Сопоставление со сходными понятиями

Определение удовлетворенности работой

Удовлетворенность работой, будучи одной из форм позиции сотрудников, представляет собой позицию, занимаемую ими по отношению к работе. Иначе говоря, удовлетворенность работой означает степень чувственного и эмоционального предпочтения, испытываемого определенным индивидом по отношению к работе. Далее рассмотрим определения, которые различные ученые давали состоянию удовлетворенности работой.

Р.Хоппок (Норрок, 1935) дает следующее определение: «Удовлетворенность работой является сочетанием психических, физиологических и ситуационных обстоятельств, заставляющих трудящихся искренне испытывать удовлетворение своей работой», а Смит (Smith, 1955) пишет: «Удовлетворенность работой - суждение сотрудника о том, как его работа в целом удовлетворяет его разнообразные потребности». Данные определения связывают удовлетворенность работой с определенными эмоциональными состояниями.

Маккормик и Тиффин (Мс Cormick and Tiffin, 1981) пишут: «Удовлетворенность работой является функцией степени удовлетворения потребностей, получаемого или испытываемого на определенной работе; удовлетворенность работой как одна из категорий и подчиненных элементов позиции, занимаемой индивидом в качестве члена организации, представляет собой степень испытываемого на работе или порождаемого работой удовлетворения потребностей, которая принимает различные формы в случае каждого из индивидов»,

Если обобщить вышеприведенные определения, можно увидеть, что, несмотря на большие или меньшие различия между исследователями, удовлетворенность работой, будучи одной из составляющих позиции сотрудника по отношению к работе, означает степень чувственного и эмоционального предпочтения, испытываемого им по отношению к работе, которая тесно связана с находящимися вне данной позиции ценностями, верой, потребностями и т.п.

Для того чтобы сделать понятие удовлетворенности работой более точным, рассмотрим отношения удовлетворенности работой с несколькими связанными понятиями.

3.1. Удовлетворенность работой и позиция

Маккормик и Тиффин (McCormick and Tiffin, 1981) дают следующее определение: «Позиция означает не проявляющееся вовне поведение или образ человека, как это слово обычно используется, а положение в целях совершения определенных действий и эмоционально-психические тенденции в связи с определенными фактами», а Оллпорт определяет позицию как систематизированное в опыте состояние духовно-психической готовности, оказывающее непосредственное динамическое влияние на реакцию индивида на все объекты и ситуации, с которыми он вступает во взаимоотношения. Коген (Kohen, 1981) пишет: «Позиция есть усвоенное качество, позволяющее последовательно, положительно или отрицательно, реагировать на определенные объекты», и указывает на наличие в позиции познавательных, эмоциональных и поведенческо-ориентационных составных элементов».

Если обобщить вышеприведенные определения, в качестве позиции можно считать организующуюся посредством опыта и обучения эмоциональную реакцию на определенные объекты, которая может оказывать непосредственное динамическое влияние на реальное поведение.

3.2. Удовлетворенность работой и потребности/ценности

Боринг, Лангфельд и Уэльд (Boring, Zangfeld, Weld, 1948) дают следующее определение: «Потребность представляет собой напряженное состояние организма, и данное напряжение организуется связанными с организмом стимулирующими факторами или целями ситуации, в которой находится организм, причем данные факторы стимулируют действовать в усвоенном направлении», а Маккормик отмечает, что: «Потребность носит внутренний характер, она есть то, в отношении чего индивид испытывает желание». Коген пишет: «Потребность есть внутренняя сила, побуждающая деятельность в направлении решения проблем. Однако в отличие от мотивов потребности не обязательно оказывают влияние на поведение».

Если обобщить вышеприведенные определения, можно увидеть, что потребности действуют в качестве вызывающей действия побудительной силы, но не обязательно связаны с действиями.

В конечном счете, можно сделать вывод, что если удовлетворенность работой коренным образом связана с потребностями, то с ценностями она связана более непосредственно и конкретно.