Планирование как основа управленческого процесса в работе социального педагога.
ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
* * *
Дальнейшее развитие социальной педагогики как особой области профессиональной деятельности постоянно будет нуждаться в совершенствовании системы управления социально-педагогическими процессами как на уровне прогнозирования, так и на уровне планирования. Основой любого вида управления являются информация и связанные с ней процессы сбора, обработки, передачи, выдачи, хранения, изменения и др. Специалисты полагают, что нынешние поколения людей находятся в самом начале развития информационных систем, технологий и технических средств для работы с информацией. Больше того, ожидается, что именно в XXI веке появится «информационное оружие», с помощью которого можно выводить человека из строя, управлятьим в нужном режиме.
Наряду с «революционными управленческими школами» существует еще школа, которая не сделала громких открытий, а просто «шла от практики». Это эмпирическая школа, представители которой во главу угла поставили:
1) конкретные условия, конкретную ситуацию, цель, задачу, проблему;
2) нахождение средств, форм и методов, позволяющих решить данную проблему, задачу и т.д.;
3) накопление необходимого опыта управления, руководства, его самооценка;
4) учебу «на ходу», приобретение необходимых знаний, навыков и умений на практике, в общении со специалистами, руководителями, которые являются профессионалами в своем деле;
5) использование опыта людей, отошедших от активной деятельности, в качестве консультантов, экспертов. Не использовать знания знатоков — значит проходить мимо информационных банков, обладающих подчас уникальной информацией.
Именно эта школа привнесла новые формы и методы обучения и прежде всего менеджменту — разработку, анализ конкретных ситуаций и принятие решений. То есть знания приобретаются в процессе моделирования действий и решений в определенных условиях.
Основной понятийный инструментарий эмпирической школы: конкретные условия; конкретная ситуация, проблема, цель, задача; средства достижения цели; методы подготовки и принятия решений; конкретный опыт; памятки типа «Как принимать решения», «Как эффективно общаться с людьми», «Как добиться успеха» и т.д.
Современные социальная педагогика и социальная психология нуждаются в системе упорядочения тех процессов, которые формируются в социуме и достаточно активно влияют на воспитательный потенциал подрастающего поколения. Развивающиеся менеджмент и технологии управления в значительной степени снимают некоторые проблемы управления процессами социализации личности ребёнка на всех этапах её развития. Планирование как раздел менеджмента, наравне с диагностикой и моделированием в значительной степени нуждаются сегодня в научном обосновании чем все другие разделы менеджмента.
Проект социальной работы понимается как система:
1) сформулированных проектных целей;
2) создаваемых для этих целей социальных учреждений, физических объектов, систем социальной защиты;
3) разрабатываемых и утверждаемых соответствующих документов — программ, планов, расчетов, смет и др.;
4) рассчитываемых необходимых ресурсов —материальных, финансовых, трудовых, временных;
5) комплекс управленческих решений, мероприятий (мер) по достижению целей.
Все виды проектов классифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление об определенной грани, или стороне, проекта