Понятие и основные признаки государства. Государственная власть.

 

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых - хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство от всех этих социальных явлений отличается такими наиболее важными признаками: 1) особым аппаратом публичной власти; 2) территориальным признаком; 3) суверенитетом публичной власти; 4) наличием законов, которые выдает государство; 5) стягиванием налогов, правом взятия кредитов и займов.

1. В родовом обществе не было особого аппарата публичной власти, поскольку управления осуществлялось всеми членами рода или Советом старейшин на общественных началах. Власть в родовом обществе имеет социальный характер, а с возникновением государства она приобретает политический характер. Аппарат публичной власти отличается и от субъектов гражданского общества. Работа в государственном аппарате есть основной, а во многих случаях и единой. Государство является ядром политической системы общества и выступает от лица всего населения или господствующего класса или социальной группы. Публичная власть имеет свою систему государственных органов, которые складываются исторически и имеют свои особенности. В своей совокупности они выступают как особая политическая организация народа, господствующего класса или социальной группы, которая использует ее для удовлетворения своих нужд и интересов или интересов народа. Государство выступает и как субъект международных отношений от лица всего общества или народа. Аппарат публичной власти состоит из аппарата управления и аппарата принуждения. К аппарату управления относятся законодательная и исполнительная власть: парламент, Президент и его аппарат, Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные госадминистрации и т.п.. К аппарату принуждения относятся армия, полиция (милиция), суды, прокуратура, исправительно-трудовые колонии и т.п..

Наличие в обществе особого аппарата публичной власти является главным признаком государства. Этот признак очень тесно связан с другими признаками.

2. Вторым признаком государства является наличие территории. Территория государства определяется ее границами. В территорию государства входит суша, внутренние моря, озера, реки, внешние моря в 12-границах мильной зоны (20 км) - территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство в пределах границ, дипломатические представительства, посольства и консульства, торгу, пассажирские и военные морские и воздушные суда, самолеты и космические аппараты.

Государство закрепляет свое население за определенными территориями, устанавливает определенный режим проживания и передвижение в пределах территории, а также выезд за границу, в другие государства. Государственная власть распространяется на всех граждан и на всю территорию государства Из этими двумя признаками связанный институт гражданства или подданства, в зависимости от формы правления. Гражданство - это политико-правовая принадлежность лица к определенному государству.

Территория государства может иметь постоянный и относительно временный характер. Без этого признака не может существовать государство, поскольку вся территория является собственностью всего государства, материальной базой развития общества. Без территории государство не может быть субъектом международных отношений.

3. Третьим признаком государства есть ее суверенитет. Этот признак также очень тесно связан с другими признаками. Суверенитет государства означает, что государственная власть - единая в пределах своей территории, не зависит от других политических властей внутри страны и особенно от других государств в решении вопросов внутренней и внешней политики. Суверенитет означает также, что государственная власть (высочайшие органы) может свободно принимать те или другие решения в своих интересах или в интересах других государств. Нарушение суверенитета ведет к частичной или полной потери независимости государства. За этим признаком государство отличается от колоний, полуколоний, доминионов и т.п..

4. Государство и общество не могут функционировать и развиваться, если нет законов. Только государство имеет право выдавать законы, которые являются общеобязательными для всех граждан и должностных лиц на всей территории. Законы направлены на регулирование и охрану экономических, политических и других социальных отношений и социальных ценностей общества. Государственная власть является единым субъектом, который имеет такое право, поскольку она выступает от лица всего общества, как ядро политической системы. Таких законов не имеют права выдавать другие субъекты политической системы и гражданского общества. Законодательство является составной частью механизма функционирования всего государства и общества.

5. Государство в отличие от других субъектов общественного отношения и родового общества взимает налоги со своих граждан, предприятий и организаций, которые находятся на ее территории. Кроме того, государство берет займи и кредиты Налоги и займи идут на удержание государственного аппарата, бюджетных организаций и развитие общенародных социально-экономических и политических программ: строительство электростанций, дорог и т.п..

Кроме того, государство имеет свою финансовую систему и деньги, без которых не может нормально функционировать государство и общество; государственный язык; национальную культуру; государственные символы - герб, флаг, гимн.

Итак, государство - это особая политическая организация публичной власти, которая имеет свою территорию, суверенитет, выдает законы, взимает налоги с целью нормального функционирования общества, выступает как субъект международных отношений и выражает интересы всего народа или господствующего класса (социальных групп).

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство.

Впервые понятие и сущность государства подверглись исследованию и анализу еще в Древнем мире. Для мыслителей античности, таких как Аристотель, Платон, Цицерон и многих других, лейтмотивом их философских трактатов было государство. С их точки зрения государство - высшая форма человеческого общежития.

В Средние века и в Новое время Ф. Аквинский, М. Падуанский, Н.Макиавелли, Г. Гроций, Дж. Локк и др. продолжили многовековую традицию восприятия общего облика государства как политической ассоциации, равномасштабной самому обществу.

return false">ссылка скрыта

Философы (Г. Гегель, К. Велькер), рассуждая о сущности государства, рассматривали государство в контексте общей системы собственных фундаментальных философских представлений о мироздании.

Особо следует отметить труды исследователей конца XIX - начала XX вв. (И. Блюнчли, Л. Гумпловича, В. Гессена, Г. Еллинека, Р. Иеринга, Б. Кистяковского, Н. Коркунова, Ф. Кокошкина, А. Паршина, В. Хвостова, Б. Чичерина, Г. Шершеневича), непосредственно связанные с проблемами понимания сущности государства, выделением его признаков и анализом их взаимосвязи.

Разрозненный и эпизодический характер исследований вкупе с необходимостью гармонизации федеративных отношений потребовал консолидации усилий научного сообщества для анализа существующих проблем и разработки оптимальных путей развития федерации и ее субъектов. Это было осуществлено в ряде фундаментальных работ по проблемам теории государства и права (В. С. Нерсесянц, М. Н. Марченко, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев).

В работах современного периода значительное место уделено анализу эволюции понимания государства и его признаков, тенденций правотворчества и правоприменения в федеративных отношениях (труды Г. Н. Манова, проанализировавшего состав признаков государства в свете произошедших изменений на рубеже 80-х - 90-х годов, О. Е. Кутафина, исследовавшего проблему наличия гражданства как признака государства, С. И. Солника, проанализировавшего особенности договорных отношений между РФ и ее субъектами в 1990-е годы, В. Е. Чиркина, рассмотревшего проблемы разграничения предметов ведения федерации и ее субъектов в условиях старта нового этапа государственного строительства в начале 2000-х годов, и других ученых).