Особенности продюсерства в театральном искусстве
Продюсер спектакля — это предприниматель в театре, главная фигура, контролирующая сценический проект на всех его стадиях. Он формирует команду, отвечает за финансирование, сроки производства. Не режиссер определяет при разработке идеи все главные творческие и производственные параметры будущей постановки, а продюсер. Приглашенные драматург, режиссер и оператор следуют уже проложенным курсом.
Продюсер должен уметь:
выбрать оригинальную тему для постановки; обеспечить финансирование; преобразовать идею в сценарий; разбираться в проблемах авторского права; составлять бизнес-план; сформировать постановочную группу и заключить с ней контракт; контролировать текущий материал; определить стратегию маркетинга; организовывать прокат.
Особенности:
Ø Выбираем оригинальную тему для постановки. Выстраивая концепцию постановки вам необходимо в самом общем виде определиться с темой: жизнь, смерть, любовь и т.д.
Ø Не страшно, если спектакль будет ожидать определенным ожиданиям. Главное, не идти на поводу у этих ожиданий, что неизбежно приведет к занижению уровня качества спектакля.
Можно поставить вечную классику или нашумевший бестселлер; можно пригласить звезд, в том числе на второстепенные роли. Следует также учитывать, что наиболее привлекательными жанрами являются комедии и мелодрамы.
Ø Маркетинговое исследование: выявление конкурентов, определение целевых групп
Ø Правовое исследование. Требует ли ваша пьеса покупки авторских прав. в одних случаях (постановка Мольера, произведения которого стали общественным достоянием) не требуется оплата авторских прав. Другое дело, постановка произведений ныне живущего С. Мрожека. Без его согласия и соответствующей оплаты принадлежащих ему авторских прав инсценировка юридически невозможна.
Ø Финансовое исследование или бизнес-план. Необходимо четко представлять какой уровень затрат потребуется для осуществления вашей идеи. Сможете ли вы привлечь финансирование и в каком объеме. При составлении бизнес-плана учитывать: временные параметры постановки спектакля; исполнительский состав (кому и сколько платить); декорационное оформление (сроки и стоимость изготовления костюмов, декораций, грима, реквизита); производственная база (аренда сцены и гримерок, энергозатраты); непланируемые издержки
Спонсорская поддержка. Фандрейзинг.
Ø Производственное исследование. Создание креативной команды постановщиков, с которой вы в индивидуальном порядке составляете контракт, где оговариваются все условия труда, оплаты. Учитывая, что для проекта вы собираете актеров, режиссеров и технич. персонал из разных театров, необходимо уточнить их занятость по основному месту работы и скорректировать дальнейшую работу.
Ø Репетиционный период
Ø Презентация готового проекта. Можно начинать с момента, когда готов постановочный проект (бизнес-план) и продолжать до завершения репетиционного периода и премьерного показа.
Главный закон шоу-бизнеса: не важно, что говорят – важно, чтобы говорили!!! Надо верить в то, что вы делаете, и любить то, что вы делаете, и тот товар, который вы собираетесь продавать зрителям.
Ø Кульминационной точкой презентации является его Премьерный показ.Размах презентации зависит от бюджета.
Ø Реклама и РR: публикации в прессе и информационные сообщения в СМИ. Пресс-конференции и интервью. Подогреваем зрительский интерес историями из анекдотических ситуаций во время репетиций Рекламная и РR-группы готовят информационные листки с очерком о спектакле, плакаты спектакля, буклеты и программки с эпизодами сцен и фотографиями актеров.
Предпремьерная пресс-конференция с приглашением ведущих СМИ и приглашением их на премьеру. На ряду с пресс-конференцией организуются платные и бесплатные публикации в прессе. Желательно договориться о публикациях во влиятельных и популярных журналах.
В последствии выдержки из опубликованных статей могут быть помещены на программке, чтобы привлечь зрителя к повторному просмотру и дать возможность другим познакомиться со спектаклем.
После премьеры работает реклама – из уст в уста. Многие хотят быть в курсе событий, слыть модными. Особенно это касается лиц, причисляющих себя к элите. Для них просмотр продюсерского спектакля считается элитарным. Отчасти из-за значительно завышенной стоимости билета. (По принципу, дорогой – значит элитный).
Ø Прокат, гастрольная деятельность и театральные фестивали.
Специфика продюсерства в киноиндустрии
Продюсер (англ. producer, от produce — производить) в кинематографе — это доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала. Продюсерами бывают также режиссёры, актёры, сценаристы.
