ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ
Менеджмент и менеджеры
1 Менеджмент всегда связан с организацией.
2 Организация в данном случае рассматривается как структура, состоящая из определенного количества людей.
3 Это определяет размер организации: она может быть крупной, средней или мелкой. Но объединение людей – не единственный признак организации. Они должны быть связаны между собой либо общностью трудовой деятельности, либо общими задачами, либо тем и другим одновременно.
4 Чтобы организация могла решать поставленные задачи, требуется слаженная, скоординированная работа всех ее членов.
Менеджмент – это особый процесс организации и управления фирмой и ее подразделениями, осуществляемый для достижения намеченных целей и задач.
Менеджер – это член организации, координирующий процесс управления. Но, каким бы ни был менеджер, его главной задачей является получение максимальной отдачи от имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Как отмечал один из основоположников менеджмента, Ф. Тейлор, менеджеры должны отвечать за производительность труда потому, что именно они собирают и классифицируют информацию по научным принципам, правилам и законам, которые затем принимаются в качестве нормативов для исполнителей.
Линейный менеджер – имеет в своем подчинении людей и управляет различными видами ресурсов.
Функциональный менеджер – управляет одним ресурсом в определенной сфере деятельности.
Менеджмент как особая функция управления
Говоря о менеджменте, следует иметь в виду вопрос о соотношении менеджмента и управления. Во многих случаях эти понятия и процессы рассматриваются как тождественные. Это не совсем так.
1. Исторически управление возникло значительно раньше, чем менеджмент;
2. Управление существует в любой экономической системе, в том числе административно-командной экономике, тогда как менеджмент – элемент рыночной системы экономики;
3. Менеджмент имеет целый ряд специфических особенностей, которые не позволяют говорить о полном единстве с управлением.
Управление – это та основа, на которой возник и стал развиваться менеджмент.
Существует целый ряд принципов управления, которые применяются в менеджменте: иерархия (руководители и подчиненные), перспективность, демократичность.
Отличительные черты менеджмента:
1. Современный менеджмент рассматривает организацию не как механическую систему, а прежде всего как социальную систему с ее особыми задачами.
2. Менеджер – не всегда и не обязательно руководитель. Иначе говоря, менеджмент не во всех случаях связан с делегированием власти.
3. Менеджменту приходится решать особые проблемы ( создание системы, т.е. наведение порядка из хаоса или создание нового порядка, качественно превосходящего прежний).
Три основных фактора обеспечения прибыли:
1) снижение издержек производства;
2) рост качества продукции (или услуг);
3) обновление моделей товаров.
Подводя итог вопросу о соотношении управления и менеджмента, можно сказать, что менеджмент является особой функцией управления.
Основные функции менеджмента
Исходной функцией является планирование. Планирование – это разработка программы действий на определенный период и путей ее выполнения.
Процесс планирования предполагает поиск ответа на следующие вопросы:
· что мы имеем? (в каком состоянии находится организация, какие имеются ресурсы?);
· в каком направлении необходимо двигаться? (какие задачи необходимо решить?);
· что будет мешать решению поставленных задач?
· какие и в каком размере потребуются дополнительные ресурсы?
Функция организации - это установление порядка и условий функционирования организации, в создании предпосылок для выполнения плана.
Основные направления данной функции:
1. Разработка и совершенствование организационной структуры управления фирмой. Она выступает в виде различных уровней и служб, обеспечивающих жизнедеятельность фирмы.
2. Организация процесса производства и труда.
3. Распределение обязанностей и делегирование полномочий.
4. Внутрифирменные коммуникации как система отношений между сотрудниками фирмы.
5. Организационные отношения фирмы с элементами внешней среды.
Функция мотивации состоит в том, чтобы создать у сотрудников фирмы внутренние побудительные мотивы к высокопроизводительному труду.
Существует два способа воздействия на людей: принуждение и побуждение.
Функция контроля связана с определением хода выполнения установленных параметров, с сопоставлением фактических результатов с плановыми.
Задача контроля сводится к тому, чтобы повысить эффективность работы организации. Разработка эффективной системы контроля и ее применение – инструмент результативной работы менеджеров.
Основное место в менеджменте занимает функция координации.
Координация предполагает обеспечение согласованности в работе всех элементов хозяйственного механизма организации. Именно координация действий обеспечивает бесперебойность в работе фирмы и взаимосвязь всех функций менеджмента. Основу координации составляет обмен информацией.
Развитие менеджмента
1. Идеи Тейлора положили начало первой школы менеджмента - школы научного управления. Основная заслуга Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы рациональной организации труда.
2. Административной школа. Наиболее яркие представители данной школы – Эмерсон, Файоль, Вебер, Уранк. Основная задача данной школы - создание универсальных принципов управления.
3. Школа человеческих отношений (представители: Мэйо, Маслоу, Фолль). Представителями данной школы основное внимание уделялось социально-психологическим факторам и их воздействию на управление. С точки зрения школы человеческих отношений менеджер должен выполнять две функции: экономическую и социальную.
4. Управленческой школе менеджмента. ( Форрестер, Акофф ) представителями этой школы стремились доказать, что оптимальные управленческие решения можно разработать и реализовать только на основе построения математических моделей и использования количественных методов. Особое место в данном направлении занимает системный подход к организации.
Основы мотивации в менеджменте
Базовые понятия мотивации: нормативная мотивация, принудительная мотивация, положительная и отрицательная мотивация, стимулирование, мотивы, притязания, ожидания, установки.
Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.
Две группы мотивации:
1. Теории содержания: здесьделается упор на исследование и объединение того, что мотивирует и каковы мотивы поведения работника.
2. Теории процесса: эта теория разъясняет тот процесс, который дает продвижение человека к процессу мотивации.
Мак Келланд определил следующие пять мотиваций:
1) многообразие предъявляемых работой требования, как в отношении менеджеров, так и в отношении рядовых работников; 2) ясность задачи содержания труда; 3) представление о значимости задачи в системе организации, предприятия, экономики и в социуме; 4) наличие обратной связи; 5) самодеятельность.
Основные параметры модели мотивационных характеристик работы
( модель разработана с точки зрения Хекмана и Олдхэма).
1. Разнообразие умений и.
2. Целостность работ