Тематический тезаурус.
Примечание.
-планирование практической работы проводится руководителем практических занятий;
-планирование самостоятельной работы осуществляется студентами самостоятельно.
Адаптация — 1. Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. 2. В теории Т. Парсонса — вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.
Адаптация социальная — система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям.
Активность познавательная — свойство личности, выражаемое в устойчивом интересе к знаниям, в реализуемой потребности к самостоятельным разнообразным учебным действиям.
Активные методы обучения — 1. Методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. 2. Методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К их числу относятся: беседа, диспут, тематический семинар,деловая игра,тренинг.
Актуальность педагогического опыта — один из критериев передового педагогического опыта, выражающийся в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки. В передовом опыте находят свое воплощение социальный заказ, данный обществом и государством системе образования.
Альтернативное обучение — применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации ооразователы-юго процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции и возможности. Не исключается и поиск, нахождение новых, более современных средств и форм обучения.
Анализ - мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на составные части.
Антиобщественное поведение — юристы различают три вида: аморальное (нарушение норм морали и правил человеческого общения), противоправное (неуголовно наказуемое правонарушение) и преступное (нарушение уголовно-правовых норм). Ранней профилактике подлежат первые два вида.
Аутентичность — способность быть естественным в отношениях с людьми, быть самим собой в контактах с окружающими.
Валеология — область знания и практики, располагающаяся на стыке медицины и педагогики. Она ориентирована на формирование культуры здоровья и здорового образа жязни. В Кратком словаре по социологии дается толкование термина «здоровье населения», который означает: состояние, противоположное болезни, полнота жизненных проявлений человека; состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики; количественно-качественная характеристика состояния жизнедеятельности человека и социальной общности. По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье делает личность самодостаточной.
Взаимное обучение — метод группового обучения, при котором каждый из учащихся является одновременно учителем по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания и умения, которыми он владеет наиболее успешно, что способствует выравниванию общего уровня освоения учебного материала.
Взаимодействие в психологии — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Особенность взаимодействия — его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития структур. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, осуществляется с конечной скоростью, в определенном пространстве и времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия: в опосредованных формах взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослаблены.
Взаимодействие групповое — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами, Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.
Взаимодействие межличностное — 1. В широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. 2. В узком смысле — система взаимнообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стиму-гюм, и реакцией на поведение остальных.
Взаимодействие педагогическое — детерминированная образовательной ситуацией особая связь субъектов и объектов образования, основанная на событийно-информативном, организаци-онно-деятельностном и эмоционально-эмпатийном единстве и приводящая к количественным и/или качественным изменениям в организации педагогического процесса.
Восстановление ребенка в правах предполагает учет основных положений Конвенции ООН о правах ребенка: его право на жизнь и выживание, право на воспитание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение возможностей для благоприятного развития, активное участие в жизни общества.
Гигиеническое и половое воспитание (совместно с учителями биологии и классными руководителями): расширение знаний учащихся о половозрастных и индивидуальных особенностях организма; обучение навыкам доврачебной помощи и профилактики заболеваний; привлечение внимания к проблемам ЗОЖ.
Группа — 1. Совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком: общим пространственным или временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, психологическими и другими характеристиками. 2. Совокупность индивидов, между которыми существуют какие-либо прямые или косвенные социальные отношения. 3. Совокупность индивидов, придерживающихся принятых ими норм и выполняющих предписанные ими социальные роли на основе стандартизированных образцов взаимодействия. Виды групп: внешняя / внутренняя, возрастная, естественная, контрольная, малая, неформальная, первичная, профессиональная, референтная, формальная и др.
Групповая совместимость — это характеристика группы, выражающая желание ее членов быть в одной общности, готовность их к взаимопониманию, взаимопомощи и поддержке, а также способность всех членов группы к целенаправленной и организованной групповой деятельности.
Групповое мнение — групповое оценочное суждение по вопросам, имеющим значение для общества и для данной группы, обычно взаимодействующее с нравственными нормами данной группы. Различают групповое мнение малых (контактных) и больших групп.
Девиантное (отклоняющееся)поведение — нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями. Очень редко в смысле «отклоняющгеся поведение» употребляется термин «аберация поведения».
