Технология планирования социально-педагогической работы.

Классификация программ

Классификация проектов

Признаки классификации   Виды проектов  
Объем трудовых (трудоемкость), финансовых (стоимость) и мате­риальных (материалоемкость) затрат   Малый проект. Мегапроект, в том числе международный, меж­государственный, федеральный, региональный, отраслевой, меж­отраслевой, местный  
Содержание   Технический, научно-технический, экономический, социальный, социально-экономический, экологи­ческий, производственный, строи­тельный, маркетинговый, рекламный, инвестиционный, комплексный  
Сроки реализации   Краткосрочный. Среднесрочный. Долгосрочный  

 

Для любого вида проекта характерен жизненный цикл, т.е. период времени с момента его появления до окончания практи­ческой реализации. Жизненный цикл проекта можно разделить на фазы, представляющие собой определенные микроциклы: замысел; анализ; проблемы; разработка концепции; разработ­ка проекта; оценка результатов; подведение итогов.Выполнение (реализация) социального проекта требует оп­ределенной совокупности работ, которые делятся на основные и обеспечивающие. К основным работам относятся: предпроектный анализ; определение главной (главных) цели (целей); планирование социального проекта; разработка социального проекта, результатом которой являются документы, решения, сметы и т.д.; принятие и утверждение социального проекта; его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых кор­ректив; подведение итогов выполнения проекта.

В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая « вписывается » в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структура или про­исходит то и другое. Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется про­граммно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она «зави­сает», т.е. ее выполнение проблематично. Это — одна из рас­пространенных «программных болезней».

Признаки классификации   Виды программ  
Содержание программы   Экономические, социальные, социально-экономические, научно-технические, произ­водственные, маркетинговые, организаци­онно-управленческие, разведывательные (информационные), комплексные  
Уровень разработки и применения   Президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития)  
Время, на которое рассчитана реализация программы   Долгосрочные (свыше 5 лет) Среднесрочные (3—5 лет) Краткосрочные (1 —3 года) Текущие илиоперативные (до 1 года)  

 

Содержание программно-целевого управления:

Необходимо определить   Компоненты ПЦУ  
1. Что должно быть достигнуто в конечном счете?   Цель программы  
2. Что требуется сделать для достижения цели?   Составные цели (подцели), задачи, перечень мер (мероприятий)  
3. Какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы?   Ресурсное обеспечение — информаци­онные, материальные, финансовые, трудовые ресурсы  
4. На какой период времени рассчитана программа?   Временная характеристика программы  
5. Каков механизм организации управления реализацией про­граммы? Организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер. Взаимодействие между ними
6. Как отслеживается и оцени­вается выполнение про­граммы?   Учетный, отчетный и контролирующий механизм (механизм обратной связи)  
7. Какие изменения следует внести в содержание и реали­зацию программ?   Коррективы содержания и механизма реализации программы  
8. Как и насколько выполнена программа? Подведение итогов. Окончание программы

 

Большим преимуществом программ вообще и социальных в частности является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и цели программы.Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.

 

В связи с быстрым становлением и повсеместным распрост­ранением системы социальной защиты населения в Российской Федерации в начале 90-х годов появился новый для отечествен­ной практики термин — «планирование социальной работы», который применим и к организации социально-педагогических процессов. Данный вид планирования, как показал опыт, реализуется прежде всего в виде организационных планов, которые клас­сифицируются по двум признакам:

 

Признаки классификации   Виды организационных планов  
1. Время (период времени)   Перспективные, текущие, в том числе годовые, квартальные, месячные, недельные, ежедневные  
2. Учреждения социальной защиты, помощи   Планы работы: министерства и его струк­турных подразделений; комитетов (управ­лений) соцзащиты; центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров, домов-интернатов, служб социаль­ной помощи и др.  

