Бизнес-план

Разработка любой программы осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе определяются цели и задачи, стоящие перед пред­приятием. Цель обычно является достаточно общей формулировкой, задачи всегда более конкретны и содержат конкретные числовые по­казатели, по которым можно было бы судить, достигнуты они или нет. Пока речи о реалистичности целей не идет. На первом этапе можно формулировать цели и задачи независимо от того, могут ли они быть достигнуты. Главное — четко определить, что именно вы хотите.

На втором этапе анализируются условия, в которых находится предприятие, и вырабатывается набор средств, при помощи которых можно достичь поставленных перед предприятием задач.

На третьем этапе сравниваются показатели, выработанные на первых двух этапах. Это необходимо для того, чтобы четко понять, что нужно сделать для достижения поставленных целей. На данном этапе необходимо ответить на вопросы: почему актуальное состояние отли­чается от желаемого? какие причины к этому приводят? что мешает достичь желаемого состояния?

Кроме того, необходимо уделить внимание и вопросу о реалистич­ности поставленных целей. Возможно ли их достижение в сложивших­ся условиях? Не стремится ли предприятие к чему-то недостижимому? Ответ на эти вопросы возможен только после того, как проанализиро­вана реальная ситуация и факторы, которые являются в ней наиболее значимыми.

На четвертом этапе разрабатывается совокупность мер, которые следует предпринять для достижения желаемого состояния. Эти меры ранжируются в зависимости от их значимости, а также группируются в виде плана, который отражает очередность их применения.

Наконец, на пятом этапе корректируются ранее сформулирован­ные цели и задачи.

Необходимо иметь в виду, что наиболее важная часть любой про­граммы — это описание комплекса мер, то есть инструментов, средств, при помощи которых будут достигнуты указанные цели. Другими сло­вами, необходимо, чтобы программа четко формулировала все дей­ствия, касающиеся товарной, сбытовой, ценовой и коммуникативной по­литики предприятия, которые будут способствовать решению постав­ленных задач.

Бизнес-план — это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов биз­неса. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только со­здающегося предприятия, так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития. Чаще бизнес-планы создаются при со­здании предприятия или в переломные моменты его существования.

Основные цели бизнес-плана:

• направление деятельности предприятия в соответствии с по­требностями рынка,

• определение видов деятельности и источников ее финансирования,

• прогнозирование возможных трудностей и путей их преодоле­ния.

Бизнес-план - это документ, предназначенный не только для внут­реннего использования. Он в значительной степени адресован потен­циальным инвесторам, а потому должен содержать информацию, вы­годно представляющую перспективы развития организации. Наличие бизнес-плана - едва ли не обязательное условие для любых перегово­ров, направленных на привлечение ресурсов. Кроме того, он предназ­начен и для потенциальных клиентов и партнеров.

Нередко бизнес-план готовится в нескольких вариантах. Наиболее полный вариант создается для внутреннего использования, менее раз­вернутые варианты - для потенциальных инвесторов, государственных учреждений, клиентов, партнеров, кредиторов и т. д. Это не означает, что в разных вариантах бизнес-плана может содержаться разная ин­формация. Просто каждый вариант в различной степени детализирует разные вопросы, представляющие интерес для тех, кому он адресован.

Обычно бизнес-план включает в себя ряд составных частей.

1. Титульный лист и оглавление. Титульный лист включает заго­ловок плана, дату его создания, указание на то, кем подготовлен план, полное имя и адрес фирмы, а также указание того, для кого был подго­товлен план. Оглавление должно давать четкое представление о со­держании бизнес-плана.

2. Резюме. Резюме является едва ли не самой важной частью документа, а потому оно должно быть составлено таким образом, что­бы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана.

Резюме обычно включает три части: а) введение, включающее цели плана, коротко выраженную суть проекта; б) сжатое описание наиболее важных частей бизнес-плана; в) заключение, в котором обобщаются наи­более важные, с точки зрения будущего успеха предпринимателя фак­торы; в этой части могут также описываться основные действия, которые должен совершить предприниматель.

3. История дела (при условии, что предприятие действует уже не­которое время). Здесь должна содержаться информация о том, когда дело было основано, какие этапы развития оно прошло, какие продук­ты или услуги производились.

4. Описание продуктов или услуг, производимых организаци­ей. В данном разделе должно содержаться как само описание товара, увязанное с потребностями клиентов, так и описание товаров, производимых конкурентами. Естественно, здесь же должны содержаться объяснения того, почему предлагаемый продукт или услу­га в большей степени соответствует потребностям покупателей.

