Особенности продюсерства в театральном искусстве

Продюсер спектакля — это предприниматель в театре, главная фигура, контролирующая сценический про­ект на всех его стадиях. Он формирует команду, отвечает за фи­нансирование, сроки производства. Не режис­сер определяет при разработке идеи все главные творческие и про­изводственные параметры будущей постановки, а продюсер. Приглашенные драматург, режиссер и оператор следуют уже проло­женным курсом.

Продюсер должен уметь:

выбрать оригинальную тему для постановки; обеспечить финансирование; преобразовать идею в сценарий; разбираться в проблемах авторского права; составлять бизнес-план; сформировать постановочную группу и заключить с ней контракт; контролировать текущий материал; определить стратегию маркетинга; организовывать прокат.

Особенности:

Ø Выбираем оригинальную тему для постановки. Выстраивая концепцию постановки вам необходимо в самом общем виде определиться с темой: жизнь, смерть, любовь и т.д.

Ø Не страшно, если спектакль будет ожидать определенным ожиданиям. Главное, не идти на поводу у этих ожиданий, что неизбежно приведет к занижению уровня качества спектакля.

Можно поставить вечную классику или нашумевший бестселлер; можно пригласить звезд, в том числе на второстепенные роли. Следует также учитывать, что наиболее привлекательными жанрами являются комедии и мелодрамы.

Ø Маркетинговое исследование: выявление конкурентов, определение целевых групп

Ø Правовое исследование. Требует ли ваша пьеса покупки авторских прав. в одних случаях (постановка Мольера, произведения которого стали общественным достоянием) не требуется оплата авторских прав. Другое дело, постановка произведений ныне живущего С. Мрожека. Без его согласия и соответствующей оплаты принадлежащих ему авторских прав инсценировка юридически невозможна.

Ø Финансовое исследование или бизнес-план. Необходимо четко представлять какой уровень затрат потребуется для осуществления вашей идеи. Сможете ли вы привлечь финансирование и в каком объеме. При составлении бизнес-плана учитывать: временные параметры постановки спектакля; исполнительский состав (кому и сколько платить); декорационное оформление (сроки и стоимость изготовления костюмов, декораций, грима, реквизита); производственная база (аренда сцены и гримерок, энергозатраты); непланируемые издержки

Спонсорская поддержка. Фандрейзинг.

Ø Производственное исследование. Создание креативной команды постановщиков, с которой вы в индивидуальном порядке составляете контракт, где оговариваются все условия труда, оплаты. Учитывая, что для проекта вы собираете актеров, режиссеров и технич. персонал из разных театров, необходимо уточнить их занятость по основному месту работы и скорректировать дальнейшую работу.

Ø Репетиционный период

Ø Презентация готового проекта. Можно начинать с момента, когда готов постановочный проект (бизнес-план) и продолжать до завершения репетиционного периода и премьерного показа.

Главный закон шоу-бизнеса: не важно, что говорят – важно, чтобы говорили!!! Надо верить в то, что вы делаете, и любить то, что вы делаете, и тот товар, который вы собираетесь продавать зрителям.

Ø Кульминационной точкой презентации является его Премьерный показ.Размах презентации зависит от бюджета.

Ø Реклама и РR: публикации в прессе и информационные сообщения в СМИ. Пресс-конференции и интервью. Подогреваем зрительский интерес историями из анекдотических ситуаций во время репетиций Рекламная и РR-группы готовят информационные листки с очерком о спектакле, плакаты спектакля, буклеты и программки с эпизодами сцен и фотографиями актеров.

Предпремьерная пресс-конференция с приглашением ведущих СМИ и приглашением их на премьеру. На ряду с пресс-конференцией организуются платные и бесплатные публикации в прессе. Желательно договориться о публикациях во влиятельных и популярных журналах.

В последствии выдержки из опубликованных статей могут быть помещены на программке, чтобы привлечь зрителя к повторному просмотру и дать возможность другим познакомиться со спектаклем.

После премьеры работает реклама – из уст в уста. Многие хотят быть в курсе событий, слыть модными. Особенно это касается лиц, причисляющих себя к элите. Для них просмотр продюсерского спектакля считается элитарным. Отчасти из-за значительно завышенной стоимости билета. (По принципу, дорогой – значит элитный).

Ø Прокат, гастрольная деятельность и театральные фестивали.

Специфика продюсерства в киноиндустрии

Продюсер (англ. producer, от produce — производить) в кинематографе — это доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала. Продюсерами бывают также режиссёры, актёры, сценаристы.

