Технология планирования социально-педагогической работы.
Классификация программ
Классификация проектов
Признаки классификации | Виды проектов |
Объем трудовых (трудоемкость), финансовых (стоимость) и материальных (материалоемкость) затрат | Малый проект. Мегапроект, в том числе международный, межгосударственный, федеральный, региональный, отраслевой, межотраслевой, местный |
Содержание | Технический, научно-технический, экономический, социальный, социально-экономический, экологический, производственный, строительный, маркетинговый, рекламный, инвестиционный, комплексный |
Сроки реализации | Краткосрочный. Среднесрочный. Долгосрочный |
Для любого вида проекта характерен жизненный цикл, т.е. период времени с момента его появления до окончания практической реализации. Жизненный цикл проекта можно разделить на фазы, представляющие собой определенные микроциклы: замысел; анализ; проблемы; разработка концепции; разработка проекта; оценка результатов; подведение итогов.Выполнение (реализация) социального проекта требует определенной совокупности работ, которые делятся на основные и обеспечивающие. К основным работам относятся: предпроектный анализ; определение главной (главных) цели (целей); планирование социального проекта; разработка социального проекта, результатом которой являются документы, решения, сметы и т.д.; принятие и утверждение социального проекта; его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых корректив; подведение итогов выполнения проекта.
В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая « вписывается » в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структура или происходит то и другое. Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она «зависает», т.е. ее выполнение проблематично. Это — одна из распространенных «программных болезней».
Признаки классификации | Виды программ |
Содержание программы | Экономические, социальные, социально-экономические, научно-технические, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие, разведывательные (информационные), комплексные |
Уровень разработки и применения | Президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития) |
Время, на которое рассчитана реализация программы | Долгосрочные (свыше 5 лет) Среднесрочные (3—5 лет) Краткосрочные (1 —3 года) Текущие илиоперативные (до 1 года) |
Содержание программно-целевого управления:
Необходимо определить | Компоненты ПЦУ |
1. Что должно быть достигнуто в конечном счете? | Цель программы |
2. Что требуется сделать для достижения цели? | Составные цели (подцели), задачи, перечень мер (мероприятий) |
3. Какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы? | Ресурсное обеспечение — информационные, материальные, финансовые, трудовые ресурсы |
4. На какой период времени рассчитана программа? | Временная характеристика программы |
5. Каков механизм организации управления реализацией программы? | Организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер. Взаимодействие между ними |
6. Как отслеживается и оценивается выполнение программы? | Учетный, отчетный и контролирующий механизм (механизм обратной связи) |
7. Какие изменения следует внести в содержание и реализацию программ? | Коррективы содержания и механизма реализации программы |
8. Как и насколько выполнена программа? | Подведение итогов. Окончание программы |
Большим преимуществом программ вообще и социальных в частности является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и цели программы.Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.
В связи с быстрым становлением и повсеместным распространением системы социальной защиты населения в Российской Федерации в начале 90-х годов появился новый для отечественной практики термин — «планирование социальной работы», который применим и к организации социально-педагогических процессов. Данный вид планирования, как показал опыт, реализуется прежде всего в виде организационных планов, которые классифицируются по двум признакам:
Признаки классификации | Виды организационных планов |
1. Время (период времени) | Перспективные, текущие, в том числе годовые, квартальные, месячные, недельные, ежедневные |
2. Учреждения социальной защиты, помощи | Планы работы: министерства и его структурных подразделений; комитетов (управлений) соцзащиты; центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров, домов-интернатов, служб социальной помощи и др. |
«Методические рекомендации по планированию и организации работы центров социального обслуживания» содержат следующий состав разделов годового плана работы центра социально-педагогического обслуживания:
1. Развитие видов и форм социально-педагогического обслуживания населения (пунктов социально-педагогической помощи, а также службы срочной социально-психологической помощи помощи).
2. Работа с кадрами, повышение профессионального мастерства специалистов.
3. Наращивание и укрепление материально-технической базы центров и пунктов, улучшение условий труда спрециалистов.
Квартальные планы составляются исходя из задач, решаемых социальным педагогом в социуме, перспективного плана и с учетом условий работы. При этом рекомендуются следующие разделы:
1. Развитие видов и форм социально-педагогического и психологического обслуживания населения.
2. Работа с кадрами. Контроль за работой структурных подразделений. Повышение профессионального уровня сотрудников.
3. Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.
Месячные планы работы разрабатываются на основании задач, решаемых социальным педагогом, перспективного и квартального планов работы образовательного учреждения, или общественного совета, а также с учетом особенностей текущего периода. Рекомендуются следующие разделы этих планов:
1. Организационная и культурно-массовая работа.
2. Работа с кадрами, повышение профессионального уровня.
3. Контроль за качеством обслуживания, обобщение и распространение передового опыта.
Месячные планы работы социального педагога и педагога-психолога разрабатываются на основе задач, образовательным учреждением или общественной организацией, перспективного и квартального планов работы общественного центра реабилитации, а также с учетом особенностей текущего периода. Они включают следующие разделы:
1. Организация обслуживания нуждающихся в различных видах социальной помощи.
