Вопрос 1. Понятие и правовое регулирование бухгалтерской отчетности.

И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Тема 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ, НАЛОГОВОЙ

 

План

1. Понятие и правовое регулирование бухгалтерской отчетности.

2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности.

3. Порядок представления бухгалтерской отчетности.

4. Правовые основы формирования и представления налоговой отчетности.

5. Правовые основы формирования и представления статистической отчетности.

 

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

(Ст. 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете»)

Основным нормативным актом, определяющим правовые основы формирования и представления бухгалтерской отчетности, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Кроме того, состав, содержание, методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме банков и бюджетных организаций, установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43а

При решении отдельных вопросов составления бухгалтерской отчетности применяются и другие Положения по бухгалтерскому учету: Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32; Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн и др.

Отчетность, разрабатываемая организациями в соответствии с указанными нормативными актами, является внешней, представляемой в соответствующие государственные органы. Соблюдение требования о формировании бухгалтерской отчетности в соответствии с нормами Закона о бухгалтерском учете и Положений по бухгалтерскому учету служит достижению единообразия в этой сфере предпринимательской деятельности, сопоставимости информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Внутренняя бухгалтерская отчетность формируется организацией самостоятельно, без строгой привязки к нормативным актам, исходя в первую очередь из специфики деятельности организации и ее внутренних потребностей.

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса организации и служит средством легитимации хозяйственной деятельности за отчетный период, базой для самоанализа.

Она должна давать полное и достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации, результатах ее деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с правилами, которые установлены нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций) перечень и образцы форм бухгалтерской отчетности, Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н1. Для страховых организаций эти вопросы решены Приказом Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. № 113н2.

При формировании бухгалтерской отчетности следует также руководствоваться изданными Минфином РФ методическими указаниями. В качестве примера приведем Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. № 44н3.

 

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из указанных нормативных актов организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении, а также о финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность разрешается включать дополнительные показатели.

 

Вопрос 2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности.

Согласно ст. 13 Закона о бухгалтерском учете, в состав бухгалтерской отчетности организаций, за исключением бюджетных, включаются:

- бухгалтерский баланс (форма № 1);

- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

- приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

Бухгалтерский балансхарактеризует имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, т. е. дату, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность (последний календарный день отчетного периода).

Баланс организации - это самостоятельный балансюридического лица. В соответствии с законодательством бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельный баланс.

Под отдельным балансомпонимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности.

В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ эта организация, помимо собственного бухгалтерского отчета, составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ. Сводный бухгалтерский баланспредставляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение на отчетную дату группы взаимосвязанных организаций: головной организации, дочерних и зависимых обществ.

В бухгалтерском балансе имущественное и финансовое положение организации представляется данными о хозяйственных средствах – активахи их источниках - пассивах. Долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года) активы и пассивы фиксируются раздельно.

К активам, например, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства.

В составе пассивов учитываются капиталы и резервы организации, заемные средства, кредиторская задолженность и др.

В ряде случаев порядок определения стоимости чистых активов утверждается нормативными правовыми актами.

Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ. Так, под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:

- внеоборотные активы, отражаемые в нервом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы);

- оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы) за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.

В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:

- долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;

- краткосрочные обязательства по займам и кредитам;

- кредиторская задолженность;

- задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;

- резервы предстоящих расходов;

- прочие краткосрочные обязательства.

Оценка стоимости чистых активов производится акционерным обществом ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты.

В отличие от баланса, отражающего статику имущественного положения организации, отчет о прибылях и убыткаххарактеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, т.е. период, за который организация составляет отчетность (квартал, полгода, девять месяцев, год).

В целях полного отражения финансовых результатов деятельности организации, данный документ должен содержать следующие показатели:

- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных и обязательных платежей, т. е. нетто-выручка);

- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

- валовая прибыль;

- коммерческие расходы (расходы, связанные со сбытом, издержки обращения);

- управленческие расходы;

- прибыль (убыток) от продаж;

- проценты к получению или к уплате (суммы причитающихся в соответствии с договорами к получению или подлежащих уплате дивидендов, процентов по облигациям, депозитам и т.п.);

- доходы от участия в других организациях (доходы по финансовым вложениям в ценные бумаги других организаций, а также доходы от участия в совместной деятельности без образования юридического лица);

- прочие операционные доходы/расходы (например, данные по операциям, связанным сдвижением имущества);

- прочие внереализационные доходы/расходы;

- прибыль (убыток) до налогообложения;

- отложенные налоговые активы;

- отложенные налоговые обязательства;

- текущий налог на прибыль;

- чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

В состав бухгалтерской отчетности входят приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.Они должны раскрывать учетную политику организации и обеспечиватьпользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс иотчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки имущественного и финансового положения организации и финансового результата ее деятельности.

В состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие приложения: Отчет об изменениях капитала (форма 3), Отчет о движении денежных средств (форма 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5), Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).

В пояснительной запискедается краткая характеристика деятельности организации, указываются основные показатели деятельности, приводятся факторы, повлиявшие в отчетном году на ее результаты, ииная информация, необходимая для получения более полной и объективной картины.

Аудиторское заключениеподтверждает достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, согласно законодательным актам, подлежит обязательному аудиту.

Как определено Федеральным законом от 7 августа 2001 г.№ 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязательный аудит осуществляется, если хозяйствующий субъект соответствует одному из установленных критериев,связанных:

1) с организационно-правовой формой. По данному критерию ежегодной аудиторской проверке подлежат открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров, вида деятельности и размера уставного капитала;

2) с видом деятельности. По этому критерию обязательному аудиту подлежат банки и другие кредитные организации, бюро кредитных историй; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты; государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) с финансовыми показателями. Хозяйствующие субъекты подлежат обязательному аудиту, если удовлетворяют хотя бы одному из следующих условий:

- объем выручки от реализации продукции, работ или услуг за год в 500 тыс. раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда;

- сумма активов баланса на конец отчетного года в 200 тыс. раз больше установленного минимального размера оплаты труда;

4) с формой собственности. По данному критерию обязательному

аудиту подлежат государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели их деятельности соответствуют изложенным в п. 3. Для муниципальных предприятий эти показатели могут быть понижены законом субъекта РФ;

5) с конкретным указанием на обязательность аудита в федеральных законах.