«Методические рекомендации по планированию и органи­зации работы центров социального обслуживания» содержат следующий состав разделов годового плана работы центра со­циально-педагогического обслуживания:

1. Развитие видов и форм социально-педагогического обслуживания насе­ления (пунктов социально-педагогической помощи, а также службы срочной социально-психологической помощи помощи).

2. Работа с кадрами, повышение профессионального мас­терства специалистов.

3. Наращивание и укрепление материально-технической базы центров и пунктов, улучшение условий труда спрециалистов.

Квартальные планы составляются исходя из задач, решае­мых социальным педагогом в социуме, перспективного плана и с учетом условий работы. При этом рекомендуются следующие разделы:

1. Развитие видов и форм социально-педагогического и психологического обслуживания насе­ления.

2. Работа с кадрами. Контроль за работой структурных под­разделений. Повышение профессионального уровня сотруд­ников.

3. Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.

Месячные планы работы разрабатываются на основании задач, реша­емых социальным педагогом, перспективного и квартального пла­нов работы образовательного учреждения, или общественного совета, а также с учетом особенностей текущего пе­риода. Рекомендуются следующие разделы этих планов:

1. Организационная и культурно-массовая работа.

2. Работа с кадрами, повышение профессионального уровня.

3. Контроль за качеством обслуживания, обобщение и рас­пространение передового опыта.

Месячные планы работы социального педагога и педагога-психолога разрабатываются на основе задач, образовательным учреждением или общественной организацией, перспективного и квартального планов работы общественного центра реабилитации, а также с учетом особенностей текущего периода. Они включа­ют следующие разделы:

1. Организация обслуживания нуждающихся в различных видах социальной помощи.

2. Работа с кадрами, повышение их профессионального уровня.

3. Наращивание материально-технической базы и средств для успешной социализации подрастающего поколения.

4. Другие вопросы по мере необходимости. По включаемым в планы мероприятиям определяются сро­ки выполнения и назначаются ответственные.

Разновидностью организационных планов являются «Ком­плексные планы совершенствования систем управления», со­стоящие из разделов:

1) организационные мероприятия (уточнение должностных инструкций; совершенствование структуры аппарата управления, информационных потоков и делопроизводства; проведе­ние производственной учебы; улучшение организации первич­ного приема граждан);

2) экономические мероприятия (улучшение системы мате­риального поощрения; создание комплексной системы управ­ления качеством труда и услуг);

3) социально-психологические мероприятия (улучшение жи­лищных условий, социально-психологического климата);

4) инженерно-технические мероприятия (создание автома­тизированных рабочих мест, переоборудование комнаты отды­ха сотрудников).

К организационному планированию относятся также разра­ботка и утверждение по принятому порядку месячных планов работы руководителей подразделений, специалистов по соци­ально-педагогической работе, «полевых» социальных работников с последу­ющим составлением отчетов.

В деятельности учреждений социальной защиты использу­ется и такой инструмент, как «Комплексный план совершен­ствования системы...», включающий организационные; эконо­мические; инженерно-технические; социально-психологиче­ские; кадровые; культурно-массовые мероприятия.

Использование этого плана связано с более полным удовлет­ворением, постоянного и комп­лексного социально-бытового, культурного, юридического и медицинского обслуживания, организации социально-педагогической и психологической помощи.

В деятельности образовательных учреждений использу­ется также и экономическое планирование. Например, в дея­тельности центра социально-педагогической поддержки таким инструментом выступают «Заявка на вы­деление средств на квартал» и «План расходов на квартал», ко­торые представляются в орган муниципального управления, где они рассмат­риваются, корректируются и утверждаются. План расходов включает такие статьи: заработная плата сотрудников; нало­ги; канцелярские и хозяйственные товары; командировочные; транспорт; оплата услуг связи; коммунальные услуги; бесплат­ное питание; основные средства и малоценные и быстроизна­шивающиеся предметы.

 

10.3. Особенности планирования работы социального педагога в системе социализации личности ребёнка.

