Ибрай Алтынсарин - апостол казахского просвещения
Выдающийся просветитель, педагог, основатель первой русско-казахской светской школы в Казахстане, создатель алфавита на основе русской графики.
В 1860 году Алтынсарин стал учителем в крепости Торгай. При его непосредственном участии в 1864 году там была открыта начальная школа для казахских детей. Так началась просветительская и педагогическая деятельность Алтынсарина.
В 1879 году Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области, которая в то время охватывала всю территорию нынешней Костанайской, части Тургайской и Актюбинской областей Казахстана, а также некоторые районы нынешнего Оренбуржья.
Новый инспектор горячо и заинтересованно взялся за дело, объездил многие районы и аулы края, мечтал о такой системе образования, которая охватывала бы всех, в том числе и женскую часть населения. В широком распространении просвещения он видел будущее Казахстана.
Много читал русских классиков, переводил их произведения на казахский язык, стараясь приобщить свой народ к богатому наследию русской культуры. Большое влияние на формирование взглядов Алтынсарина оказали труды русских просветителей, прежде всего выдающегося педагога К.Д.Ушинского. Он пропагандировал его идеи, переводил труды.
Приступив к инспекторской деятельности, Алтынсарин взялся за открытие в уездных городах училищ, открывает двухклассные русско-казахские школы.
Большая его заслуга состоит в том, что он впервые в истории Казахстана ввел преподавание на родном языке и составил свой учебник. Велики заслуги Алтынсарина в открытии учебных заведений с профессиональным уклоном, в том числе и для подготовки учителей; в дидактико-методическом обеспечении педагогического процесса.
Он поставил перед собой задачу - подготовить в Казахстане по-современному образованных людей, которые могли бы понести идеи просветительства в широкие народные массы.
Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе, при самом непосредственном участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Прежде всего он решил открыть по одному центральному училищу во всех уездных городах области. С этой целью ездил по аулам Тургайской области, собирая среди населения средства, а затем открыл по одному двухклассному русско-казахскому училищу в Илецком, Николаевском, Тургайском и Иргизском уездах и укомплектовал их, заботился о создании библиотеки при каждой школе.
Много сил и энергии просветитель тратил и на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, необходимых для экономического развития Казахстана.
Алтынсарин – автор учебников казахского и русского языков для казахских детей на основе русской графики: «Киргизская хрестоматия» в двух частях (1879); «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879). Перевел на казахский язык произведения Л.Толстого, К.Ушинского, И.Крылова и других. Его перу принадлежит целый ряд рассказов и новелл. Его по праву называют основоположником казахской детской литературы.
Многосторонняя деятельность И. Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа.
(по материалам Юлии Пискуновой, заведующей информационно-библиографическим отделом библиотеки им.С.Муканова
Вопросы и задания
1. Расскажите о школьных реформах России 1860-х гг.
2. Проанализируйте педагогические взгляды К.Д. Ушинского и его последователей во второй половине XIX в.
3. Расскажите об эволюции педагогических взглядов и просветительской деятельности Л.Н. Толстого.