Добросовестный тип (С)

Общительный тип (i)

Доминирующий тип (D)

Индивиды с доминирующим характером обладая сильными способностями лидера, любят бросать вызов. Некоторые считают их бесконечно активными, от природы неспособными усидеть на месте и сохранять спокойствие. При этом они постоянно находятся в готовности конкурировать. Если какое-либо дело находится в кризисной ситуации, они делают все, чтобы разрешить данные проблемы. Они ценят власть и ответственность, имеют высокие идеалы и цели и хотят, чтобы их авторитет воспринимался как вещь, обладающая реальной ценностью. Если наличные вызовы отсутствуют, они сами создают проблемы. Они устойчиво и в течение долгого времени работают, пока проблемная ситуация не будет урегулирована.

Эти люди с сильными способностями лидера обыкновенно работают с другими людьми, действуя активно, говоря откровенно и прямо. Высказывая свои мысли, они бывают резки и даже саркастичны, однако у них нет личных пристрастий. Люди с качествами данного типа открыты, решают проблемы вместе со своими коллегами и ожидают высокой оценки со стороны других людей.

Люди с качествами общительности - это люди, которые, предоставляя другим стимулы и мотивацию или же оказывая на них влияние своей властью и авторитетом, побуждают их проделывать какую-либо работу.

Люди данного типа обладают богатыми общественными связями и способностью убеждать, они любят общаться с другими людьми. В целом они оптимистичны и способны увидеть в ситуации ее положительную, оптимистичную, позитивную сторону. Обычно они находят смысл в разрешении собственных проблем, причем не только самостоятельно, но и с помощью других людей. Они не думают о деловых задачах и естественным образом реагируют на этих, реализующих свое влияние индивидов. Они участвуют в осуществляющих общественную деятельность организациях, легко знакомятся и сближаются с людьми.

3) Стабильный тип (S)

Обладающие качествами стабильности члены коллектива обычно ведут себя покладисто, спокойно и невозмутимо. Они не выражают эмоций, почти не создают проблем, поэтому они не высказывают свои жалобы и недовольство, скрывают свое раздражение. Они близки и дружны с людьми в небольших коллективах. Эти люди выражают свое удовлетворение и выглядят довольными. Обычными особенностями их поведения являются терпение и созерцательность. Они всегда имеют хорошие отношения с соседями и любят помогать своим друзьям.

Люди ярко выраженного стабильного типа не желают перемен, стремятся к сохранению статус-кво, особенно же они не хотят возникновения неожиданных или внезапных событий и изменений. Если в оптимальной ситуации стиль работы определен, они могут следовать ему, на поверхности выказывая безграничное терпение.

Они обычно обладают сильным чувством собственника и испытывают сильную привязанность к вместе работающему с ними коллективу, к своей организации, а особенно к своей семье. Они сохраняют тесные семейные узы и испытывают чувство нестабильности при разлуке с семьей в течение значительного периода времени. Они уверенно работают в команде и, хорошо ладя с людьми, легко идут на сотрудничество. Они хорошо развивают рабочие навыки, способны хорошо выполнять повседневную работу, но это не значит, что они работают на низком уровне. Люди стабильного типа в дружественной обстановке действуют пассивно, они выполняют повседневную работу и выказывают стабильность и привязанность в повторяющихся ситуациях.

Люди с качествами добросовестности обычно миролюбивы и не желают находиться во враждебной среде. Они чутки и все правильно понимают, поэтому их чувства очень ранимы. Они скромны, добросовестны, неактивны, но если делают что-либо, стараются прилагать все свои силы. Люди с особенностями данной группы консервативны и обладают глубоким вниманием, поэтому они не принимают решения, пока полностью не проверят всю доступную для использования информацию. Этот момент вызывает недовольство их склонных к быстроте действий коллег.

Когда при принятии решений у них есть время на сомнения, люди добросовестного типа прежде чем действовать, выжидают, в какую сторону подует ветер. Обычно они демонстрируют проницательность, когда надо принять правильное решение за оптимальный период времени. Эти люди обладают способностью формировать свой образ в соответствии с тем, что о них думают другие люди. Избегая чувства гнева, они способны терпеть до последнего, и почти не бывает случаев, когда бы они наступили кому-либо на ногу.

Люди с такими качествами стараются жить стабильно и упорядоченно и любят следовать порядку не только на работе, но и в личной жизни. В работе они мыслят системно, ведут дело в последовательности, установленной заранее определенной формулой, скрупулезны и внимательны к деталям. Обычно они упорно придерживаются методов, с помощью которых ранее добивались успеха.

Люди ярко выраженного добросовестного типа стараются не делать грубую работу. Несмотря на это, они стараются не выказывать этой тенденции,

если только не находятся во враждебной среде. В этом случае такие люди могут стать полностью пассивными. У них есть сильная тенденция следовать нормативным рабочим процедурам, чтобы не создавать проблем и избежать ошибок.

Поскольку PPS была разработана не для того, чтобы сделать людей сведущими в клинической психиатрии, то пользующимся данным инструментарием людям нет необходимости официально получать психологическое образование. Так как PPS позволяет путем подсчета баллов истолковать собственный характер самостоятельно, она способствует повышению самосознания в ситуациях, когда надо решить, как следует использовать информацию применительно к отношениям с другими людьми. Данный инструментарий помогает осознать стратегию регулирования отражаемых индивидами факторов среды и собственной среды индивида, т.е. помогает определить эффективный способ коррекции поведения при адаптации собственной среды и стратегии к условиям, в которых находится индивид.

Таким образом, PPS, будучи одним из основных инструментов анализа ситуации, может применяться в качестве средства, позволяющего понимать, объяснять и корректировать различия в познании самого себя, работы и других людей.

При применении PPS необходимо учитывать следующие сходные моменты.

Во-первых, нельзя упоминать, что PPS является одним из видов тестов. Слово «тест» может вызвать ненужное беспокойство.

Во-вторых, PPS не указывает на соответствие или несоответствие норме, поэтому в объяснениях относительно PPS вместо слова «тест» применяются такие выражения, как инструмент исследования, характеристика или инструмент оценки.

В-третьих, нет «плохих» или «хороших» характеристик. Каждый из индивидов имеет собственные сильные стороны и ограничения. Начальный этап развития своих сильных и преодоления своих слабых сторон состоит в самопознании.

В-четвертых, следует исходить из точки зрения респондента. Результаты исследования не основываются на восприятии других людей. Респондент сам должен иметь возможность сказать: я на самом деле таков.

В-пятых, следует сохранять конфиденциальность: результаты исследования с помощью PPS не могут использоваться другими людьми без согласия индивида. Цель исследования заключается в предоставлении респонденту полезной информации, а не в сборе данных на каждого из индивидов.

В-шестых, результаты исследования следует понимать как выражение тенденции. Основная цель предоставляемого PPS истолкования заключается в предоставлении людям информации, которая поможет им лучше понять себя и других. Результаты исследования выражают лишь тенденцию и не являются абсолютными.

Итак, можно сделать вывод, что на поведение человека оказывают влияние его личностные качества и факторы среды, а характер человека является основным определяющим фактором поведения индивида. Следовательно, руководители и менеджеры организаций, применяя PPS в качестве средства практического руководства, т.е. применяя ее в целях необходимого понимания свойственных индивидам отличительных особенностей, могут повысить эффект деятельности организации.