Развитие педагогики и просвещения в Казахстане в XIX в.

П. Ф. Каптерева

Педагогическая деятельность и творческое наследие

Петр Федорович Каптерев (1849-1922) – талантливый ученый – теоретик и практик – в области педагогики и психологии. Автор более 40 монографий и 500 статей.

Придавая большое значение семейному воспитанию, Каптерев считал, что воспитание ребенка должно начинаться с момента его рождения. В развитии ребенка ученый большое место отводил играм, особенно совместным. Товарищество — важнейшее условие детских игр – отмечал он.

Каптерев одним из первых в России последовательно проводил идею необходимости знания детской психологии для правильной постановки воспитания и обучения.

Существенный принциппедагогики, тщательно разработанный Каптеревым – индивидуализация воспитания и обучения.Идея саморазвития личности с учетом наследственности каждого — ведущая идея в его педагогическом наследии. Общее образование не есть «изучение предметов, а есть развитие личности предметами». Ученый разрабатывал проблемы развивающего и воспитывающего обучения.

Каптерев ввел в русскую педагогику понятие «педагогический процесс». Педагогический процесс — это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии.

Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педагогики за весь период существования. Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.

 

В первой половине XIX в., в канун завершения присоединения Казахстана к России, в степном крае происходят большие перемены в социально-экономической жизни: упраздняется ханская власть, вводится новое административное устройство, власть передается старшим султанам и волостным правителям.

Источником отражения картины жизни казахского общества той эпохи является творческое наследие Дулата Бабатай-улы (1802-1847). Поэт реалистично изображает жизнь различных слоев кочевого народа, показывает и недовольство, вызванное колонизаторской политикой русского царизма.

Вторая половина XIX в. является переломным этапом в общественном прогрессе казахского народа, подготовившим важнейшие политические события в его жизни. Со второй половины XIX в. Казахстан стал местом ссылки для политически неблагонадежных людей. В числе ссыльных были Т.Г. Шевченко, Ф.М. Достоевский. В.Н. Майков, С.Ф. Дуров, Е.П. Михаэлис и другие демократически настроенные представители русской и украинской интеллигенции, которые оказали значительное влияние на формирование мировоззрения Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Под благотворным влиянием русской революционно-демократической мысли (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) в Казахстане возникает просветительское движение. С появлением на общественной арене предводителей этого движения. Общественная мысль степного края вступает в новую полосу развития.

Валиханов призывал к возрождению «национального духа», считая; что последний присущ народу и зависит как от природной среды, так и от общественного устройства. Проявление особенностей народного характера ученый понимал в многоплановом аспекте. В ряде своих произведений он тщательно анализировал особенности быта, традиций, обычаев, культуры, религии, географической среды.

Кроме того, он осуждал бесправие женщин, неравные браки, стоял за равенство супругов в семье и т. д.

Педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин (1841-1889) — первым среди казахов обратил внимание на методические и дидактические аспекты усвоения русского языка казахскими детьми. В вопросах обучения и воспитания юных казахов Алтынсарин использовал идеи прогрессивной русской педагогики 60-х гг., в особенности идеи К.Д. Ушинского.

В начале XX в., в период проникновения в степной край новой волны социально-демократических идей, педагогическая мысль региона начинает развиваться более интенсивно. На общественную арену выходит новое поколение просветителей, которое достойно развивает материалистические взгляды своих предшественников, внося новые идеи и воззрения в область обучения и воспитания. Так, казахский просветитель Султанмахмут Торайгыров " (1893-1920) в произведениях «Социализм», «Заблудившаяся жизнь», «Как обстоит дело с образованием и обучением казахов?» выступает с оригинальными идеями по вопросам дидактики, возрастной периодизации детей, говорит о роли родного языка как главного фактора и средства воспитания подрастающего поколения, о роли самообразования, о значении изучения русского языка для казахов и т. д. Критикуя методы обучения в старой конфессиональной школе, он высказывает ряд мыслей о светском образовании.

По тем или иным вопросам казахской педагогики в те годы выступают писатели и поэты С. Кубеев (1878-1956), С. Донеитаев (1894-1938), Б. Утетилеуов, М. Сералин, А. Диваев, М.Ж Копеев, Ш. Кудайбердиев, учителя Г. Балгимбаев, М. Кашимов и другие.