Бизнес-план
Разработка любой программы осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе определяются цели и задачи, стоящие перед предприятием. Цель обычно является достаточно общей формулировкой, задачи всегда более конкретны и содержат конкретные числовые показатели, по которым можно было бы судить, достигнуты они или нет. Пока речи о реалистичности целей не идет. На первом этапе можно формулировать цели и задачи независимо от того, могут ли они быть достигнуты. Главное — четко определить, что именно вы хотите.
На втором этапе анализируются условия, в которых находится предприятие, и вырабатывается набор средств, при помощи которых можно достичь поставленных перед предприятием задач.
На третьем этапе сравниваются показатели, выработанные на первых двух этапах. Это необходимо для того, чтобы четко понять, что нужно сделать для достижения поставленных целей. На данном этапе необходимо ответить на вопросы: почему актуальное состояние отличается от желаемого? какие причины к этому приводят? что мешает достичь желаемого состояния?
Кроме того, необходимо уделить внимание и вопросу о реалистичности поставленных целей. Возможно ли их достижение в сложившихся условиях? Не стремится ли предприятие к чему-то недостижимому? Ответ на эти вопросы возможен только после того, как проанализирована реальная ситуация и факторы, которые являются в ней наиболее значимыми.
На четвертом этапе разрабатывается совокупность мер, которые следует предпринять для достижения желаемого состояния. Эти меры ранжируются в зависимости от их значимости, а также группируются в виде плана, который отражает очередность их применения.
Наконец, на пятом этапе корректируются ранее сформулированные цели и задачи.
Необходимо иметь в виду, что наиболее важная часть любой программы — это описание комплекса мер, то есть инструментов, средств, при помощи которых будут достигнуты указанные цели. Другими словами, необходимо, чтобы программа четко формулировала все действия, касающиеся товарной, сбытовой, ценовой и коммуникативной политики предприятия, которые будут способствовать решению поставленных задач.
Бизнес-план — это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития. Чаще бизнес-планы создаются при создании предприятия или в переломные моменты его существования.
Основные цели бизнес-плана:
• направление деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка,
• определение видов деятельности и источников ее финансирования,
• прогнозирование возможных трудностей и путей их преодоления.
Бизнес-план - это документ, предназначенный не только для внутреннего использования. Он в значительной степени адресован потенциальным инвесторам, а потому должен содержать информацию, выгодно представляющую перспективы развития организации. Наличие бизнес-плана - едва ли не обязательное условие для любых переговоров, направленных на привлечение ресурсов. Кроме того, он предназначен и для потенциальных клиентов и партнеров.
Нередко бизнес-план готовится в нескольких вариантах. Наиболее полный вариант создается для внутреннего использования, менее развернутые варианты - для потенциальных инвесторов, государственных учреждений, клиентов, партнеров, кредиторов и т. д. Это не означает, что в разных вариантах бизнес-плана может содержаться разная информация. Просто каждый вариант в различной степени детализирует разные вопросы, представляющие интерес для тех, кому он адресован.
Обычно бизнес-план включает в себя ряд составных частей.
1. Титульный лист и оглавление. Титульный лист включает заголовок плана, дату его создания, указание на то, кем подготовлен план, полное имя и адрес фирмы, а также указание того, для кого был подготовлен план. Оглавление должно давать четкое представление о содержании бизнес-плана.
2. Резюме. Резюме является едва ли не самой важной частью документа, а потому оно должно быть составлено таким образом, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана.
Резюме обычно включает три части: а) введение, включающее цели плана, коротко выраженную суть проекта; б) сжатое описание наиболее важных частей бизнес-плана; в) заключение, в котором обобщаются наиболее важные, с точки зрения будущего успеха предпринимателя факторы; в этой части могут также описываться основные действия, которые должен совершить предприниматель.
3. История дела (при условии, что предприятие действует уже некоторое время). Здесь должна содержаться информация о том, когда дело было основано, какие этапы развития оно прошло, какие продукты или услуги производились.
4. Описание продуктов или услуг, производимых организацией. В данном разделе должно содержаться как само описание товара, увязанное с потребностями клиентов, так и описание товаров, производимых конкурентами. Естественно, здесь же должны содержаться объяснения того, почему предлагаемый продукт или услуга в большей степени соответствует потребностям покупателей.
