Основные направления досуговой деятельности социального педагога.
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В МИКРОСОЦИУМЕ.
* * *
Развитие человеческой культуры неразрывно связано с творчеством, которое наиболее многогранно проявляется в процессе досуговой деятельности людей. Ориентируясь на совершенствование своего профессионального мастерства, человек много сил и энергии отдаёт развитию своего творческого потенциала в данном направлении, что приводит к значительной усталости. И тогда требуется смена деятельности.Социологи считают, что досуг – это часть нерабочего или свободного времени, в структуре которого выделяется активная творческая деятельность в виде общественной деятельности, занятие спортом, самообразованием, любительские занятия, общение с другими людьми... (Большой энциклопедический словарь. М., 2000. С.1191). Таким образом, досуг как вид социальной активности направленной на реализацию творческой потенции человека, становится той отдушиной, которая позволяет нам на некоторое время «отключиться» от проблем профессиональной деятельности и заняться реализацией тех своих потенциальных возможностей, которые вызывают приятные ассоциации, дают возможность продемонстрировать свои способности в иных областях деятельности, отличных от профессиональной.
Дети так же нуждаются в перемене своей деятельности. Учёба – трудоёмкий процесс и переход к деятельности, которая является наиболее приемлемой для ребёнка в тот или иной период его жизни, явлении вполне закономерное. Досуг в процессе социализации личности организуется агентами первичной социализации, в том числе и социальным педагогом.
Развитие современной социальной инфраструктуры позволяет решать множество проблем связанных с социализацией личности, в том числе и организации досуга ребёнка. На протяжении последних лет в этой сфере культурной деятельности накоплен значительный социально-педагогический потенциал, использование которого всецело зависит от творческого подхода социального педагога к реализации своих функциональных обязанностей. Наряду с большим количеством детско-молодёжных общественных объединений, существуют внешкольные образовательные учреждения, которые принимают самое непосредственное участие в процессе социализации подрас-тающего поколения на предметном уровне. Кроме того существуют самые различные клубы для молодёжи, организованные общественностью по месту жительства, спортивные кружки и секции. Все они имеют огромное значение для реализации тех программ, которые направлены на адаптацию детей и молодёжи к современному социуму. О работе клубов, кружков, секций и других форм досуговой деятельности имеется большое количество научно-педагогической и методологической информации. Новым явлением в процессе организации досуговой деятельности стало движение «Детские и молодёжные социальные инициативы», которое создано при поддержке Министерства образования и Комитета по делам молодёжи. Оно сродни «тимуровскому» движению и привлекает на свою сторону «волонтёров», готовых к социально значимой деятельности, позволяющей развивать у них инициативу, создавать условия для самостоятельного включения в жизнь, делать осознанный выбор и действовать на основе постоянного творческого поиска. Участники этого движения осуществляют многоплановую деятельность: проводят благотворительные акции; шествуют над инвалидами и сиротами; занимаются благоустройством дворов и улиц по месту жительства; охраняют природу и памятники культуры; проводят игры и творческие занятия с детьми в клубах, кружках и секциях.