При наличии зарегистрированной торговой марки, патентов, авторс­ких прав об этом также должна содержаться информация.

5. Описание положения в отрасли. Здесь необходимо показать абсолютные размеры рынка, его основные сегменты, то есть группы потребителей. Желательно привести сведения, свидетельствующие о том, что рынок склонен к росту или, напротив, к застою. Здесь же следует привести сведения о возможной потенциальной доле предла­гаемого товара на рынке.

6. Описание конкурентов, оценка и выбор конкурентной стра­тегии. В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их конкретное применение. Должно быть указано, как будет реализо­вана стратегия, что для этого необходимо (например, привлечение но­вых специалистов, приобретение нового оборудования), что может спо­собствовать повышению конкурентоспособности организации. Жела­тельно привести основные объекты конкурентной борьбы, то есть те качества и аспекты производимого продукта, которые помогут сделать его более конкурентоспособным (например, надежность, эстетичность, цена, безопасность, сервис и т. д.). Этот перечень должен дополняться прямым указанием на то, какими качествами предлагаемый продукт будет превосходить аналогичные товары, выпускаемые конкурентами.

7. Производственный план. Этот раздел должен содержать от­веты на вопросы об основных технологиях, используемых в производ­стве, о структуре производственного процесса, сырье и оборудовании, которые для него необходимы, структуре издержек, возможностях раз­вития производства. Кроме того, здесь же должны содержаться сведе­ния о контроле качества, месте расположения производства. Необхо­димо стремиться, чтобы этот раздел был написан понятным для неспе­циалиста языком.

8. План маркетинга. Этот раздел бизнес-плана содержит инфор­мацию о стратегии маркетинговой деятельности фирмы, перспективно­сти и емкости предполагаемого рынка. Целесообразно включить в этот раздел ответы на вопросы о том, какие группы покупателей могут быть выделены на отраслевом рынке, на какие группы намерено ори­ентироваться предприятие, какой будет его ценовая политика, какой уровень чистого дохода планируется, как товар будет распространять­ся, как будут использоваться такие способы продвижения товара, как реклама, пропаганда, личные продажи и стимулирование сбыта.

9. Организационный план. Этот раздел должен содержать ин­формацию о форме собственности, выбранной фирмой, типе организа­ционной структуры фирмы, об основных пайщиках и акционерах, соста­ве совета директоров, распределении полномочий между управляющи­ми фирмы. Если фирма существует несколько лет, необходимо опи­сать историю формирования собственности, изменения, которые про­изошли с ней.

10. Финансовый план и оценка риска. Финансовый раздел биз­нес-плана включает баланс организации, план прибылей и убытков, про­гноз движения наличности. Здесь же можно указать, какие источники будут использоваться для привлечения капитала (выпуск облигаций, акций, банковские ссуды, накопленная прибыль, амортизационный фонд), ка­ким требованиям будет подчиняться использование привлеченных средств и т. д.

Кроме того, при составлении бизнес-плана должен быть проведен анализ изменений текущей чистой стоимости проекта, то есть показате­ля эффективности инвестиций в проект.

11. План исследований и разработок. Если фирма предполагает или уже проводит исследования и разработки, то в соответствующем разделе бизнес-плана должна содержаться информация о величине затрат на исследования, сравнение затрат на НИОКР с соответствующи­ми затратами фирм конкурентов, а также сведения о направлениях исследований и разработок, о квалификации персонала, оснащенности отдела НИОКР, его реальных достижениях и т. д.

12. Оценка и страхование риска. Необходимо указать полити­ческие и коммерческие риски, хозяйственные риски, риски, обусловлен­ные природными факторами, риски, обусловленные поведением партне­ров, и риски, связанные с неопределенностью. Кроме того, здесь же обязательно должны быть указаны меры, которые Могли бы снизить уровень рисков (использование методов прогнозирования, страхование и т. д.).

13. Приложения. В данном разделе необходимо привести гра­фик, отражающий основные мероприятия и ответственных за их про­ведение лиц. Кроме того, здесь же содержатся схемы, диаграммы, таб­лицы, которые предназначены для облегчения восприятия материала.

Особо в бизнес-плане может освещаться вопрос об имидже и по­тенциале организации. Как правило, это также делается в специальном разделе.