Ибрай Алтынсарин - апостол казахского просвещения

Выдающийся просветитель, педа­гог, основатель первой русско-казахс­кой светской школы в Казахстане, соз­датель алфавита на основе русской графики.

В 1860 году Алтынсарин стал учителем в крепости Торгай. При его непос­редственном участии в 1864 году там была открыта начальная школа для казахских детей. Так началась прос­ветительская и педагогическая деяте­льность Алтынсарина.

В 1879 году Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области, которая в то время охватывала всю территорию нынешней Костанайской, части Турга­йской и Актюбинской областей Ка­захстана, а также некоторые районы нынешнего Оренбуржья.

Новый инспектор горячо и заинте­ресованно взялся за дело, объездил многие районы и аулы края, мечтал о такой системе образования, которая охватывала бы всех, в том числе и женскую часть населения. В широком распространении просвещения он ви­дел будущее Казахстана.

Много читал русских классиков, пе­реводил их произведения на казахс­кий язык, стараясь приобщить свой народ к богатому наследию русской культуры. Большое влияние на фор­мирование взглядов Алтынсарина оказали труды русских просвети­телей, прежде всего выдающегося педагога К.Д.Ушинского. Он пропаганди­ровал его идеи, переводил труды.

Приступив к инспекторской деяте­льности, Алтынсарин взялся за открытие в уездных городах училищ, открывает двухклассные русско-ка­захские школы.

Большая его заслуга состоит в том, что он впервые в истории Казахстана ввел преподавание на родном языке и составил свой учебник. Велики зас­луги Алтынсарина в открытии учеб­ных заведений с профессиональным уклоном, в том числе и для подготовки учителей; в дидактико-методическом обеспечении педагогического процес­са.

Он поставил перед собой задачу - подготовить в Казахстане по-современному образованных людей, которые могли бы понести идеи просветительства в широкие народные массы.

Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе, при самом непос­редственном участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Прежде всего он решил открыть по одному центральному училищу во всех уездных городах области. С этой целью ездил по аулам Тургайской об­ласти, собирая среди населения средства, а затем открыл по одному двухклассному русско-казахскому училищу в Илецком, Николаевском, Тургайском и Иргизском уездах и укомплектовал их, заботился о созда­нии библиотеки при каждой школе.

Много сил и энергии просветитель тратил и на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, необ­ходимых для экономического разви­тия Казахстана.

Алтынсарин – автор учебников ка­захского и русского языков для казах­ских детей на основе русской гра­фики: «Киргизская хрестоматия» в двух частях (1879); «Начальное руко­водство к обучению казахов русскому языку» (1879). Перевел на казахский язык произведения Л.Толстого, К.Ушинского, И.Крылова и других. Его перу принадлежит целый ряд рас­сказов и новелл. Его по праву назы­вают основоположником казахской детской литературы.

Многосторонняя деятельность И. Алтынсарина способствовала эко­номическому, культурному и духовно­му развитию казахского народа.

(по материалам Юлии Пискуновой, заведующей информационно-библиографическим отделом библиотеки им.С.Муканова

 

Вопросы и задания

 

1. Расскажите о школьных реформах России 1860-х гг.

2. Проанализируйте педагогические взгляды К.Д. Ушинского и его последователей во второй половине XIX в.

3. Расскажите об эволюции педагогических взглядов и просветительс­кой деятельности Л.Н. Толстого.