Значимость удовлетворенности работой
Удовлетворенность сотрудников работой.
Тема 9. Обоснование позиции сотрудников в организации
Вместе с переходом от эпохи управления научными методами к эпохе человеческих взаимоотношений возросло осознание того обстоятельства, что эффективность труда сотрудников определяется не столько условиями труда, рабочей обстановкой и другими материальными факторами, сколько их
чувствами и позицией по отношению к работе. В связи с этим вопросы удовлетворенности сотрудников работой стали привлекать всеобщее внимание.
Степень удовлетворенности сотрудников работой, будучи тесно связана с удовлетворением индивидуальных потребностей, стала важным критерием оценки эффективности управления организацией, поэтому значимость удовлетворенности работой подчеркивается в следующих разнообразных аспектах. Прежде всего рассмотрим здесь эту значимость в аспекте самих сотрудников.
Первое. Значимость в аспекте ценностных суждений. Сотрудники большую часть времени проводят на предприятии, и каждый желает сделать свою жизнь комфортной и вызывающей удовлетворение. Однако, для большинства людей диапазон выбора места работы в значительной мере ограничен. В этом смысле удовлетворенность сотрудников рассматривается в качестве одной из категорий ответственности организации перед обществом.
Второе. Значимость в аспекте душевного здоровья.
Если люди недовольны какой-то стороной своей жизни, у них существует тенденция испытывать неудовлетворенность и по отношению к другим ее сторонам. Особенно это проявляется в случае человека экономического, для которого производство является местом его жизни, неудовлетворенность работой может оказать влияние не только на его жизнь в организации, но и на семейную и другие стороны жизни.
Третье. Значимость в аспекте физического здоровья.
Неудовлетворенность работой приносит людям стрессы и заставляет их занимать негативную позицию по отношению к жизни, что может повлиять на их физическое здоровье. С другой стороны, ее значимость важна и в организационном аспекте по следующим причинам.
Во-первых, многие менеджеры придерживаются предположения, что удовлетворенность работой оказывает непосредственное влияние на успехи сотрудников. Они считают, что счастливый сотрудник более эффективен, склонен к новациям и более глубоко мыслит, чем несчастливый.
Во-вторых, если сотрудники довольны собственной жизнью в организации, то они благожелательно отзываются об организации, к которой принадлежат, и за ее пределами.
В-третьих, любящий свою работу человек поддерживает ровные взаимоотношения с другими людьми в рамках организации.
В-четвертых, при удовлетворенности работой снижается процент невыходов на работу и переходов на другую работу, что может способствовать повышению производительности труда. Работа в творческой и благоприятной атмосфере желательна для всех сотрудников.
Таким образом, удовлетворенность работой является фактором, оказывающим влияние не только на физическое и душевное здоровье сотрудников, но и на повышение производительности и успехи организации.