Действие коллективное — 1. Согласованное действие группы индивидов для достижения общей социально значимой цели. 2. Единообразное поведение множества индивидов, обусловленное не общими нормами и ценностями, а сходными впечатлениями и одинаковым воздействием окружающей среды.
действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.
действия и оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели, выстраивать планы жизни.
Деликатность — вежливость, мягкость в обращении с другими людьми.
Делинквентность (англ. «провинность») — психическая готовность к правонарушению. Данное понятие характеризует случаи повторяющихся, асоциальных по своей направленности поступков и действий, формирования отрицательно ориентированных личностных установок.
Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей средой.
Диагноз социальный (оценка) — это дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимое для дифференцированной помощи. Оценка предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи.
Диагностикамедицинская— это процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента и ее обозначения на основе принятой классификации. Медицинский диагноз предполагает собой умение специалиста определить болезнь и инвалидность на основании исследования больного.
Диагностика педагогическая — это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Используя педагогические средства, педагоги изучают личность ребенка в педагогическом процессе. Прежде всего, этих специалистов интересуют уровень обучаемости детей как их способность к школьному обучению и: уровень обученности как реальный уровень знаний, умений и навыков. Они исследуют личность ученика как субъекта учебной деятельности и со стороны школьно-значимых психических функций. Педагогическая диагностика оценивает ребенка в сравнении его с определенными социальными нормами и эталонами, что часто обусловливает оценочное отношение к личности ученика и отсутствие его безусловного принятия. Поэтому в ряде случаев социальный педагог не только не может пользоваться готовыми педагогическими оценками, но и вынужден реабилитировать ребенка в глазах окружающих через демонстрацию его лучших сторон.
Диагностика психологическая (психодиагностика) есть измерение индивидуально-психологических свойств личности или других объектов, поддающихся психологическому анализу (группа, организация). Ее целью является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности (или других объектов) и прогнозе их дальнейшего развития. Социальный педагог не ставит психологический диагноз, но он может выявить или использовать в качестве опорных психодиагностических признаков следующие факторы риска: а) в младшем школьном возрасте: сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые не позволяют овладеть новой социальной ролью ученика; неуменьшающаяся двигательная расторможенность и эйфорический фон настроения, снижающие самоконтроль и самоорганизацию в деятельности и поведении; повышенная жажда впечатлений в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям как симптомы и склонности к девиантному поведению; повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию как компонент формирования детской агрессивности; немотивированность, неадекватность и аффектив-ность поведения как указание на проблему личностного и психического здоровья; отрицательное отношение к учению, школе, стойкая неуспеваемость, побеги из дома, школьные конфликты как признаки школьной дезадаптации; поведенческие реакции в виде отказа, защиты, компенсации, эмансипации как следствие негармоничного отношения к ребенку и неудовлетворенности его потребности в уважении, самоутверждении, достижениях; б) в подростково-юношеском возрасте: сохранение инфантильности, крайняя зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудностей, слабоволие, отсутствие самоконтроля и саморегуляции как несформированность основных предпосылок личностного развития; сочетание инфантильности с большой возбудимостью, аффективностыо, приводящее к неуправляемости поведения; раннее половое развитие в сочетании с повышенным интересом к сексуальным проблемам, приводящие к истероидному поведению, алкоголизации, токсикомании, наркомании, бродяжничеству, агрессии; переориентация интересов на внешкольное окружение, тенденция к усвоению внешних форм подросткового поведения, имитации его асоциальных форм как указание на средовую дезадаптацию, деформации личностного развития и угрозу асоциального поведения.
Диагностика психолого-педагогическая, комплексная —это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач: гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса. Такое понимание диагностики, во-первых, означает не смешение диагностических функций педагогов и психологов, а их функциональное взаимодействие; во-вторых, обогащает взаимодополнением методов знание о ребенке, его микросоциуме и педагогическом процессе; в-третьих, опирается на положительное в личности ребенка; в-четвертых, вскрывает не только недостатки, но и их причины, в-пятых, имеет значение не только для повышения качества педагогического процесса, но и гармонизации развития личности ребёнка
Диагностика социальная — комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Основывается на исследовании посредством системы методов, приемов и способов Социальная диагностика предполагает анализ социальной проблемы путем расчленения ее на составляющие элементы, по которым осуществляется мини-исследование. Полученный социальный диагноз служит основанием для принятия решений и практических действий.направленных на предупреждение и торможение негативных тенденций исследуемого социального явления,
Диагностика социальная — это комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние. Ее целью является постановка социального диагноза, т.е. научно обоснованного заключения о состоянии социального здоровья.
