Модель воспитательного процесса
Технология
1-й этап:
— изучение социальной микросреды, потребности детей и их родителей в спектре социального и профессионального самоопределения ребёнка;
— анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей учащихся и их родителей;
— разработка диагностических материалов, используемых для оценки уровней сформированности обученности детей и их развитости;
— разработка концепции адаптации ребёнка в данной предметно-пространственной среде.
2-й этап:
— построение обобщенной модели образовательного процесса в микросоциуме;
— разработка технологии создания и реализации условий эффективной адаптации детей в предметно-пространственной среде;
— диагностика обученности, воспитанности и развитости учащихся детей в данном микросоциуме;
— диагностика сформированности социально-ценностных отношений воспитанников к объектам окружающей действительности;
— поисковая экспериментальная работа по проверке технологии создания и реализации условий эффективности процесса социализации детей в данной предметно-пространственной среде.
3-й этап:
— корректировка технологии создания и реализации условий эффективности процесса социализации детей в условиях данной предметно-пространственной среды;
— анкетирование участников процесса социализации в определённой предметно-пространственной среде;
— анализ состояния образовательного процесса в микросоциуме. Прогноз ожидаемых результатов:
— реализация условий, обеспечивающих самореализацию детей и педагогов;
— применение методик диагностирования способностей, склонностей, интересов и т.п. детей данного микросоциума, с целью своевременно определять возможности детей и внести соответствующие изменения в процесс социализации каждой личности;
— создание благоприятного социально-психологического климата для комфортного самочувствия каждого участника процесса социализации;
— осуществление условий для осознанного профессионального выбора в рамках процесса социализации личности ребёнка.
Содержание:
Выполнение следующих функций:
— ориентационной — создание условий для аксиологического, социального и профессионального выбора;
— коррекционной — преодоление отставания в развитии, неуспеваемости в обучении, устранение нарушений и дефектов;
— реабилитационной — восстановление уверенности детей в своих возможностях, создание ситуации успеха;
— стимулирующей — побуждение к разнообразным видам деятельности и предупреждение затруднений в социализационном процессе.
Технология:
— формирование умений распознать свои потребности, ценности, установки, способности и интересы;
— применение конкретных программ коррекции;
— оптимистический взгляд педагога на возможности каждого ребенка, соответствующий социальный статус и профессиональный уровень;
— предоставление учащимся выбора учебных курсов, уровня трудности учебного материала, способов оценивания знаний, научение самостоятельному построению индивидуальных программ саморазвития;
— применение компактных и эффективных методик, позволяющих видеть продвижение детей в решении их собственных проблем.
Результат: создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способов существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
Тема 9.