Понятие социально-культурного сервиса, место туризма в системе социально-культурного сервиса

Ключевые слова

Тема 1. Понятие и источники правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма

1.1. Понятие социально-культурного сервиса, место туризма в системе социально-культурного сервиса.

1.2. Государственное регулирование туризма и СКС.

1.3. Источники правового регулирования туризма и СКС.

1.4. Основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.

Социально-культурный сервис, услуга, туристская услуга, государственный контроль, турист

Социально-культурный сервис по своему определению непосредственно связан с оказанием услуг населению. Исходя из терминологии, закрепленной в ГОСТе Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

По функциональному назначению все услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные.

Материальная услуга – услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, транспорта и т.д.

Социально-культурная услуга – услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Она обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.

Исходя из вышесказанного можно сформулировать понятие социально-культурного сервиса – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, непосредственно взаимодействующих с потребителем либо самостоятельно выполняющих определенные функции для удовлетворения духовных, интеллектуальных потребностей потребителя.

Целью социально-культурного сервиса (далее СКС) является обогащение духовной, интеллектуальной жизни людей, создание условий для социально-культурной деятельности, а также полноценного отдыха.

В сфере СКС можно выделить следующие особенности:

1. Осуществляется в форме индивидуализированных услуг.

2. Количество предприятий, организаций, учреждений в сфере СКС и место их размещения напрямую зависят от численности населения региона, его состава и размещения.

3. Услуги могут быть как материальными, так и нематериальными. Материальные услуги направлены на какие-либо материальные объекты, на их обращение, хранение, улучшение, изменение их свойств и т.д. Например, услуги общественного питания, транспорта. Нематериальные же услуги направлены на человека и окружающую его среду. Сюда можно отнести и туристские услуги.

В настоящее время существует множество классификаций СКС по различным основаниям. Например, классификация по виду оказываемых услуг:

1) услуги финансирования, страхования, пенсионного обеспечения;

2) жилищно-коммунальные услуги, услуги по ремонту;

3) транспортные услуги;

4) медицинские услуги и социальное обслуживание;

5) образовательные услуги;

6) оптовая и розничная торговля;

7) природо-хозяйственная деятельность;

8) культура, искусство и средства массовой информации;

9) спортивно-развлекательные услуги;

10) туристские услуги;

11) гостинично-ресторанные услуги;

12) услуги общественного питания;

13) иные услуги.

Этот перечень неисчерпывающий, поскольку сфера услуг практически бесконечна, видов деятельности существует множество и появляются новые виды обслуживания населения.

Еще одну классификацию услуг можно провести в зависимости от результата:

1) услуги, результат которых не заключается в овеществленной форме (развлекательные, консультационные, туристские);

2) услуги, имеющие вещественный результат (медицинские, аудиторские, услуги по ремонту).

Таким образом, туристские услуги – это один из видов услуг, входящих в понятие социально-культурного сервиса.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма – это комплекс правовых явлений, позволяющих решать социально значимые задачи в указанной сфере. Предметом правового обеспечения СКС и туризма являются общественные отношения, возникающие в процессе и результате сервисных отношений. Это и собственно отношения по оказанию услуг, и тесно связанные с ними отношения, в том числе отношения по регулированию в сфере СКС и туризма в целях обеспечения интересов человека, общества и государства.

Регулирование в сфере СКС и туризма представляет собой сложную многоуровневую систему.

1. Глобальный уровень – содействие развитию СКС и туризма в масштабе всего мира – осуществляется Всемирной туристской организацией.

2. Межгосударственный уровень – согласование туристской политики посредством региональных международных, в частности туристских, организаций.

3. Внутригосударственный уровень – обеспечение условий для развития СКС и туризма на территории конкретного государства, осуществляется через специализированные государственные органы и общественные объединения туристов и туристских организаций.