Диагностика социально-педагогическая — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями. Объектом диагностики для социального педагога является развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения и манер.
Динамика групповая — 1. Изучение изменений образцов взаимодействия индивидов в малых группах, взаимосвязей между ними и окружающей средой, включая другие группы. 2. Дисциплина, изучающая проблемы лидерства, коммуникаций и процессов принятия решений в группе.
Дисциплина — социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий. Различают внутреннюю дисциплину, основанную на интериоризации норм, регулирующих поведение людей, и внешнюю (по принуждению), опирающуюся на санкции.
Доброжелательность — способность демонстрировать свое отношение приязни, безусловно положительного отношения, симпатии, готовность поддержать другого человека.
Закон— 1. Необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры. Различают общие, специфические, универсальные законы. 2. Система установленных стандартизированных норм, регулирующих человеческое поведение с целью социального контроля. 3. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном законодательством порядке.
Знанияпрофессиональные— это сведения из социальной педагогики, теории и истории социальной работы, социальной психологии, методики социально-педагогической деятельности и других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных государственным стандартом соответствующего образования.Можно представить профессиональные знания социального педагога в определенной иерархии(Я.Ф.Маслова, 1994). Теоретико-методологические, как комплексное знание о человеке. Методические - знание основ методики, форм, методов, технологий социально-педагогической работы с разными категориями населения, в различных сферах микросреды, в различных социальных институтах; знание практических основ прогнозирования, проектирования, моделирования социальной деятельности. Прикладны -.знание способов, приемов, видов социальной помощи детям, семьям, подопечным, имеющим особые проблемы; знание образовательно-воспитательных, оздоровительных, культурно-досуговых форм социально-педагогической деятельности.
Игра— 1. Непринужденная, свободная деятельность (в противоположность утилитарно-практической); является формой выражения субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. 2. ПоДж. Миду, деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится исполнять определенные социальные роли.
Идентичность — 1. Свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях. 2. Результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других.
Индивидуализация — 1. Процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития общественных отношений. 2. Процесс и результат совмещения социальных требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов.
Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Средствами И.о. могут выступать индивидуальные и групповые задания.
Индифферентность — особенность характера, проявляющаяся в отсутствии интереса к окружающему, равнодушии, безразличии, пассивности.
Интегративный урок — урок, объединяющий содержание нескольких сложных учебных дисциплин. Используется в тех случаях, когда необходимо сформировать у учащихся целостное, системное представление о сложных процессах, основных понятиях, законах, проблемах, особенно если нужно показать органическую связь между теорией и практикой.
Интеграция — 1. Процесс, результатом которого является достижение единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. 2. По Т. Парсонсу, процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между деятелями, являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальных систем наряду с адаптацией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.
Интерактивное обучение — способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.
Интеракционизм символический — интеракционизм, который основное внимание уделяет изучению символических аспектов взаимодействия, трактует общество как процесс выработки и изменения значений в ходе их интерпретации участниками социальной ситуации.
Интеракция социальная — 1. Процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции. 2. Процесс взаимообусловленного влияния индивидов, групп, социальных систем, обществ друг на друга.
Интерес — познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием. Интересы делятся на эпизодические, возникающие в ходе деятельности и угасающие с ее окончанием, и постоянные, характеризующие устойчивое отношение человека к окружающей его действительности.
Интериоризация — процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных норм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе норм, ценностей, верований, установок, представлений и т.д.
Ключевое слово — высокозначимый дескриптор, раскрывающий основное содержание сообщения; предельно сокращенный и формализованный тезаурус сообщения (документа).
Коммуникативные — владение культурой межличностного общения и включающие: умение слушать и слышать ребенка; войти в ситуацию общения и установить контакт; выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; создавать и развивать позитивные отношения; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.
Коммуникативный — ищущий и обеспечивающий связь. Различают коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании связей и общении; коммуникативные способности человека, или склонность к установлению эффективного общения; коммуникабельность, или свойство, характеризующее непринужденность и легкость общения в неофициальной и деловой обстановке.
Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок.
Конкретность — отказ от общих рассуждений, умение конкретно отвечать на вопросы.
Консультация — это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности (В.В. Сталин, 1993).
Консультирование социальное — технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.
Контроль социальный — механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов социально-экономического» административно-правового и организационно-воспитательного характера в социальной системе (общество, социальные группы и отдельно взятая личность). Социальный контроль направлен на обеспечение функционирования системы в соответствии с социальными нормами и образцами. Осуществляется в форме официальной — через правовые нормы и неофициальной — через взаимоконтроль и общественное мнение.
Конфликт - это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностными структурами возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов.
Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на самого ребенка.
Культуросообразность – принцип, который предполагает, что образовательная деятельность учреждений образования детей должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами конкретных национальных и региональных культур, не противоречащих общечеловеческим. В соответствии с ним перед социальным воспитанием стоит задача приобщения человека к различным пластам культуры, этноса, общества, мира в целом, физической, материальной, духовной, интеллектуальной, коммерческой, политической, религиозной, духовной, интеллектуальной нравственной, бытовой, сексуальной, художественной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе) и др.
Лечебно-профилактическая работа (совместно с медперсоналом): контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения (освещение, температурный режим, оборудование и др.); профилактика отклонений состояния здоровья (медосмотры, прививки, физиопроцедуры и др.). Социально-психологическая поддержка (совместно с психологом): исследование социальной ситуации развития учащихся и уровня средовой адаптации; определение состояния психико-эмоционального и социального статуса учащихся; групповая и индивидуальная работа с учащимися группы риска по преодолению социально-педагогических трудностей; социально-педагогическая реабилитация учащихся группы риска в семье и школе.
Лидер мнений — авторитетный член группы, оказывающий существенное влияние на мнение людей, которые обращаются к нему за информацией и советом.
Лидер неформальный — индивид, оказывающий существенное влияние на группу в силу своих способностей и авторитета, а не формального статуса.
Лидер номинальный — индивид, официально имеющий статус лидера, но фактически не выполняющий его функции.
Лидер экспрессивный — лидер, влияющий на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроение группы, уменьшать напряжение, выступать от имени группы.
Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, сознательному, ответственному субъекту воспитательного взаимодействия. Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых задач — самоопределении, самореализации и самоутверждении. Однако на практике личностный подход еще не стал доминирующим в воспитании и нередко подменяется индивидуальным подходом.
Личность - человеческий индивид как субъект межличностных отношений и сознательной деятельности.
Межличностные отношения - вид социально-психологических явлений, возникающих в группе людей как результат их взаимодействия в процессе общения.
Методы образовательной деятельности аккумулируют в себе наиболее общие способы осуществления в процессе образования взаимодействия и способов решения конкретных задач.
Мозговая атака — метод группового обучения и стимулирования познавательной деятельности, реализующийся в совместном разрешении поставленных в ходе организованной дискуссии проблем. Участников побуждают к свободному выдвижению идей с их последующим критическим рассмотрением.
Непосредственность — умение говорить и действовать в обстановке «здесь и теперь», иметь четкое представление о человеке и его ситуации и демонстрировать это.
Неформальная учебная группа — круг лиц, сплоченных на основе общности познавательных интересов и совместно занимающихся учебной деятельностью без какого-либо официального оформления реально сложившихся отношений.
Обмен ролями — процесс комбинирования исполняемых социальных ролей с целью уменьшить напряжение, избежать конфликтов и выполнить многообразные ролевые обязательства на достаточно высоком уровне.
Обратная связь — воздействие результатов функционирования объекта на сам процесс. Обратная связь предоставляет индивиду информацию о том, как его воспринимают другие люди, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его. Обратная связь дает индивиду возможность понять и оценить свою роль в межличностных и деловых ситуациях. Обратная связь может быть прямой, косвенной, немедленной, отсроченной, личностной (эмоционально окрашенной, оценочной, нейтральной, описательной и пр.).
Общение — 1. Взаимодействие индивидов или социальных групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. 2. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. 3.Взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.
