».

Фрустративные состояния личности могут усиливаться и внутренними факторами ее психофизической предрасположенности к воспроизводству таких ситуаций (доверчивость, импульсивность, тревожность, неорганизованность, рискованность и др.). В этом случае человек сам себе создает трудности, чтобы потом их преодолевать. В то же время личность может иметь большую устойчивость к фрустрациям. Все зависит от того, в какой мере проявляются способности преодолевать фрустративные состояния, несмотря на заблокированность поведения. Это могут быть способы психологической самозащиты: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней».

Данный тезис может включать следующие варианты защитной мотивации:

1. «Нет худа без добра, что ни случится, все к лучшему» (позитивная трактовка худшего).

2. «Все проходит, надо переждать» (ориентация на лучшие времена).

3. «Ничего не поделаешь, у других тоже бывают срывы» (идентификация с другими).

4. «Переживать нечего, у других еще хуже» (самоподкрепление в сравнении с опытом других);

5. «Я не один, все вместе преодолеем трудности» (позитивное самоподкрепление идентификацией с командой).

6. «Могло бы быть и значительно хуже» (самоутешение в сравнении двух

зол).

7. «Ничего, худшее уже позади» (самоуспокоение в сравнении с тем, что было).

8. «В следующий раз надо страховаться» (позитивный настрой на будущее).

9. «Со мной такого больше не произойдет» (переакцентировка своего поведения).

10. «Я это и предполагал, хотя надеялся на лучшее» (утешение сбывшимся самопророчеством).

Если внимательно проанализировать эти способы психологической самозащиты, то оказывается, что их можно оценить во времени: взгляд в будущее, взгляд в сторону, взгляд в прошлое. Сравнительный самоанализ облегчает переживания личности, конструируя образ иного поведения, чем было ранее, но этот «веер» самозащитной мотивации для каждого индивидуален, так как у каждого есть свои приоритеты их непроизвольного выбора.

Однако фрустрация может стимулировать усилия личности преодолеть блокировки либо в обходном маневре, либо в лобовом наступлении.

локировка потребностей воспринимается личностью как препятствие, которое "еобходимо устранить. Поэтому в сознании появляется сначала «лобовая» Установка, а затем возникают разнообразные маневренные варианты. Может сложится такая ситуация, что сама недостижимость цели делает ее привлекательной: чем труднее задача, тем заманчивее, и если не получилось в первый раз, можно попробовать еще. Вариативная тактика больше характерна для женщин, чем для мужчин, но процесс выбора различных средств для достижения цели является конструктивным поведенческим выходом из фрустративного состояния.

В преодолении фрустрации сталкиваются два психологических подхода к самоорганизации делового поведения. Одни менеджеры психологически подготовлены к достижению успеха, а другие психологически не подготовлены к возможным неудачам (табл.2.2.)

 

 

Таблица 2.2.

Варианты самоорганизации делового поведения

 

Менеджер, достигающий успеха Менеджер, терпящий неудачи
Тип личности — победитель, т.е. человек, который знает, что он будет делать, если проиграет, но не говорит об этом (установка: надо уметь извлекать уроки из своих ошибок) После поражения думает прежде всего о том, как добиться успеха Не жалеет о прошлом опыте У него есть опыт поражения, но есть и варианты выхода из негативной ситуации: эффект стимулирующего негативного образа Осмысливает ситуацию с точки зрения поиска результатов Считает, что успех—результат огромной работы Вынашивает свой собственный замысел, чтобы претворить его в управленческой практике Быстро принимает стратегические решения Ставит следующую задачу: как превратить неудачу в победу? Верит, что очень Многое в жизни зависит от его собственных усилий Тип личности — неудачник, т.е. человек, который не знает, что будет делать, если проиграет, но говорит о том, что он будет делать, если выиграет (установка: лучше бы знать заранее и не рисковать) После поражения думает прежде всего о том, как можно было избежать неудачи Сожалеет о прошлом опыте У него есть образ поражения, но способов выхода из негативной ситуации почти нет: эффект давящего негативного образа Осмысливает ситуацию с точки зрения нехватки ресурсов Считает, что успех — результат случая Хватается за чужие мнения, чтобы использовать их в управленческой практике Долго принимает стратегические решения Ставит следующую задачу: как удержаться на плаву в.случае неудач? Верит, что от его собственных усилий мало что зависит.__.

Логично, что успеха добивается тот, кто ищет и находит новые возможности в текущей повседневности, причем начинаются эти поиски, прежде всего с анализа организации управления поведением работников организации. Именно здесь и скрываются огромные возможности, поэтому каждый менеджер, если он хочет видеть свою организацию процветающей, заботится, прежде всего, о том, как раскрыть эти возможности в управлении поведением ее сотрудников. Главное направление поиска можно определить, как совершенствование умений сотрудников добиваться в своей работе больших объемов и лучшего качества за счет выявленных временных ресурсов.