Виды коммуникаций

Имеется несколько наиболее важных оснований, которые исполь­зуются при классификации коммуникаций.

1. В менеджменте коммуникации принято делить на внешние и внутренние. Внешние коммуникации протекают между организаци­ей и ее средой. К ним можно отнести:

а) коммуникации с потребителями,

б) коммуникации с общественностью,

в) коммуникации с государством и государственными структура­ми.

Внутренние коммуникации — это коммуникации, которые имеют место в рамках организации: между отдельными работниками, между подразделениями. Как правило, такие коммуникации связаны с коор­динацией деятельности работников или подразделения.

2. Поскольку любая организация иерархически организована, можно выделить следующие виды внутренних коммуникаций: вер­тикальные, горизонтальные и диагональные коммуникации. Верти­кальные коммуникации — это общение между руководителем и подчиненным.

Горизонтальные коммуникации — это общение между работ­никами, которые могут иметь общего руководителя, но не всегда пред­полагают это условие.

Диагональными называют коммуникации, связывающие подчинен­ных и начальников разных отделов, то есть коммуникации, которые сочетают в себе свойства горизонтальных и вертикальных коммуника­ций.

3. Внутренние коммуникации могут быть межличностными и орга­низационными. Межличностные коммуникации связывают двух (или более) человек. Организационные коммуникации предполагают, что в коммуникации вступают две (или более) группы людей, каждая из которых имеет свои собственные интересы. К организационным отно­сят также коммуникации, которые связывают одного человека с груп­пой. Другими словами, к организационным относят такие коммуника­ции, при которых хотя бы один из участников представлен группой.

4. Коммуникации можно разделить на формальные и неформаль­ные. Формальные коммуникации — это коммуникации, которые свя­зывают отдельные элементы организационной структуры, вытекают из целей, стоящих перед организацией, и устанавливаются при помощи правил, закрепленных в должностных инструкциях и внутренних нор­мативных документах, которые регламентируют взаимодействие работ­ников или подразделений.

Неформальные коммуникации в целом не связаны с иерархией организации, они связывают людей, которые объединены в рамках од­ной неформальной группы. Они возникают в любой организации, но обычно не имеют отношения к ее непосредственным потребностям. Неформальные коммуникации в основном функционируют как канал распространения слухов. Неформальные коммуникации могут быть важным источником информации для руководителя. Поскольку для них характерно более быстрое распространение информации, чем в фор­мальных коммуникациях, они нередко могут быть источником инфор­мации, важной с точки зрения быстрого принятия решений.

5. С точки зрения средств общения, коммуникацию подразделяют на вербальную (словесную, которая реализуется в виде письменной и устной речи) и невербальную (к ней относят мимику, жесты, а также разнообразные изображения, например, графики, диаграммы и гистог­раммы).

6. Целесообразно также различать типы коммуникации в зависи­мости от того, какие потребности стоят перед ее участниками.

1) Коммуникация может возникать в том случае, если ее инициато­ру необходима информация.

2) Коммуникация может возникать в том случае, если ее инициато­ру необходимо передать информацию, требующуюся другому челове­ку, организации или ее подразделению.

3) Коммуникация может обслуживать эмоциональные потребности участников общения (например, если им необходимо выговориться или рассказать о событии, вызвавшем сильную эмоциональную реакцию).

4) Коммуникация может быть направлена на согласование дей­ствий, на организацию совместной деятельности. В этом случае она выполняет функцию координации.