Педагогическое творчество Ф. Дистервега
Фридрих Вильгельм АдольфДистервег(1790-1866)закончил университет. Получил степень доктора философии, после чего стал преподавать в образцовой школе г. Франкфурта-на-Майне. Возглавляет учительские семинарии: сначала в Мерее-на-Рейне, затем в Берлине.
Обширную, разноплановую деятельность немецкого педагога коротко можно охарактеризовать так:
Преподавал педагогику, математику, немецкий язык. Состоял учителем опытных начальных школ при семинариях. Совмещал педагогическую деятельность с литературной и методической работой. 1847 г. — уволен с должности директора Берлинской семинарии. Уйдя в отставку, оставался руководителем немецких учителей. Дистервег был избран председателем Всегерманского учительского союза, затем представителем в прусскую палату депутатов.
Перу Дистервега принадлежат более 200 работ, среди которых О природосообразности и культуросообразности в воспитании, Три заметки о педагогике и стремлениях учителей и др.
Дистервег считал задачей школы воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.
Оригинальны предложенные Дистервегом принципы воспитания. «Воспитывать, говорил он — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность, который уточнен им как:
• следование за процессом естественного развития человека;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника;
• установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества.
Воспитание, по убеждению Дистервега, должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим. «Человек — мое имя, немец — прозвище» - говаривал он.
Основное требование Дистервега к воспитанию: развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.
Высшую цель воспитания он видел в привитии самостоятельности в служении истине, красоте и добру.
Главная задача обучения по Дистервегу — развитие умственных сил и способностей детей. Формальное образование связано с материальным. Качественное обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.
Дистервег обобщил и уточнил правила и принципы обучения, которые почти без изменений дошли до наших дней:
• обучать природосообразно,
• обучать соответственно особенностям детского восприятия,
• от примеров надо идти к правилам,
• от предметов — к обозначающим их словам,
• от простого к сложному,
• от легкого к трудному,
• от известного к неизвестному,
• наглядность обучения,
• сознательное усвоение изучаемого материала,
• закрепление материала.
Велик вклад немецкого педагога в дело обучения учителей. Требования к учителю остаются актуальными и по сей день. ТакДистервег считал, что учитель:
• должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием;
• на уроке должна доминировать атмосфера бодрости;
• преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер;
• необходимо твердо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы;
• постоянно работать над собой;
• иметь твердый характер;
• быть строгим, требовательным, справедливым;
• быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество;
• обладать всеми необходимыми педагогическими практическими умениями и навыками.
6. Г. Спенсер – педагог-прагматист.
Герберт Спенсер(1820-1903), английский философ-позитивист, цель воспитания видел в том, чтобы сделать человека способным жить полной жизнью.
Педагогический трактат Воспитание умственное, нравственное и физическое.
Задача школы, по мнению Спенсера, в том, чтобывооружить человека знаниями, связанными с основными видами его деятельности, перечень которых таков:
• деятельность, непосредственно служащая личному самосохранению (анатомия, физиология и гигиена);
• деятельность, косвенно служащая личному самосохранению индиви-дуума (добывание средств к существованию);
• деятельность по сохранению рода (физиология, психология, педагогика);
• деятельность, направленная на выполнение социальных обязанностей (история);
• деятельность на досуге (художественное воспитание, знакомство с литературой и т. п.).
Подход Спенсера к образованию, как видно из его ведущих тезисов, был крайне утилитарным. Наука для него ценна лишь с точки зрения ее непосредственной практической полезности для буржуа-предпринимателя. Этот подход в то время был прогрессивным, т. к. ограничивал изучение классических языков. Заслуга Спенсера видится нам в том, что он предлагал в духе времени всеми мерами содействовать процессу саморазвития детей, постоянно заставляя их делать собственные исследования и выводы.
Ратовал за наглядность обучения с очень раннего возраста, ее использование должно продолжаться гораздо позже принятого, чтобы постепенно довести ученика до степени любознательности натуралиста или ученого.
Цель нравственного воспитания по Спенсеру — развитие способности человека управлять собой, а не быть управляемым.
Нравственно же то, по мнению знаменитого прагматиста, что ведет к полезному для человека, не принося вреда другим людям. В нравственном воспитании Спенсер исключительную роль отводил семье и подготовке человека к умению вести семью.
Эстетическое воспитание — воспитание, к которому относятся наслаждение природой, литературой и изящными искусствами. Это важно, считал Спенсер, но все это предназначено для свободного времени человека, поэтому должно занимать место в последнем отделе воспитания.
Здоровье, физическая сила — важное условие успеха в жизни. Для решения проблемы самосохранения необходимы рациональность в питании, одежде, физических упражнениях, играх, закаливании и отсутствии излишеств. Нельзя давать образование в ущерб здоровью. Особенно Спенсер обращал внимание на то, чтобы здоровой и жизнерадостной росла девочка. Он считал, что существует физическая нравственностъ, требующая ответственного отношения к здоровью своего тела.
Основной метод воспитания, предлагаемый Спенсером – метод естественных последствий. Спенсер также выступал против физических наказаний, обосновано считая, что жестокость порождает жестокость, кротость порождает кротость.
Вопросы и задания
1. Дайте общую оценку особенностей и результатов развития школы и педагогики на Западе в эпоху Нового времени.
2. Назовите выдающихся западных философов XIX в., занимавшихся проблемами воспитания. Проанализируйте педагогические идеи одного из этих философов.
3. Проанализируйте теорию элементного образования И.Г. Песталоцци.
4. Изложите педагогическую идею природосообразности и культу-росообразности Ф.А.В. Дистервега.
5. Как вы понимаете идеи И.Ф. Гербарта о ступенях обучения? В чем состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном воспитании?
6. Какие вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в XIX в.?
7. Что вы знаете о развитии начального образования в Западной Европе и США в XIX в.? В чем заключалась прогрессивность прагматических взглядов Г. Спенсера?