ОРГАНИЗАЦИЯ

Управление персоналом

Управление персоналом - это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, со­знательного труда, направленного на достижение высокого конечного результата. Управление персоналом является одной из наиболее важ­ных сфер жизни предприятия, поскольку персонал способен много­кратно повысить эффективность его деятельности. Система управле­ния персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование мето­дов работы с кадрами. Сущность управления персоналом заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологи­ческих и правовых отношений между руководством предприятия и на­емными работниками.

Специфика управления персоналом определяется в первую очередь тем, что трудовые ресурсы существенно отличаются от любых других видов ресурсов:

1) любой работник является самостоятельной личностью, а потому имеет право на самоопределение, чего нельзя сказать о любых других видах ресурсов;

2)материальные и технические ресурсы со временем стареют, тру­довые ресурсы - дорожают;

3) наемный работник может отказаться от условий, на которых пред­приятие предполагает его использовать, он может бастовать или уволиться из предприятия по собственному желанию, что невоз­можно для других видов ресурсов;

4) трудовые ресурсы допускают самое разное использование, по­скольку работники могут переучиваться, тогда как остальные ресурсы, как правило, могут использоваться только типичным образом.

В любой организации при осуществлении работы с персоналом проводится ряд типовых процедур:

1) разработка системы (подсистемы) управления персоналом;

2) выработка деловой стратегии менеджмента персонала;

3) формулирование стратегических, текущих и оперативных целей для фирмы в целом и ее подразделений в области менеджмен­та персонала;

4) выявление текущих и перспективных проблем в обеспечении фирмы персоналом и выработка способов их решения;

5) выработка общих требований к поведению персонала в отноше­ниях сотрудников друг к другу и к партнерам фирмы;

6) выработка критериев оценки персонала и установление несоот­ветствия между желаемым уровнем и фактическим, а также раз­работка методов устранения таких несоответствий.


Под организацией в менеджменте обычно понимают иерархически организованную совокупность людей, объединенных общими коммер­ческими целями (получение прибыли) и действующих на основе разде­ления труда.

Прежде всего, слово «организация» в одном из своих значений обозначает «строение, устройство чего-либо». Употребляя слово в этом значении, мы можем говорить, например, об организации досуга студен­тов, об организации работы в рамках отдела предприятия — другими словами, о том, как организована какая-то деятельность. В этом смыс­ле слово «организация» обозначает признак, а не сущность, явление.

Во втором значении слово «организация» обозначает «совокуп­ность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры». В этом же смысле под организацией понимается «общественное объединение, госу­дарственное учреждение». Именно в этом смысле мы и будем исполь­зовать данное слово.

Для того чтобы могла возникнуть организация в этом втором значе­нии, необходимо наличие трех условий:

1) есть хотя бы одна цель, которая объединяет членов организации

2) есть хотя бы два человека, которые готовы работать и работают вместе для того, чтобы достичь стоящих перед ними целей;

3) есть хотя бы два человека, которые считают себя принадлежа­щими к организации.

Однако такое употребление данного слова является слишком широ­ким. В частности, существует множество организаций, которые не являются коммерческими, например, школа, церковь, разнообразные общественные объединения. Все эти организации состоят из людей, которые стремятся к достижению каких-то общих целей. Однако от организации о которых принято говорить в менеджменте, они отличаются тем, что не ориентированы на получение прибыли. Конечно, учителя получают зарплату, священники тоже живут на что-то, и нередко можно столкнуться тем, что основная задача людей, принадлежащих к подобной организации, состоит в зарабатывании денег; кроме того, существуют платные (т есть коммерческие) школы, некоторые студенты учатся на договорно основе, то есть опять-таки платят деньги. Тем не менее эти организации не создавались как коммерческие. А менеджмент изучает прежде всего те организации, главная цель которых состоит в извлечении прибыли, причем эта цель подчиняет себе все остальные.