Формирование гуманных отношений в социуме — цель и духовно-нравственная основа социально-педагогической деятельности. Гуманистическая ориентация является отличительной чертой современных концепций социализации личности. В большинстве современных концеп­ций школа представляется как открытая гуманистическая система, способная реализовать практически все потребности социализации подрастающего поколения. Но в последнее время представления несколько изменились. Причин для этого много. Главная заключается в том, что школа в силу экономических, социальных обстоятельств перестала быть тем центром социализации личности, каким она была ещё несколько лет назад. Сегодня место школы в процессе социализации личности запнимают социально-педагогические центры.

Социально-педагогический центр—структурно упорядоченная и разветвленная сеть организации воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических общностей, территориальных групп и объединений,служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и реализацию прав каждого,св6его члена в творческой самореализации, успешном физическом, психическом и социальном развитии личности.

 

  Сектор работы в школе     Сектор работы в микросреде
  Центр организации познавательной деятельности. Центр организации спортивно-оздоровительной работы. Центр психолого-педагогической анимации при телефоне доверия. Центр социальной педагогики.     Социально-развивающий центр «Досуг». Медико-психолого-юридическая консультация семей. Социально-педагогический центр семья. Медико-психологический центр «Здоровье».

Задачи СПЦ:

— создание условий для социального воспитания и раз­вития детей в досугрвотворческой деятельности по месту проживания семей;

— создание комфортной социально-образовательной среды в микросоциуме;

— помощь семье в индивидуальном развитии и становлении детской

одаренности;

— коррекционная работа с семьями группы риска, семьями с проблемными

детьми;

— социально-педагогическая поддержка детей со специфическими нуждами (сирот, инвалидов, детей с 6с-лабленным физическим или психическим здоровьем и др.);

— межведомственная интеграция специалистов различных учреждений на базе СПЦ (врачей, юристов, тренеров, организаторов технического, художественного, музыкального творчества, культурно-досуговой деятельности, психотерапевтов, психологов, педагогов и др.) для оказания различных видов помощи семье и ребенку;

— вариативно-деятельностный подход к осуществлению индивидуального, группового и коллективного воспитания учащихся в условиях школы и ближайшей микросреды с целью успешного становления творческой индивидуальности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности и комфортного общения в группе;

— методическая помощь педагогам, семье, отдельному ребенку в отборе средств жизненного самоопределения личности, успешной само6рганизации ее деятельности ивзаимодействия с людьми.

По мнению специалистов, педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо объектами социального окружения (И.Я. Закатова, 1996). При этом комплекс не должен быть простым соединением составляющих его частей, а образовывать целостную систему, обладающую относительной автономией, имеющей свою социально-культурную атмосферу, психологический воспитательный микроклимат в педагогическом
коллективе, среди детей и родителей.

Работа социально-педагогического комплекса строится на следующих принципах:

— превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в школу духовной культуры, из школы обучения — в школу воспитания;

— построение человекоориентированной школы, гуманно-личностного подхода к ребенку.партнерских отношений с родителями;

— социальное равенство детей в получении образования, отсутствие личностной сегрегации или селекции;

— педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и семьи, создания единой системы воспитания ребенка в школе, семье и социуме;

— адаптирующая педагогика, обеспечивающая совместимость детского сада, семьи и школы, их взаимодействие и сотрудничество.

Комплекс — это инновационная структура, в которой представлены три основные системы:

1. Содержание образования, удовлетворяющее интересы и социальный заказ со стороны детей и родителей.

2. Система воспитательной работы, делающая родите­лей партнерами школы, эффективно использующая возможности семьи в воспитании ребенка.

3. Школьная социально-педагогическая служба, которая осуществляет социальную заботу о семье и социально-педагогическую поддержку и психологическое сопровождение растущей личности.