Объект—фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с нею субъекта. Из этого определения можно выделить черты "объекта": он реально существует; связан через деятельность с субъектом; является "адресатом" деятельности субъекта. Все эти черты внешне соответствуют позиции учащегося в учебно-воспитательном процессе. Однако такое толкование подразумевает пассивную (объектную) роль ученика в учебной деятельности. Тенденции развития педагогики с середины XX в. призваны переориентировать традиционно воспринимаемый процесс обучения с субъект-объектных на субъект-субъектные взаимоотношения участников образовательного процесса.
Оптимизация физического воспитания учащихся (совместно с учителями физической культуры): расширение программы физвоспитания; учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся; организация активного отдыха на переменах и после уроков.
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (И.А. Невский). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социальной, социально-психологической, средовой). Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом.корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляции, протекция, мошенничество и др.); агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования); социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).
Открытость — готовность открыть другим свой внутренний мир, быть искренним, уметь говорить о своих чувствах и мыслях, транслировать их собеседнику.
Педагогика встречных усилий — характеризуется непрерывно совершенствующейся обратной связью субъектов образовательного процесса, их ценностным отношением к личности и деятельности друг друга, что выражается в доброжелательности, во взаимоподдержке, в выработке навыков сотрудничества. Ученик в учебном процессе поставлен в такие условия, что должен предпринимать определенные усилия для достижения личностно и общественно значимой цели. Педагог должен не только заметить эти усилия, поддержать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и вместе с учащимся "расти" сам. При наличии такой "взаимности" (обратной связи) можно вести речь о педагогике встречных усилий.
Педагогическая запущенность — последствия дезинтегрирующего влияния на развитие личности в совокупности всех факторов при доминировании психолого-педагогических. Они проявляются прежде всего в слабом овладении ведущими видами деятельности (ролевая игра, учение), обеспечивающими полноценное индивидуально-писхологическое и личностное развитие ребёнка
Половая роль -система средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).
Половое сознание — это система знаний, личностных смыслов и значений, которые одновременно формируют переживание человеком своего бытия как представителя пола.
Полоролевая идентификация: 1) отождествление ребенком себя с человеком определенного пола и усвоение соответствующих форм поведения; 2) процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особеннотей поведения человека одного и того же с ним или другого пола.
Полоролевое поведение — поведение, свойственное человеку определенного пола при выполнении им различных социальных ролей.
Принцип возрастного подхода в управлении социально-педагогической деятельностью образования детей обязывает обеспечивать целенаправленное развитие личности с учетом использования особенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических возможностей групп и коллективов.
Принцип личностного подхода обязывает руководителя считаться с тем, что в процессе педагогического сотрудничества педагога и воспитанника отношение к последнему должно быть как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту собственного развития. Личностный подход — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая как ведущую его направленность на развитие личности воспитанника (а не только на преподавание), а также стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.
Принцип природосообразности образовательной деятельности предполагает, что она должна основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы, общества и личности. В этой связи содержание и формы образовательной деятельности, стиль взаимодействия воспитателей и воспитуемых учитывают определенную половую и возрастную дифференциацию как в образовании, так и в организации жизнедеятельности общностей воспитуемых.
Проблемное обучение — один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Его целью является развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и (тем самым активизируются) знания и аналитические умения обучаемых. Одновременно учащимися осознается недостаточность знаний, необходимость их расширения, углубления, что стимулирует познавательный интерес.
Проектирование — определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Они включают перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностно-мотивационной сферы детей; учет личных возможностей, опыта и материальных условий; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание программы деятельности для конкретного ребенка.
Профессиональная социально-педагогическая деятельность — это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Ее объектомпрежде всего является ребенок в микросоциальном мире, а предметом — процесс социального воспитания детей.
Профессиональные умения социального педагога отражают общепедагогические умения и специфику его профессиональной деятельности. Рассмотрим их более подробно.
Профессиональный статус — это должностное положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, которые зафиксированы в должностных инструкциях и профессиональном кодексе. Статус социального педагога является отражением того положения, которое он занимает: административный социальный педагог (социальный педагог-методист), общинный социальный педагог, семейный социальный педагог, социальный педагог образовательного учреждения, специализированного центра или комплекса.
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в раз- витии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.
Профилактика психолого-педагогическая — это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства.
Профилактика социальная - деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости.