2. Работа с кадрами, повышение их профессионального уровня.
3. Наращивание материально-технической базы и средств для успешной социализации подрастающего поколения.
4. Другие вопросы по мере необходимости. По включаемым в планы мероприятиям определяются сроки выполнения и назначаются ответственные.
Разновидностью организационных планов являются «Комплексные планы совершенствования систем управления», состоящие из разделов:
1) организационные мероприятия (уточнение должностных инструкций; совершенствование структуры аппарата управления, информационных потоков и делопроизводства; проведение производственной учебы; улучшение организации первичного приема граждан);
2) экономические мероприятия (улучшение системы материального поощрения; создание комплексной системы управления качеством труда и услуг);
3) социально-психологические мероприятия (улучшение жилищных условий, социально-психологического климата);
4) инженерно-технические мероприятия (создание автоматизированных рабочих мест, переоборудование комнаты отдыха сотрудников).
К организационному планированию относятся также разработка и утверждение по принятому порядку месячных планов работы руководителей подразделений, специалистов по социально-педагогической работе, «полевых» социальных работников с последующим составлением отчетов.
В деятельности учреждений социальной защиты используется и такой инструмент, как «Комплексный план совершенствования системы...», включающий организационные; экономические; инженерно-технические; социально-психологические; кадровые; культурно-массовые мероприятия.
Использование этого плана связано с более полным удовлетворением, постоянного и комплексного социально-бытового, культурного, юридического и медицинского обслуживания, организации социально-педагогической и психологической помощи.
В деятельности образовательных учреждений используется также и экономическое планирование. Например, в деятельности центра социально-педагогической поддержки таким инструментом выступают «Заявка на выделение средств на квартал» и «План расходов на квартал», которые представляются в орган муниципального управления, где они рассматриваются, корректируются и утверждаются. План расходов включает такие статьи: заработная плата сотрудников; налоги; канцелярские и хозяйственные товары; командировочные; транспорт; оплата услуг связи; коммунальные услуги; бесплатное питание; основные средства и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
10.3. Особенности планирования работы социального педагога в системе социализации личности ребёнка.
Формирование гуманных отношений в социуме — цель и духовно-нравственная основа социально-педагогической деятельности. Гуманистическая ориентация является отличительной чертой современных концепций социализации личности. В большинстве современных концепций школа представляется как открытая гуманистическая система, способная реализовать практически все потребности социализации подрастающего поколения. Но в последнее время представления несколько изменились. Причин для этого много. Главная заключается в том, что школа в силу экономических, социальных обстоятельств перестала быть тем центром социализации личности, каким она была ещё несколько лет назад. Сегодня место школы в процессе социализации личности запнимают социально-педагогические центры.
Социально-педагогический центр—структурно упорядоченная и разветвленная сеть организации воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических общностей, территориальных групп и объединений,служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и реализацию прав каждого,св6его члена в творческой самореализации, успешном физическом, психическом и социальном развитии личности.
Сектор работы в школе | Сектор работы в микросреде |
Центр организации познавательной деятельности. Центр организации спортивно-оздоровительной работы. Центр психолого-педагогической анимации при телефоне доверия. Центр социальной педагогики. | Социально-развивающий центр «Досуг». Медико-психолого-юридическая консультация семей. Социально-педагогический центр семья. Медико-психологический центр «Здоровье». |
Задачи СПЦ:
— создание условий для социального воспитания и развития детей в досугрвотворческой деятельности по месту проживания семей;
— создание комфортной социально-образовательной среды в микросоциуме;
— помощь семье в индивидуальном развитии и становлении детской
одаренности;
— коррекционная работа с семьями группы риска, семьями с проблемными
детьми;
— социально-педагогическая поддержка детей со специфическими нуждами (сирот, инвалидов, детей с 6с-лабленным физическим или психическим здоровьем и др.);
— межведомственная интеграция специалистов различных учреждений на базе СПЦ (врачей, юристов, тренеров, организаторов технического, художественного, музыкального творчества, культурно-досуговой деятельности, психотерапевтов, психологов, педагогов и др.) для оказания различных видов помощи семье и ребенку;
— вариативно-деятельностный подход к осуществлению индивидуального, группового и коллективного воспитания учащихся в условиях школы и ближайшей микросреды с целью успешного становления творческой индивидуальности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности и комфортного общения в группе;
— методическая помощь педагогам, семье, отдельному ребенку в отборе средств жизненного самоопределения личности, успешной само6рганизации ее деятельности ивзаимодействия с людьми.
По мнению специалистов, педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо объектами социального окружения (И.Я. Закатова, 1996). При этом комплекс не должен быть простым соединением составляющих его частей, а образовывать целостную систему, обладающую относительной автономией, имеющей свою социально-культурную атмосферу, психологический воспитательный микроклимат в педагогическом
коллективе, среди детей и родителей.
