Внешние и внутренние функции современного государства.

С функциональной точки зрения государство призвано решить ряд задач в сферах внутренней и внешней политики.

Под функцией государства понимают определенную направленность его деятельности. Функции государства конкретизируют его социальное назначение.

Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют на внешние (обеспечить независимость государства вовне) и внутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).

Внутренние функции государства:

хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;

стабилизационная - поддержание стабильности и мира в обществе;

координационная - обеспечение общественного согласия и единства;

социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;

культурно-воспитательная - поддержка культуры и духовных ценностей;

правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;

экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

Внешние функции государства:

§ отстаивание национальных интересов на международном уровне - обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций - ООН, Совета Европы и т.д.;

§ организация обороны и охрана государственной безопасности - защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

Внутренние функции государства делятся на:

§ основные;

§ неосновные.

Основными называют функции, которые может осуществлять только государство.

Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан, в том числе:

§ борьба с преступностью;

§ учет и регистрация населения;

§ предотвращение различных катастроф;

§ меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.

§ Установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).

§ Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия - выпуск денег).

§ Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.

Неосновные функции можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые», возникшие в XX веке.

Традиционные функции выполняют не все государства. Они неодинаковы, каждое государство имеет свои исторически сложившиеся функции.

§ В России к традиционным функциям можно отнести:

§ управление транспортом и связью;

§ управление образованием и здравоохранением;

§ зашита неполноценных лиц и помощь им;

§ управление средствами массовой информации.

Иногда некоторые традиционные функции становятся избыточными, и государство отказывается их выполнять. В частности, так произошло с управлением средствами массовой информации, в России они были приватизированы, и сейчас государство номинально управляет на телевидении только двумя каналами: Первым - как акционер - и 2-м (канал «Россия»).

В число «новых» функций входят следующие.

§ Государственное предпринимательство. Государство непосредственно занимается производством в оборонной сфере и в других сферах, где оно от имени общества должно осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.

§ Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.

§ Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим и т. д.

Внешние функции государства

§ Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.

§ Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).

§ Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.

§ Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).

§ Внешние функции - основные, так как их осуществляет только государство.

В качестве отдельных внешних функций также можно выделить:

§ функцию борьбы с международным терроризмом;

§ экологическую функцию.

Эти функции по своему содержанию являются и внешними, и внутренними.

Значительный вклад в разработку теории функций государства внесли отечественные ученые советского и постсоветского периодов: М.И. Байтин, А.Б. Венгеров, Ю.Г. Галай, А.П. Глебов, А.Г. Горин, А.И. Денисов, Л.И. Каск, В.М. Корельский, А.И. Королев, А.П. Косицын, М.Н. Марченко, Л.А. Морозова, В.О. Тененбаум, В.А. Толстяк, Н.В. Черноголовкин и др.

Правовые аспекты функций государства в той или иной мере рассматривались в работах таких ученых, как С.С. Алексеев, В.Д. Ардашкин, В.К. Бабаев, Б.Т. Базылев, В.М. Баранов, Д.Н. Бахрах, Ю.А. Вехорев, Н.В. Витрук, И.Я. Дюрягин, В.Б. Исаков, В.Н. Карташов, Д.А. Керимов, С.Н. Кожевников, В.В. Лазарев, Н.В. Макарейко, Н.И. Матузов, B.C. Hepceсянц, Н.В. Петров, А.С. Пиголкин, С.В. Поленина, Т.Н. Радько, В.Б. Романовская, Ю.С. Решетов, И.Н. Сенякин, В.В. Серегина, Ю.А. Тихомиров, А.С. Шабуров и др.

Вместе с тем, анализ этих работ дает основание сделать два вывода: во-первых, многие вопросы функций государства до настоящего времени далеки от единообразной трактовки (понятие функций, форм, средств и методов их осуществления); во-вторых, в связи с изменением экономического, социально-политического и государственного строя многие положения прошлой теории функций государства полностью утратили свое значение. Эти обстоятельства и дают основание предложить ряд новых аспектов в разработке проблемы.