Профилактика социальная — совокупность государственных.общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении. Её целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения
Профилактика социально-педагогическая — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Профилактика специальная -система мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантно-го поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т.п. В последние годы много внимания уделяетсяранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано со следующими причинами: детство является тем периодом, в котором закладывается фундамент личности; в детстве закладываются нравственные и этические эталоны; в детстве формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность; нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде ребенок обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью; в этом периоде ребенок зависим от взрослого; а родители и педагоги — его главные авторитеты.
Радость познания — позитивная эмоционально-интеллектуальная характеристика динамического осознания учащимся (и педагогом) субъектной позиции в учебном процессе, познании. Р. п. как прием учебной деятельности является основой для формирования положительных эмоций у учащегося; способствует успешному выполнению задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным; усиливает активное отношение к учению. Радость познания, разделяемая учеником, педагогом, родителями, становится действенным средством в педагогике встречных усилий.
Рациональная организация учебно-воспитательного процесса (совместно с администрацией и педагогами): адаптация содержания обучения для различных по состоянию здоровья групп школьников; учет их психофизиологических особенностей; улучшение условий обучения (микроклимат, оборудование, питание).
Реабилитация — это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.
Реабилитация психолого-педагогическая — это восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания.
Реабилитация социальная— процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде. Как технология предполагает совокупность методов, направленных на реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, профессиональном, личностном уровнях в глазах общества.
Реабилитация социально-педагогическая детей и подростков — их возвращение, включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.Основными задачами профильных учреждений социально-педагогической реабилитации являются: профилактическая работа по предупреждению безнадзорности детей и подростков; выявление источников и причин социальной деза-даптации несовершеннолетних; разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздо-ровительный и иные компоненты; подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных детей для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях; обеспечение временного проживания безнадзорных детей и подростков (в возрасте до 18 лет) в нормальных совокупность методов изменения объекта; проектирование процесса изменения.
Ребенок — лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия) . В практике социального и медицинского обслуживания в педагогике выделяются также грудные дети (от рождения до 1 года), дети дошкольного возраста (от 1 года до 6—7 лет), дети младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет), подростки (от 11 до 13—14 лет) и юноши от (15 до 18 лет).
Рефлексивные — самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов; осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы.
Рефлексия — 1. Размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния. 2. Принцип человеческого мышления, направляющий личность на осмысление и осознание причин собственного поведения. Различают элементарную, научную и философскую рефлексию.
Синергия — 1. Совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. 2. Совместный труд во всех областях человеческой деятельности как основа общности. 3. Незапланированное и неосознаваемое в качестве такового сотрудничество индивидов, преследующих свои цели, но действующих при этом в одном направлении, т.е. как социальная группа.
Ситуация успеха в учебной деятельности — комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника.В ситуации успеха положительное отношение к учению перерастает в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности положительные эмоции в деятельности; осознанное чувство успеха, вызванное преодолением трудностей, предложенных учителем; радость, интеллектуальный подъем в процессе решения учебных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим учащимся; осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления; устойчивую потребность в самообразовании.
Совместная деятельность — вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Совместная деятельность — сознательное взаимодействие двух или нескольких человек в процессе совместного достижения общей цели в труде, игре, спорте, обучении, воспитании, лечении и т.д. От совместной деятельности нужно отличать деятельность отдельных лиц, выполняемую одновременно с другими, при этом цели и способы их достижения могут быть различны. Высший вид совместной деятельности — коллективная деятельность.
Социализация — многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни в обществе, усвоение его норм, правил, знаний и т.д. Одним из социально-психологических механизмов социализации является адаптация (приспособление индивида к выполнению им определенной социальной роли).
Социальио-яедагегический центр — структурно упорядоченная и разветвленная сеть организации воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических общностей, территориальных групп и объединений,
Социальная дезадаптация в педагогическом аспекте — особый вид поведения несовершеннолетнего, не соответствующий основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательным для детей и молодежи.