Удовлетворение интересов и социального заказа на содержание образования осуществляется на основе ежегодного социально-педагогического и психологического исследования, в котором принимают участие все дети и ро­дители первоклассников. В дальнейшем скрининговые исследования продолжаются по всем возрастным группам. Ориентируясь на полученные данные, школа определяет основные направления дифференцированного обучения: например, музыкально-эстетическое, изобразительное искусство, прикладное творчество, языковая культура, нравственная культура, экология, математическая культура. Направления объединяются в образовательные комплекты, имеющие профилированные учебные планы с первого по выпускной классы. Тем самым создается высокая мотивация к учению и предпосылки для поступления учащихся в профессиональные учебные заведения.

Комплектование отделений происходит при наборе детей в школу и при переходе их в среднее и старшее звено. При этом выбор отделения не является окончательным. Существует также система мер компенсационного характера, позволяющих ребенку перейти с одного отделения на другое (кружки, семинары, факультативы, индивидуальные учебные планы и т.п.).

Воспитание в комплексе рассматривается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной клубной деятельности, в социуме и семье.

В сфере внеурочной внутришкольной работы с детьми используется модель центров, объединяющих многочисленные кружки, секции, студии. В деятельности воспитательных центров педагоги, дети и родители составляют разновозрастные отряды (РВО), объединяемые для совместной творческой деятельности на добровольной основе. Дети и подростки могут не только удовлетворять разнообразные интересы, лежащие вне учебной деятельности, но и пробовать себя в различных, наиболее выгодных для них социальных ролях, позициях и условиях.

Содержание воспитательной работы задается программой воспитания, в которой заложены последовательность и акценты формирования личностных качеств ребенка на основе возрастного подхода. Программа служит рекомендацией не только для педагогов, но и для родителей.

Организационную структуру воспитательной работы составляет годовой цикл коллективных творческих дел: «Истина», «Красота», «Добро», «Интеллект». В структуру воспитательной работы комплекса входят также общенародные и общекультурные праздники и традиции, в которых участвуют все педагоги, учащиеся, выпускники разных лет, родители, друзья школы. В таком разновозрастном общении укрепляются связи школы с семьей и социумом.

Социально-педагогическая служба школы-комплекса имеет четыре подструктуры:

—территориальная социально-педагогическая служба, которую осуществляют социальные педагоги;

— внутришкольная служба социальной заботы, кото­рую осуществляют классные руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы;

— психологическая служба, функционирующая под руководством педагога-психолога;

— медико-валеологическая служба, отслеживающая состояние здоровья учащихся и педагогов и обеспечивающая формирование культуры здоровья школьного коллектива в лице школьного медперсонала, учителей физвоспитания, валеологов.

Основными функциямисоциально-педагогической службы комплекса являются:

— диагностическая — изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности.микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных молодежных объединений; степень и направленность влияния микросреды, особенности семьи и семейного воспитания; специфика соседской общины; позитивные силы в микрорайоне и источники негативного влияния на детей и подростков;

— прогностическая — составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации развития, группы и личности;

— консультативная — разработка советов, рекомендаций и коррекционно-развивающих методов и создание условий для их реализации;

— защитная — обеспечение мероприятий по охране и защите прав детей и подростков; представление интересов детей в различных инстанциях (суд, прокуратура и т.д.);и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности.

— опекунская — организация питания, медицинского обслуживания, коррекционно-компенсаторной работы с учащимися группы риска; продление времени пребывания ребенка в школе, опека нуждающихся различными видами материальной, медико-психологической и педагогической помощи;

— организаторская — организация социально значимой деятельности, разумного досуга детей и подростков в открытой среде; включение семьи и общественности в воспитательный процесс; построение системы демократических отношений детей и взрослых.

В этих условиях воспитательная среда охватывает не только школу. Вос­питание, по справедливому замечанию А.С. Мзкаренко, ведется на каждом квадратном метре земли. Средовые влияния как позитивного, так и негативного характера, как целенаправленные, так и стихийные являются факторами социализации личности. Только открытая школа, которую со средой связывает прежде всего социальный педагог, способна полноценно осуществлять социальное воспитание.