На основе движения «Детские и молодёжные социальные инициативы» создано социально-педагогическое движение, которое осуществляет по всей стране программу начального социально-педагогического образования. Благодаря этой программе созданы условия для реализации комплексных социально-педагогических акций, направленных на:
-патриотическое воспитание – в рамках этого направления досуговой деятельности осуществляется воспитание любви и уважения к своей большой и малой родине, обучение основам взаимопонимания, уважение к своей национальной и мировой культуре. Для реализации целей и задач патриотического воспитания организуются походы по местам боевой и трудовой славы, «вахты Памяти», поисковые экспедиции, летние оборонно-спортивные лагеря, патриотические слёты, военно-патриотические игры, изу-чение исторического. опыта, древних традиций; восстановление разрушенных церквей; ремонт помещений и техники социально значимых объектов (библиотек, музеев, выставочных залов и т.п.);
-профилактическое направление способствует предотвращению воз-никновения социально запущенной, маргинальной молодежи. Наиболее эффективна работа в данном направлении при установлении «случайных» контактов с молодежными асоциальными группами в периоды их сборов и проведения свободного времени. Кроме того в рамках этого направления осуществляются: определение потребностей и особых проблем уличных групп, оказание им соответствующей помощи, направление их активности в менее агрессивное русло; поиск помещений для уличных групп молодежи и организация для них различных форм досуга; посещение следственных изоляторов, тюрем, домов малютки, наркологических, психоневрологических, кожно-венерических диспансеров; присутствие на судебных слушаниях по преступлениям, совершенным молодежью; установление контактов с наркоманами, определение их в лечебные заведения; привлечение подростков к солидарной поддержке своих сверстников, т.е. формирование из их рядов добровольных помощников социального педагога и социального работника;
-трудовое направление (вопросы трудовой занятости, профориента-ционной работы): организация лагерей добровольного труда по восстановлению памятников "архитектуры, экологической очистке территорий; расчистка дорожек от снега; посадка цветов; утепление оконных рам; работа в огороде; сбор картофеля; помощь в выращивании рассады; уход за домашними цветами и животными; проведение, генеральной уборки и косметического, ремонта; предоставление рабочих <мест детям, подросткам .и молодежи через создаваемые биржи труда и информационные банки данных; создание педагогических и строительных отрядов; организация молодежного строительства; разработка перспективных моделей электрических и активных колясок для инвалидов; поддержка, молодежного предпринимательства; создание центров социальной адаптации инвалидов и «трудных» подростков;
-валеалогичваюе направление (формирование здорового образа, жизни): обучение оказанию первой медицинской помощи; сбор лекарственных трав и ягод; организация оздоровительных .процедур; работа фитобара; запись клиента кврачу; посещение больных, в лечебных. учреждениях; совместное посещение спортивных, мероприятий и секций; поддержка любительского клубного спортивного движения; организация соревнований «Кожаный –мяч» «Чудо-шашки», «Детские старты», проведение туристических слетов, «школ выживания»; проведение «физкультминуток» с дошкольниками, младшими школьниками и подростками;
-лидерское направление (формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни): обучение основам управления, психологии, права, бизнеса, педагогики, делопроизводства, социальной работы, журналистики, экологии, валеологии; организаторская работа в коллективе, проведение психологических тренингов, деловых игр, «круглых столов», изучение иностранных языков, компьютерных технологий, проведение лагерей актива; сотрудничество с неправитель-ственными и государственными организациями; занятия с детьми и молодыми лидерами общественных объединений; переписка, телефонные переговоры, командировки, реализация совместных программ - представителей разных организаций; оказание помощи в программировании и проектировании деятельности детско-молодежных общественных объединений;
-психолого-педагогическое направление (воздействие на самочувствие и поведение клиента): составление социальной карты местности; консультирование по интересующим проблемам; совместное обсуждение конкретного случая; наблюдение; беседа; групповые дискуссии; тренинги;
-социально-бытовоенаправление (материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов): доставка продуктов, гуманитарной помощи; оплата коммунальных, услуг; доставка литературы из библиотеки; оформление подписки на газеты и журналы; написание писем; фотоателье на дому, мастерская по ремонту одежды, домашняя, парикмахерская; подготовка и доставка, праздничных посылок; патронаж; моральное и материальное поощрение социально активных клиентов;
-социокультурное направление (повышение уровня культуры клиентов, организация досуга): проведение дней .рождения, поздравление. с праздником: оформление, праздничных газет; выпуск «настенной, газеты, организация выставок; подготовка видеофильмов о жизни клиентов; организация, поездок, экскурсий, концертов; сборы благотворительных пожертвований; конкурсы на лучшего помощника., социального работника; приобретение .билетов в театр, кино, выставочные залы; поддержка и. развитие авторской песни; зарубежные поездки, прием зарубежных делегаций, совместные образовательные проекты с зарубежными коллегами;
-социально-правовое (повышение уровня правовой культуры, зашита прав человека): организация встреч клиентов с юристами, работниками коммунальных служб; создание специальных общественных судов для несовершеннолетних; организация деловых игр «Выборы», участие в избирательных кампаниях и выборах; привлечение клиентов к работе общественных комиссий, комитетов, организаций, фондов; поддержка подростков и молодежи в местах заключения;
-информационное направление (внедрение новых технологий, обеспе-чение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм социальной работы): поддержка детско-молодежных средств массовой информации; организация .работы «Интернет-кафе»; журналистская работа (подготовка заказных материалов и интервью, информирование об основных .событиях, фоторепортажи с мест событий и др.); режиссерская и операторская работа (съемка, монтаж, звукооформление фильмов).
