Понятие и виды туристских формальностей

Ключевые слова

Тема 6. Туристские формальности

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику договора.

2. Из каких элементов состоит содержание договора?

3. Перечислите виды договоров.

4. Охарактеризуйте заключение, изменение и расторжение договоров.

5. Назовите особенности расторжения договоров в связи с существенным изменением обстоятельств.

6. Перечислите виды договоров в сфере туризма.

7. Дайте общую характеристику договора на туристское обслуживание.

8. Дайте понятие туристской путевки, назовите формы путевки.

9. В чем состоят особенности договора, заключаемого между туроператорами и турагентами?

10. Дайте сравнительную характеристику договоров поручения, комиссии, агентского договора.

11. Раскройте особенности формирования, продвижения и размещения туристского продукта.

6.1. Понятие и виды туристских формальностей.

6.2. Паспортные формальности.

6.3. Визовые формальности.

6.4. Санитарно-эпидемиологические формальности.

6.5. Валютные и таможенные формальности.

Формальности, паспорт, виза, валюта, санитарный режим, таможенный контроль.

Туристские формальности – правила, условия и действия, необходимые с точки зрения законности и установленного в государстве порядка, обязательно соблюдаемые при организации, оформлении и совершении путешествия1.

Иначе говоря, туристские формальности – установленные законодательством той или иной страны или группой государств одновременно строго обязательные нормы, которые должны выполняться туристом, туристской фирмой и всеми другими организациями, имеющими отношение к подготовке и проведению туристского путешествия.

Любое лицо, отправляющееся в туристское путешествие, должно соблюдать множество формальностей на разных уровнях. Турист сталкивается с необходимостью исполнять паспортно-визовые, санитарные, валютные формальности, соблюдать режим особо охраняемых земель, беречь культурные и природные памятники. Любое туристское предприятие также должно соблюдать ряд формальностей, связанных со стандартизацией туристской деятельности, классификацией объектов туристской индустрии, санитарными нормами и правилами и т.д. Однако стандартизация и классификация в сфере туризма рассматривались в отдельной теме, поэтому данная глава будет посвящена именно формальностям, относящимся к туристу.

Международное сообщество также придает огромное значение установлению и соблюдению туристских формальностей. Это видно из тех международных договоров, в которых затрагивается этот вопрос. Это и Манильская декларация по мировому туризму 1980 г., и Гаагская декларация по туризму 1989 г., и Декларация Всемирной конференции министров по туризму 1994 г. В статье 8 Глобального этического кодекса туризма, принятого комиссией ООН по устойчивому развитию в 1999 году, установлено следующее:

1. Туристы и посетители обладают свободой передвижения по территории своих стран, а также из одного государства в другое; они должны иметь возможность доступа в зоны транзита и пребывания, а также на туристские и культурные объекты, не подвергаясь чрезмерным формальностям или дискриминации.

2. Туристы и посетители должны иметь доступ ко всем имеющимся формам внутренних и внешних коммуникаций; они должны иметь оперативный и беспрепятственный доступ к местному административному, юридическому и медицинскому обслуживанию; в соответствии с действующими дипломатическими конвенциями они должны иметь возможность свободно обращаться к консульским властям стран своего происхождения.

3. Туристы и посетители должны пользоваться теми же правами, что и граждане посещаемой страны, в плане конфиденциальности относящихся к ним личных данных и сведений, особенно, что касается данных, хранящихся электронным способом.

4. Административные формальности пересечения границ, которые введены государствами или вытекают из международных соглашений, как например визовые, санитарные и таможенные формальности, должны по мере возможности адаптироваться таким образом, чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму; следует поощрять соглашения между группами стран, направленные на гармонизацию и упрощение этих формальностей; следует постепенно отменять или корректировать специальные налоги и сборы, обременяющие туристскую индустрию и наносящие ущерб ее конкурентоспособности.

5. Посетители должны иметь возможность приобретать, в соответствии с экономическим положением страны, из которой они выезжают, суммы в свободно конвертируемой валюте, необходимые для их поездок.

В настоящее время выделяют следующие виды туристских формальностей:

– паспортные;

– визовые;

– санитарно-эпидемиологические;

– валютные;

– таможенные.