Технологические особенности социальной реабилитации.

Социальной реабилитацией занимаются практически все социальные службы. Социальный педагог осуществляет выявление причин деформации в развитии детей, поиск средств и способов их устранения, оптимизацию условий жизни, воспитания и обучения, построение адекватного педагогического процесса, своевременное выявление детей и подростков группы риска, оздоровление их внутреннего мира. В основу социально-педагогической деятельности заложены глубокий смысл и принципы реабилитации:

-учёт этнокультурной особенности развития социума;

-наличие принципа партнёрства;

-разносторонность реабилитационных мероприятий;

-единство биологических, психологических, этносоциальных и педагогических традиций;

-индивидуально-личностный и гуманистический подход в исследовании проблемы и применении педагогических средств в процессе реабилитации.

Технология реабилитации выстраивается социальным педагогом в зависимости от социально-педагогической ситуации и особенностей реабилитационного процесса. На примере организации реабилитационных мероприятий в образовательных учреждениях можно выстроить общую её модель или технологическую карту.

 

  Направление и содержание реабилитационной работы Учреждения в которых осуществляется реабилитация Кто осуществляет процесс реабилитации
1.Направление психолого-педагогической реаби-литации. Участники: - социальные педагоги, педагоги психологи; - социально и педагогически запущенные дети. Содержание работы: - преодоление школьной и семейной дискриминации; - организация ситуации и режима успеха в ведущей деятельности; - гармонизация личностного и психологического развития, устранение негативных психологических комплексов и создание условий для психологического комфорта; - профилактика социальной враждебности Все системы и ннсти-туты социализации личности Агенты первичной и вторичной социа-лизации.
2.Направление социально-педагогической реаби-литации. Участники: - социальные педагоги, педагоги-психологи; - дезадаптированные дети, находящиеся в конфликтной воспитательной ситуации, сироты, несовершеннолетние правонарушители. Содержание работы: - охрана прав, социальная защита и опека; - предупреждение безнадзорности; - профилактика асоциального поведения; - восстановление социального статуса; - восстановление темпов психофизического и личностного развития; - коррекция в отклонении поведения; - коррекция психо-неврологического статуса Все системы и ннсти-туты социализации личности Агенты первичной и вторичной социа-лизации.
3.Направление медико-педагогической реабилита-ции. Участники: - социальные педагоги, педагоги-психологи; - дети-инвалиды, дети-хроники, часто болеющие дети, дети с ограниченными умственными возможностями. Содержание: - психогигиена воспитательной предметно-пространственной среды; - оздоровление и лечение; - медицинская профилактика; - охрана здоровья; - преодоление комплекса неполноценности; - профилактика вторичных дефектов; - развитие компенсаторных функций; - социальная адаптация и реабилитация; - реализация резервных сил и возможностей. Все системы и ннсти-туты социализации личности Агенты первичной и вторичной социа-лизации.

 

При отборе нуждающихся в реабилитации детей специалисты опираются на общую концепцию реабилитации в системе социальных отношений, которая определяет сущность, цели и задачи, принципы и содержание реабилитационных процессов. Технология применения данной концепции может выглядеть так:

-на первом этапе отбора проводится обследование всех кандидатов на реабилитацию и выделяется общая группа риска. В данной социально-педагогической операции участвуют педагоги всех образовательных учреждений. Их задача – выявить с помощью мониторинга и несложных диагностических методик сущность пробелов в развитии, недостатков, отклонений и проблем ребёнка в процессе социализации. В обязательном порядке выявляются причины, приведшие к возникновению проблем в развитии и обучении. Ставится психолого-педагогический диагноз: в чём заключаются трудности ребёнка и с каким характером затруднений имеют дело педагоги, родители и сверстники в ходе общения с ребёнком;

-на втором этапе дети группы риска обследуются по педагогическим ха-рактеристикам педагогом-психологом или врачом. Такая форма тщательного исследования ставит своей целью первичное деление всей группы риска на подгруппы детей по сходным симптомам: дети с нарушением поведения, дети со стойкой неуспеваемостью, дети с недостатками в познавательной сфере... В ходе мониторинга педагог-психолог ставит диагноз. Дети с одинаковыми сходными диагнозами проходят сходную по содержанию реабилитацию. Кроме того, проводится отбор для более обстоятельного обследования у специалистов с целью отделения нормы от патологии, чтобы разделить усилия социальных педагогов и других специалистов в процессе реабилитации личности ребёнка. На данном этапе школьный врач определяет для ребёнка группу здоровья, в которой он и будет проходить реабилитацию;

-на третьем этапе в специальных центрах, консультациях, комиссиях осуществляется глубокая диагностика со специалистами, которые должны оперелить сущность и причины патологии;

-на четвёртом этапе осуществляется диагностика девиаций, составление индивидуальных реабилитационных программ, для составления которых педа-гогами делаются срезы знаний, умений и навыков, определяется система оказания психолого-педагогической помощи, выявляются личностные характеристики реабилитанта, его уровень развития. Социальные педагоги исследуют особенности средовой дезадаптации и проблемы межличностных отношений. Можно использовать множество технологий (Приложение 4). К примеру можно использовать социально-психологический тренинг для подростков, имеющих коммуникативные проблемы. Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения, направлена развитие личности и формирование коммуникативных способностей.

Общая концепция социальной помощи детям конкретизируется в конкретной практической деятельности социальных педагогов и педагогов-психологов по использованию конкретных механизмов реабилитации с учётом конкретных социальных условий.