Социальная запущенность — такие последствия недостаточности соответствующих факторов, которые приводят к недоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентации, мотивов личности, социальной тупости, слабой социальной рефлексии, минимизированному социальному опыту, трудностям в овладении социальными ролями. Обычно такие дети развиваются в особом социальном окружении, неполноценном по структуре (отсутствие или замена одного из родителей, социальная неразвитость самих родителей и педагогов, социальная депривация и сегрегация ребенка и т.д.). Низкий культурно-образовательный уровень родителей, особенно матери, слабая культура семейного воспитания, а позднее — педагогического процесса, недостаточная общая культура окружающей ребенка микросреды, самих педагогов являются тормозом нормального культурного развития и социализации ребенка в детском возрасте. Вследствие этого страдает развитие его культурно-познавательных способностей, речевой и информационной культуры. Представления об окружающем мире не соответствуют действительному возрасту и возможностям самого ребенка. Следует также отметить, что линия биологического, социального и культурного развития ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Социальная защита детей — это комплекс правовых, экономических, медицинских и психолого-педагогических мер, обеспечивающих их оптимальное биологическое и социальное развитие, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.
Социальная защита детства — специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребенка.
Социальная опека (патронаж) — особая форма государственной защиты прав личности, имущества недееспособных и других граждан в случаях, предусмотренных законом. Как технология социальная опека включает выявление лиц, нуждающихся в опеке, подбор опекунов, работу с опекунами, регулирование их отношений с опекаемыми, защиту прав и интересов последних. Патронаж предполагает проведение на дому профилактических, оздоровительных, санитарно-просветительеких мероприятий, предоставление социальных услуг.
Социальная помощь детям — одна из форм социальной защиты, представляющая как совокупность, так и отдельные социальные меры, направленные на поддержание достойных условий жизнеобеспечения и существования детей из малообеспеченных семей в удовлетворении их жизненно важных потребностей. Социальному педагогу приходится оказывать различные виды помощи детям. Однако приоритетным для них является социально-педагогическая поддержка детства.
Социальная работа — организаторская деятельность в социальной сфере, представляющая собой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена общества. Целью ее является материализация, опредмечивание интересов и потребностей человека, достижение социально и личностно значимых результатов, закрепление или изменение социального положения личности, группы или общности в социуме.
Социальная терапия — целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных; на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Она включает комплекс взаимосвязанных мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера, способствующих нормализации поведения граждан.
Социальное (личностное) здоровье — это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И. В. Кузнецова, 1996). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.
Социальное воспитание — забота общества и государства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром.
Социальное обеспечение — система оказания различных социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей — это процесс целенаправленного решения социально-педагогических задач, возникающих в образовательной и социальной сферах на основе приоритета потребностей и интересов детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города. Социально-педагогическая деятельность осуществляется на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе, позволяющих им проявлять себя в различных видах социально значимой практической деятельности. Она охватывает не только традиционные сферы знаний, но и широкий спектр массовой социальной практики, отражающей сегодняшние социально-экономические потребности, вызванные самой жизнью. Составными частями социально-педагогической деятельности является социальная защита детей и подростков — предоставление бесплатных образовательных, досуговых, оздоровительных и других услуг, допрофессиональная подготовка и трудоустройство по избранной специальности, выплата стипендий за счет дополнительных источников финансирования наименее обеспеченным и одаренным детям, а также социальная защита взрослых, которая предусматривает решение их социальных проблем — охрану здоровья, оплату труда и других социальных благ, предусмотренных законодательством.
Социально-педагогическая помощь (поддержка) — система социально-педагогических мер, обеспечивающих такие психолого-педагогические условия жизнедеятельности ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности.
Социально-педагогическая помощь семье (совместно с психологом и классными руководителями): содействие формированию ЗОЖ семьи, положительного семейного микроклимата; обучение способам профилактики эмоциональных расстройств и конфликтов; гуманизация семейных отношений.
Социальный педагог – социальный работник, деятельность которого направлена на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Субъект - личность.
Субъектность - качество личности, обозначающее способность человека отдавать отчет в собственных действиях, быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать
Такт педагогический — чувство меры в осуществлении педагогического воздействия на учащегося. Проявляется в умении учителя держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанниками, уважать их достоинство, выдвигать разумные и педагогически обоснованные требования. Основой Т.п. является глубокое знание детской психологии, индивидуальный подход в обучении и воспитании.
Тактичность — свойство личности, являющееся воспитанной способностью, переросшей в привычку, соблюдать меру в общении, не допуская действий и слов, которые могут быть неприятны собеседнику.
Творчество педагогическое — оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения.
