Просветительская деятельность М. В. Ломоносова

Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Его перу принадлежат такие программные сочинения, как Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.

Он был инициатором демокра­тизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образова­ния химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны "Регламенты" для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознатель­ное, последовательное, систематическое, наглядное обучение. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении. Вместе с И.И. Шуваловым Ломоносов был инициато­ром учреждения Московского университета. Став "интеллекту­альным отцом" университета, Ломоносов определил его развитие в прямом соответствии с достижениями научной и философ­ской мысли Европы.

Целью воспитания, Михайло Ломоносов считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Великий новатор разработал первую в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.

Ломоносов считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Он выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил Ломоносов образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.

В своих педагогических воззрениях русский просветитель был сторонником принципа природосообразности: воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей.

Ломоносов связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Он видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.

Ломоносов впервые в русской педагогике выступил сторонником синтеза классического естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования.

Как теоретик и практик педагогического дела в России, Ломоносов был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил он в процессе обучения значительное место и практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.

К педагогическим заслугам Ломоносова можно отнести и разработку принципов обучения: наглядности, доступности, развития активности и самостоятельности ученика. Он стремился к распространению «высоких наук» в Российском государстве и при этом на русском языке. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка. Яркий писатель и публицист, он написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др. Отводил большую роль воспитанию: «...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Ломоносов исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики.

 

3. Учитель русских учителей – К. Д. Ушинский

Великому русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому (1823-1870) принадлежит заслуга разработки идеи народности воспитания.

Система воспитания детей в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. Система воспитания, построенная в соответствии с потребностями народа, по глубокому убеждению Ушинского, развивает в детях ценные психологические черты и моральные качества: патриотизм, национальную гордость, любовь к труду.

Для этого, он считал, детям с раннего возраста надо усваивать народную культуру, родной язык, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

Таким образом Ушинским было определено как наиважнейшее, место родного языка в воспитании и обучении. Родной язык составляет предмет главный, центральный.Воспитание в семье, детском саду, в школе обязательно должно вестись на родном языке. Мысль и язык в понимании Ушинского находятся в неразрывном единстве. Родной язык, – говорил великий педагог, - энциклопедия русской жизни.

Ушинским разработаны для нужд российской школы ряд учебных книг, среди которых Родное слово — для первоначального обучения, начиная с букваря. Главное внимание в ней уделяется русскому языку в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающем мире. В методическом руководстве к книге автором был предложен звуковой метод обучения чтению. Для учащихся более старших (примерно 3 и 4 годы обучения) Ушинский подготовил книгу Детский мир, в которой сообщались знания по естествознанию и географии.

В вопросах дидактики Ушинский научно разработал целый ряд принципов, среди которых:

Принцип посильности — учебный материал должен соответствовать возрасту обучаемого.

Принцип последовательности — изучение предмета должно быть постепенным: отлегкого к более трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего.

Принцип наглядности — мышление детей — наглядно-образное, поэтому обучение должно строиться не на отвлеченных словах и представлениях, а на конкретных образах.

Осмысленность, основательность и прочность усвоения: изучаемый материал дети должны понять, осмыслить; этот материал должен многократно закрепляться и повторяться; учитель должен добиваться прочных знаний.

Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, считал Ушинский. Для этого он, кроме всеми к тому времени признанной любви к детям и знания предмета, должен знать педагогику и психологию, а также обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.Не менее важное требование Ушинского: только личностью можно воспитать личность. Непреклонным было также убеждение великого педагога в необходимостиформирования у ребенка нравственных представлений о роли и значении трудав истории общества и развития человека.

Последним крупным и самым значительным произведением Ушинского стало двухтомное (незавершенное) психолого-педагогическое сочинение Человек как Предмет воспитания (опыт пед. антропологии). В ней великий педагог представил свое видение психологических основ воспитания и обучения. Предлагалось строить воспитательную работу с учетом возраста и психологических особенностей ребенка. Если мы хотим воспитывать ребенка всесторонне, то мы должны и знать его со всех сторон, считал Ушинский.