Работа социально-педагогического комплекса строится на следующих принципах:
— превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в школу духовной культуры, из школы обучения — в школу воспитания;
— построение человекоориентированной школы, гуманно-личностного подхода к ребенку.партнерских отношений с родителями;
— социальное равенство детей в получении образования, отсутствие личностной сегрегации или селекции;
— педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и семьи, создания единой системы воспитания ребенка в школе, семье и социуме;
— адаптирующая педагогика, обеспечивающая совместимость детского сада, семьи и школы, их взаимодействие и сотрудничество.
Комплекс — это инновационная структура, в которой представлены три основные системы:
1. Содержание образования, удовлетворяющее интересы и социальный заказ со стороны детей и родителей.
2. Система воспитательной работы, делающая родителей партнерами школы, эффективно использующая возможности семьи в воспитании ребенка.
3. Школьная социально-педагогическая служба, которая осуществляет социальную заботу о семье и социально-педагогическую поддержку и психологическое сопровождение растущей личности.
Удовлетворение интересов и социального заказа на содержание образования осуществляется на основе ежегодного социально-педагогического и психологического исследования, в котором принимают участие все дети и родители первоклассников. В дальнейшем скрининговые исследования продолжаются по всем возрастным группам. Ориентируясь на полученные данные, школа определяет основные направления дифференцированного обучения: например, музыкально-эстетическое, изобразительное искусство, прикладное творчество, языковая культура, нравственная культура, экология, математическая культура. Направления объединяются в образовательные комплекты, имеющие профилированные учебные планы с первого по выпускной классы. Тем самым создается высокая мотивация к учению и предпосылки для поступления учащихся в профессиональные учебные заведения.
Комплектование отделений происходит при наборе детей в школу и при переходе их в среднее и старшее звено. При этом выбор отделения не является окончательным. Существует также система мер компенсационного характера, позволяющих ребенку перейти с одного отделения на другое (кружки, семинары, факультативы, индивидуальные учебные планы и т.п.).
Воспитание в комплексе рассматривается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной клубной деятельности, в социуме и семье.
В сфере внеурочной внутришкольной работы с детьми используется модель центров, объединяющих многочисленные кружки, секции, студии. В деятельности воспитательных центров педагоги, дети и родители составляют разновозрастные отряды (РВО), объединяемые для совместной творческой деятельности на добровольной основе. Дети и подростки могут не только удовлетворять разнообразные интересы, лежащие вне учебной деятельности, но и пробовать себя в различных, наиболее выгодных для них социальных ролях, позициях и условиях.
Содержание воспитательной работы задается программой воспитания, в которой заложены последовательность и акценты формирования личностных качеств ребенка на основе возрастного подхода. Программа служит рекомендацией не только для педагогов, но и для родителей.
Организационную структуру воспитательной работы составляет годовой цикл коллективных творческих дел: «Истина», «Красота», «Добро», «Интеллект». В структуру воспитательной работы комплекса входят также общенародные и общекультурные праздники и традиции, в которых участвуют все педагоги, учащиеся, выпускники разных лет, родители, друзья школы. В таком разновозрастном общении укрепляются связи школы с семьей и социумом.
Социально-педагогическая служба школы-комплекса имеет четыре подструктуры:
—территориальная социально-педагогическая служба, которую осуществляют социальные педагоги;
— внутришкольная служба социальной заботы, которую осуществляют классные руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы;
— психологическая служба, функционирующая под руководством педагога-психолога;
— медико-валеологическая служба, отслеживающая состояние здоровья учащихся и педагогов и обеспечивающая формирование культуры здоровья школьного коллектива в лице школьного медперсонала, учителей физвоспитания, валеологов.
Основными функциямисоциально-педагогической службы комплекса являются:
— диагностическая — изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности.микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных молодежных объединений; степень и направленность влияния микросреды, особенности семьи и семейного воспитания; специфика соседской общины; позитивные силы в микрорайоне и источники негативного влияния на детей и подростков;
— прогностическая — составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации развития, группы и личности;
— консультативная — разработка советов, рекомендаций и коррекционно-развивающих методов и создание условий для их реализации;
— защитная — обеспечение мероприятий по охране и защите прав детей и подростков; представление интересов детей в различных инстанциях (суд, прокуратура и т.д.);и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности.
— опекунская — организация питания, медицинского обслуживания, коррекционно-компенсаторной работы с учащимися группы риска; продление времени пребывания ребенка в школе, опека нуждающихся различными видами материальной, медико-психологической и педагогической помощи;
— организаторская — организация социально значимой деятельности, разумного досуга детей и подростков в открытой среде; включение семьи и общественности в воспитательный процесс; построение системы демократических отношений детей и взрослых.
В этих условиях воспитательная среда охватывает не только школу. Воспитание, по справедливому замечанию А.С. Мзкаренко, ведется на каждом квадратном метре земли. Средовые влияния как позитивного, так и негативного характера, как целенаправленные, так и стихийные являются факторами социализации личности. Только открытая школа, которую со средой связывает прежде всего социальный педагог, способна полноценно осуществлять социальное воспитание.