Тест- краткое стандартизированное психологическое испытание с
Техника семейного консультирования -процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Процесс консультирования можно условно разделить на пять фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фязя, фаза решения действий и фаза обратной связи.
Технологии социально-психологические—это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых в ступают социально-психологические явления, влияющие поведение людей, включенных в различные социальные группы
Технологиисоциально-психологические— это система процедур, в основе которых лежит воздействие на некоторые стороны психической реальности человека с помощью особых методов. В данном случае речь идет о методах, используемых в малой социальной группе и через группу. Группы могут быть естественными (семья, класс, неформальная группа сверстников) и лабораторными, специально организуемыми для коррекционно-развивающих целей (тренинговая, коррекционная группа). С помощью социально-психологических методов чаще всего решаются проблемы, связанные с трудностями общения, социальной адаптации, самосознания (самооценка, уровень притязаний, полоролевая идентификация, ориентация в социальном пространстве).
Технология педагогическая – упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата, в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса.
Технология педагогическая — это процесс оптимизации обучения и воспитания путем анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность, конструирования и применения методов и приемов, а также их оценки. Педагогическая технология помогает обучать, воспитывать и развивать детей результативно. Основными признаками педагогической технологии являются диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, наличие алгоритма, проектируемость, корректируемость, целостность и управляемость. Это означает, что педагогические технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи.
Технология социальная — совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения. Признаками социальной технологии являются: наличие стратегической программы, в рамках которой решается конкретная социальная проблема; алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата; наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста; непрерывность контакта с клиентом социальной работы; динамизм содержания, форм и методов социальной работы. Классификация социальных технологий может осуществляться по самым разным основаниям: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения, объектам и другим параметрам.
Тренинг— 1. Специальный тренировочный режим, тренировка. 2. Процесс получения навыков и умений в какой-либо области.
Тренинг перцептивный — вид социально-психологического тренинга, направленного на развитие способности адекватного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.
Тренинг социально-психологический — это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это — форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников (А.С. Прутченков, 1996).
Трудновоспитуемость — та или иная степень неспособности, нежелания усваивать педагогические воздействия и адекватно на них реагировать.
Труднообучаемость — та или иная степень низкой обучаемости, связанная с недоразвитием учебно-познавательной мотивации, умений и навыков учебного труда, низким уровнем субъектности и дисгармониями развития, вызванных психолого-педагогическими и социокультурными причинами.
Уважение — 1. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. 2. Неформальная высокая оценка деятельности индивида или его личных качеств окружающими, не зависящая от его статуса и престижа.
Умения организаторские: ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем; организовывать подопечных на их выполнение; рационально организовывать свое рабочее время; планировать этапы и средства деятельности по достижению результатов; планировать индивидуальную работу с клиентом; организовывать отдельные виды социальной деятельности, выполнение программ и проектов; определять нужды клиентов и помочьим найти соответствующие их потребностям социальные службы; выявить и поддержать полезную инициативу, создать условия для ее реализации; объединить людей на основе их общих интересов, духовной близости.
Умения аналитические: изучать личность, семью, ставить социальный диагноз; анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвратить жизненные кризисы; проектировать конечный результат социально-педагогической деятельности; анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи; анализировать недостатки своей профессиональной деятельности; анализировать опыт и практику работы специалистов социальной деятельности; творчески переработать необходимую информацию; анализировать конкретную социальную ситуацию, причины и истоки; видеть свою роль и свое место как в осуществлении социальной политики, так и в конкретных социальных ситуациях своих клиентов.
Умения коммуникативные: вступать в контакты с разными людьми; устанавливать профессиональные отношения; осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами; сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблем; соблюдать конфиденциальность в работе, быть тактичным; побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия; влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме; правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.
Умения педагогические: обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам; выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс самопомощи ему; обучать социальным повседневным жизненным навыкам; стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям; педагогически осмыслить поведение личности, ставить педагогические задачи, добиваться их решения;осуществлять выбор средств, методов, приемов педагогического компетентного вмешательства в кризисные ситуации социальной деятельности; организовать педагогически целесообразную деятельность в социуме, педагогически управлять и корректировать социальную ситуацию; воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство); помогать клиенту наиболее эффективно наладить связь с определенной социальной средой; передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта; излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.