Педагогическая деятельность И. Ф. Гербарта.

Классики педагогики XIX в.

 

В конце XVIII - первой половине XIX в. в Германии разви­валось философское движение, выдвинувшее на первый план диалектику как теорию и метод познания действительности. В истории науки это движение получило название "немецкой классической философии". Его представители внесли особый вклад в развитие педагогики Нового времени. Классики не­мецкой философии, прежде всего И. Кант, Ф. Шлейермахер, И. Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель повлияли на педагогику своими ста­тьями и выступлениями по проблемам воспитания и (что еще более важно) своими философскими теориями.

Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образо­вании. Прежде всего, следует назвать И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.В.А. Фребеля, Ф.А.В. Дистервега.

 

Иоганн Фридрих Гербарт(1776-1841) – философ, психолог и педагог - педагогику понимал как науку об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй.

Цель воспитания, таким образом, по Гербарту, — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок.

Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости.

Много занимаясь проблемами дидактики, Гербарт ставил перед наукой как главную задачу обучения: развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Особенно высоко он ценил изучение литературы, истории, древних языков и математики.

Основную задачу учителя как воспитателя и организатора видел в управлении: дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, «подавление дикой резвости ребенка». Управление понимал только как установление дисциплины, как одно из условий воспитания, не рассматривая ее как средство и результат воспитания.

Большое значение до сих пор имеют дидактические советы, сформулированные Гербартом.

1. Перед тем как перейти к объяснению нового, надо вызвать в умах учеников те представления, которые нужны для усвоения нового материала.

2. В преподавании следует широко пользоваться наглядностью.

3. В изложении учителя должно быть связано одно с другим.

4. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его легкость только вредит делу.

5. Необходимо делать все, чтобы не забывался изученный материал.

Во главу угла Гербарт ставил четко разработанную дидактическую теорию. Он был убежден, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.

Большой заслугой Гербарта является вычленение 4-х ступеней обучения

І. Ясность — углубление в состоянии покоя => мобилизованное внимание => введение нового материала

II. Ассоциация – углубление в состояние движения => ожидание => установление связи между старым и новым.

III. Система – поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями => искание => обобщение, выводы, определения.

IV. Метод — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям => действие => применение знаний, умений.

 

3. И. Г. Песталоцци – великий швейцарский педагог.

Иоганн ГенрихПесталоцци(1746-1827) – выдающийся швейцарский педагог, гуманист. Его мировоззрение носило демократический характер. Мечтал о возрождении народа путем его просвещения и воспитания.

Практическая опыт Песталоцци в качестве педагога-воспитателя поистине бесценен. в 1769 г. он организовал в Нейгофе «Учреждение для бедных». В 1798 г. — создал приют для беспризорных детей в Швейцарской Республике. В 1799 г. Песталоцци ведется новаторская экспериментальная работа в школах Бургорфа. В 1805 г. он открывает институт в Ивердоне.

Бесценны и его теоретические работы: Как Гертруда учит своих детей; Книга матерей, как учить их детей наблюдать и говорить; Азбука наглядности (наглядное учение об измерении); Наглядное учение о числе; Лебединая песнь; Лингард и Гертруда.

Цель воспитания — развивать все природные силы и способности человека. В идеале такое воспитания предполагало создание гармонически развитого человека. Основной принцип воспитания, пропогандируемый Песталоцци согласие с природой. В качестве ведущих средств воспитания великий педагог предлагал разнообразные виды труда, игры, обучения.

Песталоцци разработал теорию элементарного (элементного) образования.

Умственное образование включало Средство — систему специальных упражнений (для каждой ступени обучения), которые развивают интеллектуальные силы и способности. Основа их— наблюдение и опыт. Главное средство обучения у Песталоцци — наглядность. Основные принципы — строгая последовательность, концентричность, посильность.

Немалое значение в его педагогической системе отводится нравственному, религиозному, физическому и трудовому воспитанию. Последнее, в частности подразумевало соединение обучения с производительным трудом. Труд, по мнению Песталоцци, развивает силы, ум, формирует нравственность. Учит презирать слова, оторванные от дела, вырабатывает следующие качества: точность, правдивость, создание правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом.

В целом идеивеликого швейцарца можно объединить под общим понятием развивающее воспитывающее обучение — «обучение должно быть подчинено воспитанию». «Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля ... не вливать в него, как в сосуд, готовые знания».

Дидактические разработки Песталоцци до сих пор представляют интерес для исследователей. Он разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования.

 

4. Ф. В. Фребель: как любить ребенка.

Фридрих Вильгельм Фребель(1782-1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания находился под большим влиянием педагогических идей Песталоцци, по началом которого начинал педагогическую деятельность. Его основные педагогические усилия были направлены на воспитательно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста. Именно Фребель ввел в практику воспитания детские сады и само понятие «детский сад» (1840).

Основная цель детских садов — содействовать развитию природных особенностей ребенка. На основе «закона единства в многообразии» он построил свою систему воспитания детей в д/с и свою методику работы воспитателей с детьми. Подчеркивал огромное воспитательное и образовательное значение игры в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

На ребенка Фребель смотрел как на носителя Божественной сущности,как на существо, развивающее в себе Божественное начало. Утверждал, что деятельность и поведение ребенка обусловлены врожденными инстинктами. Цель воспитанияФребель видел в развитии природных способностей ребенка. Воспитание должно руководствоваться идеей самораскрытия, для этого необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутреннихтенденций.

На практике Фребель считал, что нужно исходить из природных особенностей ребенка (подвижность, непосредственность, любознательность, стремление к подражанию). Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении с др. детьми необходимо организовать занятия в обществе сверстников.

Для развития ребенка в раннем возрасте(начиная с нескольких месяцев) предложил свой дидактический материал — так называемые «дары Фребеля». Ввел занятия — игры с рисованием, вышиванием и т.д. В д/с следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, значит развивать тело, внешние чувства, знакомя с людьми, природой и т. д. Фребель предлагал предоставлять детям свободу движений, подходящую одежду и питание, с/х работы, игры, прогулки и пр. Ядром педагогикисчитал игру.Игры содействуют развитию воображения, фантазии, необходимы для детского творчества.