Предложенный вариант организации досуга, а именно привлечение детей и молодёжи к активной социальной деятельности в свободное от основного занятия время, является наиболее перспективным и социально полезным. Уже сегодня наши дети не знают куда себя деть. Досуг в обычном его понимании стал для них практически недоступен из-за перегруженности школьных программ, комерциализации работы кружков и секций, усиления идеологического фактора в социокультурной среде, компьютеризации познавательных процессов и т.д.
Современные исследования ценностных ориентаций городской молодёжи (Скриптунова Е.А., Морозова А.А. О предпочтениях городской молодёжи. /социологические исследования. 2002. № 1.) показывают, что их удовлетворённость различными сторонами жизни отвечает тем основным требованиям социума, которые доминируют в современном обществе. На четвёртом месте - досуг. Он удовлетворяет 46,6% молодых людей (не удовлетворяет12,5%). На третьем месте – здоровье (51,8%), на втором месте отношения с родителями (56,4%). И на первом месте отношения со сверстниками (66,3%). Из этого можно сделать вывод, что ценностные ориентации современного молодого человека могут более результативно развиваться в рамках ДИМСИ.
9.2.Технологический аспект социально-культурной деятельности в рамках детской и молодёжной социальной инициативы
Существующие методологические и технологические приёмы решения проблем обозначенных в основных направлениях деятельности социального педагога по организации досуговой деятельности в рамках ДИМСИ вполне отвечают современным требованиям. Существует более сорока программ, которые окончательно оформлены и реализуются в практической деятельности современных социальных педагогов. Из них наиболее приемлемые для реализации в системе практической деятельности социального педагога, программы, которые предлагаются ниже.
"Третий сектор". Программа направлена на укрепление взаимодействия детско-молодежного общественного объединения с представителями СМИ на федеральном, региональном и местном уровнях. Предполагает системную работу известных журналистов, писателей, издателей, редакторов с детьми и молодежью (имеющими склонность к журналистской работе и литературному творчеству и проявившими себя как социально активные волонтеры),. активное вовлечена творческой интеллигенции в процесс воспитания юного поколения; усиление внимания к социальным проблемам подростков; создание независимых детско-молодежных изданий, радио- и телепередач. Данная программа разработана совместно с рядом газет, журналов радиостанций и телевизионных каналов.
«Лидер здоровья».Программа предпоглагает разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей. В ее рамках запланированы проведение разъяснительной работы среди населения о негативном влиянии алкоголизма и табакокурения на здоровье и жизнь людей; усиление общественного контроля за состоянием окружающей среды, условиями труда и обучения; вовлечение детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом, привитие навыков и умений сохранения своего здоровья
«Диалог индивидуальностей». Программа предусматривает непрерыв-ный комплекс мероприятий социально-педагогического характера по оказанию гуманитарной, правовой, психолого-педагогической помощи детям из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве технологической основы применяются отдельные элементы социальной работы американской благотворительной организации «Большие Братья — Большие Сестры»; на конкурсной основе (с использованием специальных тестов и методик) проводится отбор волонтеров из числа имеющих педагогические способности и заинтересованных в индивидуальном шефстве над проблемным ребенком взрослых и студентов психологических, педагогических, медицинских и юридических вузов.