Основная задача продюсера - обеспечить условия для съёмок фильма съёмочной группе.

Инициирует, координирует и управляет вопросами увеличения бюджета, найма ключевого персонала и соглашений с дистрибьюторами. Продюсер участвует во всех стадиях создания фильма, от начала разработки до начала проката.

Исполнительный продюсер — в крупных проектах это обычно представитель или один из руководителей студии, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических. В небольших компаниях или независимых проектах исполнительным продюсером может называться создатель/сценарист.

Сопродюсер — продюсер, который отчитывается перед исполнительным продюсером и предоставляет деньги для финансирования фильма. Вовлечен в ежедневное производство в большей мере, чем просто продюсер.

Ассоциированный продюсер — обычно исполняет роль представителя продюсера, который может отвечать за часть его финансовых, творческих или административных функций. Звание зачастую присваивается опытному в делах кинопроизводства человеку, который выступает как консультант, или тому, кто внес крупный финансовый или творческий вклад в проект.

Ассистирующий продюсер — обычно работает под управлением ассоциированного продюсера.

Линейный продюсер — следит за бюджетом фильма и ежедневным производством.

Административный продюсер — докладывает Совету директоров и нанимает внештатных работников для различных стадий производства.

Ø начинаем с поиска идеи

Ø изучаем конъюнктуру

Ø проводим правовое исследование

Ø финансовое исследование

Ø производственное исследование: хорошо продумываем технологию съемок исходя из возможностей бюджета. Оцениваем стоимость проката или покупки необходимого съемочного оборудования (рельсы, тележки, краны). Обращаем внимание на формирование съемочной группы: режиссер, оператор, актеры

Ø сценарий. Должен включать в себя идею, тему, характеры и конфликт.

Желательно, чтобы замысем можно было выразить одной фразой: “Это история о герое, который...”

Универсальная тема, понятная каждому зрителю.

Герой: физический облик – возраст, пол, внешность

личность – общее развитие, моральный статус, внешность

происхождение – все, что случилось с героем до появления в этой истории.

Важно, чтобы зритель идентифицировал себя с вашим героем, сопереживал ему. Узнаваемая обстановка, узнаваемые достоинства и недостатки. Новизна.

Согласно исследованиям американских кинематографистов, коммерчески успешный фильм базируется на 6 элементах:

- энергия, драматическое напряжение;

- темп, который поддерживается на протяжении всего фильма4

- линейная структура фильма состоящая из трех действий;

- характеры (персонажи)

- мощная интуитивная реакция. Аудитория должна испытывать сильное эмоциональное переживание

- уникальность.

Когда сценарий готов, его необходимо синхронизировать: 1 мин. экранного времени = 1 стр. сценария.

Ø регистрация сценария с целью защиты авторских прав;

Ø постановочный проект – подбор документов для предоставления их финансирующей организации или частному инвестору.

Как минимум должно быть: сценарий, предварительный кастинг, режиссерская концепция и бюджет.

Ø Бюджет формируется исходя из стоимости сценария, гонораров актеров, стоимости производственных затрат и дополнительных затрат.

Ø Режиссерский сценарий – последовательность сцен, включающая в себя разбитое на кадры, хронометрированное экранное действие фильма с записью произносимых героями реплик, с описанием звуков, музыки и способов съемки, а также с указанием объекта и и времени съемки саждой сцены и отдельной графой для указания необходимой техники.

Ø Раскадровка – графичесская иллюстрация режиссерского сценария.

Ø Эскизы декораций, костюмов, грим.

Ø Натурные съемки.

Ø Список операторской и осветительной аппаратуры, звукозаписывающее оборудование

Ø Кинопленка

Ø Музыкальная экспликация- список предполагаемых муз. произв., шумов, составляемых композитором. Необходима для правильного расчета бюджета (запись, гонорар композитору, оркестр и т.д.)

Ø Финансирование торговыми марками (product placement)

Ø Подготовительный период: подбор слаженной команды. Режиссер выбирает себе главного оператора и художника постановщика. В команду включ. : операторская группа, электрики, костюмеры, гримеры, реквизиторы, декораторы, звукорежиссеры и далее согласно концепции вашей картины.

Ø Страхование фильма: в первую очередь от всех рисков страхуется негатив.

Ø Съемочный период: расписание съемок, которое контролирует второй режиссер.

Ø Монтажно-тонировочный период: надписи, титры, спецэффекты. Рабочие копии фильма. Озвучание, запись музыки.

Ø Презентация

Ø Премьера

Ø Дистрибъюция, фестивали.