Основная задача продюсера - обеспечить условия для съёмок фильма съёмочной группе.
Инициирует, координирует и управляет вопросами увеличения бюджета, найма ключевого персонала и соглашений с дистрибьюторами. Продюсер участвует во всех стадиях создания фильма, от начала разработки до начала проката.
Исполнительный продюсер — в крупных проектах это обычно представитель или один из руководителей студии, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических. В небольших компаниях или независимых проектах исполнительным продюсером может называться создатель/сценарист.
Сопродюсер — продюсер, который отчитывается перед исполнительным продюсером и предоставляет деньги для финансирования фильма. Вовлечен в ежедневное производство в большей мере, чем просто продюсер.
Ассоциированный продюсер — обычно исполняет роль представителя продюсера, который может отвечать за часть его финансовых, творческих или административных функций. Звание зачастую присваивается опытному в делах кинопроизводства человеку, который выступает как консультант, или тому, кто внес крупный финансовый или творческий вклад в проект.
Ассистирующий продюсер — обычно работает под управлением ассоциированного продюсера.
Линейный продюсер — следит за бюджетом фильма и ежедневным производством.
Административный продюсер — докладывает Совету директоров и нанимает внештатных работников для различных стадий производства.
Ø начинаем с поиска идеи
Ø изучаем конъюнктуру
Ø проводим правовое исследование
Ø финансовое исследование
Ø производственное исследование: хорошо продумываем технологию съемок исходя из возможностей бюджета. Оцениваем стоимость проката или покупки необходимого съемочного оборудования (рельсы, тележки, краны). Обращаем внимание на формирование съемочной группы: режиссер, оператор, актеры
Ø сценарий. Должен включать в себя идею, тему, характеры и конфликт.
Желательно, чтобы замысем можно было выразить одной фразой: “Это история о герое, который...”
Универсальная тема, понятная каждому зрителю.
Герой: физический облик – возраст, пол, внешность
личность – общее развитие, моральный статус, внешность
происхождение – все, что случилось с героем до появления в этой истории.
Важно, чтобы зритель идентифицировал себя с вашим героем, сопереживал ему. Узнаваемая обстановка, узнаваемые достоинства и недостатки. Новизна.
Согласно исследованиям американских кинематографистов, коммерчески успешный фильм базируется на 6 элементах:
- энергия, драматическое напряжение;
- темп, который поддерживается на протяжении всего фильма4
- линейная структура фильма состоящая из трех действий;
- характеры (персонажи)
- мощная интуитивная реакция. Аудитория должна испытывать сильное эмоциональное переживание
- уникальность.
Когда сценарий готов, его необходимо синхронизировать: 1 мин. экранного времени = 1 стр. сценария.
Ø регистрация сценария с целью защиты авторских прав;
Ø постановочный проект – подбор документов для предоставления их финансирующей организации или частному инвестору.
Как минимум должно быть: сценарий, предварительный кастинг, режиссерская концепция и бюджет.
Ø Бюджет формируется исходя из стоимости сценария, гонораров актеров, стоимости производственных затрат и дополнительных затрат.
Ø Режиссерский сценарий – последовательность сцен, включающая в себя разбитое на кадры, хронометрированное экранное действие фильма с записью произносимых героями реплик, с описанием звуков, музыки и способов съемки, а также с указанием объекта и и времени съемки саждой сцены и отдельной графой для указания необходимой техники.
Ø Раскадровка – графичесская иллюстрация режиссерского сценария.
Ø Эскизы декораций, костюмов, грим.
Ø Натурные съемки.
Ø Список операторской и осветительной аппаратуры, звукозаписывающее оборудование
Ø Кинопленка
Ø Музыкальная экспликация- список предполагаемых муз. произв., шумов, составляемых композитором. Необходима для правильного расчета бюджета (запись, гонорар композитору, оркестр и т.д.)
Ø Финансирование торговыми марками (product placement)
Ø Подготовительный период: подбор слаженной команды. Режиссер выбирает себе главного оператора и художника постановщика. В команду включ. : операторская группа, электрики, костюмеры, гримеры, реквизиторы, декораторы, звукорежиссеры и далее согласно концепции вашей картины.
Ø Страхование фильма: в первую очередь от всех рисков страхуется негатив.
Ø Съемочный период: расписание съемок, которое контролирует второй режиссер.
Ø Монтажно-тонировочный период: надписи, титры, спецэффекты. Рабочие копии фильма. Озвучание, запись музыки.
Ø Презентация
Ø Премьера
Ø Дистрибъюция, фестивали.