При наличии зарегистрированной торговой марки, патентов, авторских прав об этом также должна содержаться информация.
5. Описание положения в отрасли. Здесь необходимо показать абсолютные размеры рынка, его основные сегменты, то есть группы потребителей. Желательно привести сведения, свидетельствующие о том, что рынок склонен к росту или, напротив, к застою. Здесь же следует привести сведения о возможной потенциальной доле предлагаемого товара на рынке.
6. Описание конкурентов, оценка и выбор конкурентной стратегии. В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их конкретное применение. Должно быть указано, как будет реализована стратегия, что для этого необходимо (например, привлечение новых специалистов, приобретение нового оборудования), что может способствовать повышению конкурентоспособности организации. Желательно привести основные объекты конкурентной борьбы, то есть те качества и аспекты производимого продукта, которые помогут сделать его более конкурентоспособным (например, надежность, эстетичность, цена, безопасность, сервис и т. д.). Этот перечень должен дополняться прямым указанием на то, какими качествами предлагаемый продукт будет превосходить аналогичные товары, выпускаемые конкурентами.
7. Производственный план. Этот раздел должен содержать ответы на вопросы об основных технологиях, используемых в производстве, о структуре производственного процесса, сырье и оборудовании, которые для него необходимы, структуре издержек, возможностях развития производства. Кроме того, здесь же должны содержаться сведения о контроле качества, месте расположения производства. Необходимо стремиться, чтобы этот раздел был написан понятным для неспециалиста языком.
8. План маркетинга. Этот раздел бизнес-плана содержит информацию о стратегии маркетинговой деятельности фирмы, перспективности и емкости предполагаемого рынка. Целесообразно включить в этот раздел ответы на вопросы о том, какие группы покупателей могут быть выделены на отраслевом рынке, на какие группы намерено ориентироваться предприятие, какой будет его ценовая политика, какой уровень чистого дохода планируется, как товар будет распространяться, как будут использоваться такие способы продвижения товара, как реклама, пропаганда, личные продажи и стимулирование сбыта.
9. Организационный план. Этот раздел должен содержать информацию о форме собственности, выбранной фирмой, типе организационной структуры фирмы, об основных пайщиках и акционерах, составе совета директоров, распределении полномочий между управляющими фирмы. Если фирма существует несколько лет, необходимо описать историю формирования собственности, изменения, которые произошли с ней.
10. Финансовый план и оценка риска. Финансовый раздел бизнес-плана включает баланс организации, план прибылей и убытков, прогноз движения наличности. Здесь же можно указать, какие источники будут использоваться для привлечения капитала (выпуск облигаций, акций, банковские ссуды, накопленная прибыль, амортизационный фонд), каким требованиям будет подчиняться использование привлеченных средств и т. д.
Кроме того, при составлении бизнес-плана должен быть проведен анализ изменений текущей чистой стоимости проекта, то есть показателя эффективности инвестиций в проект.
11. План исследований и разработок. Если фирма предполагает или уже проводит исследования и разработки, то в соответствующем разделе бизнес-плана должна содержаться информация о величине затрат на исследования, сравнение затрат на НИОКР с соответствующими затратами фирм конкурентов, а также сведения о направлениях исследований и разработок, о квалификации персонала, оснащенности отдела НИОКР, его реальных достижениях и т. д.
12. Оценка и страхование риска. Необходимо указать политические и коммерческие риски, хозяйственные риски, риски, обусловленные природными факторами, риски, обусловленные поведением партнеров, и риски, связанные с неопределенностью. Кроме того, здесь же обязательно должны быть указаны меры, которые Могли бы снизить уровень рисков (использование методов прогнозирования, страхование и т. д.).
13. Приложения. В данном разделе необходимо привести график, отражающий основные мероприятия и ответственных за их проведение лиц. Кроме того, здесь же содержатся схемы, диаграммы, таблицы, которые предназначены для облегчения восприятия материала.
Особо в бизнес-плане может освещаться вопрос об имидже и потенциале организации. Как правило, это также делается в специальном разделе.