«Возвращение к истокам».программа приобщения подрастающих поколений к культурно-историческим ценностям российских народов. Ее цель — осмысление значимости духовных основ человеческого бытия современного воспитания на высоких нравственных идеалах и традициях, культуре и искусстве; .осуществлении преемственности поколений наилучших национальных и общечеловеческих демократических .ценностях. Любовь и почитание «малой» родины, семьи, дома, родного края не воспитаешь лозунгами и призывами. Лишь в социально значимой деятельности ребенок чувствует себя хозяином, тружеником, радетелем и старателем своего отечества; именно так он может осознать себя реальным звеном в цепи исторических .событий. Участники программы проводят, экспедиции вглубь России, собирают исторические, фольклорные, этнографические, географические, биологические материалы, оказывают посильную помощь их хранителям — пожилым людям; обобщают и анализируют свои находки, пополняют коллекции библиотек, музеев, пропагандируют народные ценности в своих выступлениях перед сверстниками в средствах массовой информации
"Юное поколение выбирает книгу".Программа основана на признании непреходящей ценности хорошей книги, высокой оценке личностного потенциала писателей, журналистов, художников, поэтов, издателей детских журналов в воспитании нравственно и духовно здоровых детей и подростков. Привлечение коммерческих издательств в качестве спонсоров позволяет сформировать призовой фонд для многих мероприятий, конкурсов и фестивалей ДИМСИ, создает возможность пополнения библиотек отдаленных районов России. В рамках программы проводятся семинары, фестиваль "Дети и книга", "Неделя детской книги", конкурсы юных авторов, ассамблеи средств массовой информации ДИМСИ и др. По приглашению региональных подразделений ДИМСИ известные детские писатели, журналисты и издатели выезжают на места с презентациями своих трудов, анализируют и отбирают для публикаций произведения юных авторов; дают рекомендации для поступления ребят в престижные вузы.
"Врата учености". Программа предусматривает привлечение деятелей науки и культуры к работе с детьми и молодежью; приобщение подрастающих поколений" к научным знаниям в различных областях: социальная работа, педагогика, валеология, право, экономика, география, биология, химия, математика, экология, политика, русский и иностранные языки и др.; проведение конкурсов, викторин, смо'ф6в;' признание достижений юных талантов и их поощрение различными путями — вплоть до рекомендаций и путевок в престижные вузы; издание сборников научных трудов' подростков и молодежи в области социальной работы. В рамках данного проекта ежегодно проводятся два конкурса: "Творческий конкурс на лучшее исследование' в области социальной работы и социальной педагогики"; "Творческий конкурс юных авторов ДИМСИ". '
В настоящее время в ДИМСИ насчитывается более 10 тыс. официальных членов и свыше 50 тыс. человек, вовлеченных в различные программы. На самом деле количественные показатели на порядок больше, так как жесткого учета нет, что естественно для неформализованной волонтерской деятельности. Чем объясняется интерес детей и молодежи к этой работе?
Главными стимулами проявления интереса к самостоятельной социально значимой деятельности выступают:
желание добиться успеха в карьере и общественного признания;
возможность осознать свои сильные и слабые стороны, проявить свою индивидуальность, заработать деньги чесаным трудом;
расширение сферы общения;
интерес и желание действовать самостоятельно, с пользой, на перспективу;
раскрытие творческих способностей, приобретение умений .и навыков реальной экономической, предпринимательской и профессиональной деятельности;
возможность проявить сострадание и милосердие, соприкоснуться с реальной жизнью, познакомиться с проблемами, решаемыми учреждениями -социальной сферы, общественными объединениями, государственными и коммерческими структурами; с условиями, в .которых они работают;
овладение методами социального «целительства» и разрешения конфликтов;
возможность выбора сферы применения своих сил, свободного вхождения и выхода во временно создаваемых<в том числе и собственных) творческих объединениях.
У социально-педагогического движения детей, молодежи и взрослых большое будущее, потому что в его основе лежит идея единения, а не отчуждеяия людей разных социально-возрастных 'и профессиональных групп, национальности и вероисповедания, классовой и партийной принадлежности на платформе Дружбы, Милосердия и Вдохновения.
Предлагаемые программы являются основой для организации технологического процесса по проблемам досуга. В практической работе возможно, по усмотрению руководителя практического занятия, отработать технологический процесс по реализации данных программ в рамках социально-педагогического движения.
Тема 10.