Льва Николаевича Толстого

Педагогические идеи и просветительская деятельность

Главный пункт педагогической концепции Толстого (1828-1910) - идея "свободного воспитания". Свои взгляды он изложил в ряде статей, помещенных в журнале "Ясная Поляна". Вслед за Руссо Толстой высказывал убеждение в совершенстве детс­кой природы, которой воспитание лишь вредит ("здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя... требованиям безусловной гармонии"; "воспитание портит, а не исправляет человека"). Он утверждал, что воспитание есть прежде всего саморазвитие. Задача воспитателей - оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Скудные плоды регуляр­ного образования представляют куда меньшую ценность, чем самообразование. Учитель не должен руководить нравствен­ным воспитанием учащихся: "Критериум педагогики есть только один - свобода". Идеальную школу Толстой представ­лял себе как свободное содружество, где «…один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает ее». Таким образом, функция школы - свободное обучение. Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или не учиться.

Попытку осуществить свои педагогические замыслы Л.Н. Толстой предпринял в Яснополянской школе. Он органи­зовал школу на основах любви к детям, веры в их творческие способности, отсутствия давления на личность ребенка.

С начала 1870-х гг. в педагогических суждениях Толсто­го появился диссонанс с идеями "свободного воспитания". Он отказывается от ряда прежних оценок функций школь­ного образования. Если ранее Толстой полагал, что школа должна осуществлять лишь задачи обучения, то теперь прихо­дит к выводу, что учителю следует не только учить, но и вос­питывать. Он допускает исключение из правил "свободного воспитания", когда говорит о роли религии в нравственном становлении человека. Толстой признает религию как "един­ственно законное и разумное основание воспитания".

В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов. Критикуя тради­ционное образование за пренебрежение этим принципом, Тол­стой писал: " Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для уче­ников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики". Для нужд своей и вообще всякой крестьянской школы Лев Толстой написал Азбуку и четыре книги для чтения. В "Азбуке" он развивает свою мысль, подчеркивая, что с учащимися не следует говорить о предме­тах хорошо знакомых, поскольку это убивает у них интерес. Он советует меньше прибегать в преподавании к абстракци­ям, которые также снижают мотивацию обучения, и чаще об­ращаться к жизненному опыту ребенка.

Толстой особо подчеркивал творческое начало во всей деятельности учителя. На этом основании он давал следующие советы учителям:

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей. То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимателъно. Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении. Оченъ важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение. Урок должен быть соразмерен силам ученика.