Педагогическое творчество Ф. Дистервега

Фридрих Вильгельм АдольфДистервег(1790-1866)закончил университет. Получил степень доктора философии, после чего стал преподавать в образцовой школе г. Франкфурта-на-Майне. Возглавляет учительские семинарии: сначала в Мерее-на-Рейне, затем в Берлине.

Обширную, разноплановую деятельность немецкого педагога коротко можно охарактеризовать так:

Преподавал педагогику, математику, немецкий язык. Состоял учителем опытных начальных школ при семинариях. Совмещал педагогическую деятельность с литературной и методической работой. 1847 г. — уволен с должности директора Берлинской семинарии. Уйдя в отставку, оставался руководителем немецких учителей. Дистервег был избран председателем Всегерманского учительского союза, затем представителем в прусскую палату депутатов.

Перу Дистервега принадлежат более 200 работ, среди которых О природосообразности и культуросообразности в воспитании, Три заметки о педагогике и стремлениях учителей и др.

Дистервег считал задачей школы воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Оригинальны предложенные Дистервегом принципы воспитания. «Воспитывать, говорил он — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность, который уточнен им как:

• следование за процессом естественного развития человека;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника;

• установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества.

Воспитание, по убеждению Дистервега, должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим. «Человек — мое имя, немец — прозвище» - говаривал он.

Основное требование Дистервега к воспитанию: развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

Высшую цель воспитания он видел в привитии самостоятельности в служении истине, красоте и добру.

Главная задача обучения по Дистервегу — развитие умственных сил и способностей детей. Формальное образование связано с материальным. Качественное обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

Дистервег обобщил и уточнил правила и принципы обучения, которые почти без изменений дошли до наших дней:

• обучать природосообразно,

• обучать соответственно особенностям детского восприятия,

• от примеров надо идти к правилам,

• от предметов — к обозначающим их словам,

• от простого к сложному,

• от легкого к трудному,

• от известного к неизвестному,

• наглядность обучения,

• сознательное усвоение изучаемого материала,

• закрепление материала.

Велик вклад немецкого педагога в дело обучения учителей. Требования к учителю остаются актуальными и по сей день. ТакДистервег считал, что учитель:

• должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием;

• на уроке должна доминировать атмосфера бодрости;

• преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер;

• необходимо твердо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы;

• постоянно работать над собой;

• иметь твердый характер;

• быть строгим, требовательным, справедливым;

• быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество;

• обладать всеми необходимыми педагогическими практическими умениями и навыками.

 

6. Г. Спенсер – педагог-прагматист.

Герберт Спенсер(1820-1903), английский философ-позитивист, цель воспитания видел в том, чтобы сделать человека способным жить полной жизнью.

Педагогический трактат Воспитание умственное, нравственное и физическое.

Задача школы, по мнению Спенсера, в том, чтобывооружить человека знаниями, связанными с основными видами его деятельности, перечень которых таков:

• деятельность, непосредственно служащая личному самосохранению (анатомия, физиология и гигиена);

• деятельность, косвенно служащая личному самосохранению индиви-дуума (добывание средств к существованию);

• деятельность по сохранению рода (физиология, психология, педагогика);

• деятельность, направленная на выполнение социальных обязанностей (история);

• деятельность на досуге (художественное воспитание, знакомство с литературой и т. п.).

Подход Спенсера к образованию, как видно из его ведущих тезисов, был крайне утилитарным. Наука для него ценна лишь с точки зрения ее непосредственной практической полезности для буржуа-предпринимателя. Этот подход в то время был прогрессивным, т. к. ограничивал изучение классических языков. Заслуга Спенсера видится нам в том, что он предлагал в духе времени всеми мерами содействовать процессу саморазвития детей, постоянно заставляя их делать собственные исследования и выводы.

Ратовал за наглядность обучения с очень раннего возраста, ее использование должно продолжаться гораздо позже принятого, чтобы постепенно довести ученика до степени любознательности натуралиста или ученого.

Цель нравственного воспитания по Спенсеру — развитие способности человека управлять собой, а не быть управляемым.

Нравственно же то, по мнению знаменитого прагматиста, что ведет к полезному для человека, не принося вреда другим людям. В нравственном воспитании Спенсер исключительную роль отводил семье и подготовке человека к умению вести семью.

Эстетическое воспитание — воспитание, к которому относятся наслаждение природой, литературой и изящными искусствами. Это важно, считал Спенсер, но все это предназначено для свободного времени человека, поэтому должно занимать место в последнем отделе воспитания.

Здоровье, физическая сила — важное условие успеха в жизни. Для решения проблемы самосохранения необходимы рациональность в питании, одежде, физических упражнениях, играх, закаливании и отсутствии излишеств. Нельзя давать образование в ущерб здоровью. Особенно Спенсер обращал внимание на то, чтобы здоровой и жизнерадостной росла девочка. Он считал, что существует физическая нравственностъ, требующая ответственного отношения к здоровью своего тела.

Основной метод воспитания, предлагаемый Спенсером – метод естественных последствий. Спенсер также выступал против физических наказаний, обосновано считая, что жестокость порождает жестокость, кротость порождает кротость.

 

Вопросы и задания

 

1. Дайте общую оценку особенностей и результатов развития шко­лы и педагогики на Западе в эпоху Нового времени.

2. Назовите выдающихся западных философов XIX в., занимавших­ся проблемами воспитания. Проанализируйте педагогические идеи одного из этих философов.

3. Проанализируйте теорию элементного образования И.Г. Песталоцци.

4. Изложите педагогическую идею природосообразности и культу-росообразности Ф.А.В. Дистервега.

5. Как вы понимаете идеи И.Ф. Гербарта о ступенях обучения? В чем состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном воспитании?

6. Какие вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в XIX в.?

7. Что вы знаете о развитии начального образования в Западной Ев­ропе и США в XIX в.? В чем заключалась прогрессивность прагматических взглядов Г. Спенсера?