В ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО МИКРОСРЕДЕ.
* * *
Диагностика является первый этапом педагогической поддержки, и представляется наиболее важным. Диагностики поведения детей в окружающей их микросреде можно условно разделить на две группы:
-самопознания для определения имеющихся качеств, способностей;
-методики определения собственных проблем с использованием полученных результатов для коррекции основы самоорганизации —ценностных ориентации.
Разделение системы педагогической поддержки на этапы достаточно условно. Поэтому диагностический этап и предваряет, и пронизывает все остальные, за исключением рефлексии. Этот завершающий этап предполагает достаточно самостоятельную деятельность старшеклассника по сопоставлению результатов диагностики со своими предварительными ориентациями в окру-жающей среде. Педагогическая поддержка, вместе с тем, может оказываться при наличии у педагога умений производить феноменологический анализ и выстраивать консультативную педагогическую помощь с опорой на синергетические ориентиры.
5.1.Оказание педагогической поддержки ребёнку в самопознании окружающей микросреды
Социально педагогическая поддержкавключает комплекс диагностичес-ких методик, который в целом посвящен различным аспектамсамоидентификации детей в определённой микросреде. Для этого используются:
1. Классификация и тестирование склонностей к определенному типу деятельности. Помогает определить сферу самоидентификаций личности с ценностями различных стилей деятельности.
2. Диагностика волевой организации личности — самоидентификация с ценностно-смысловой организацией деятельности и качествами, присущими ей.
3. Выявление уровня самооценки поведения —самоидентификация со свойствами своей нервной системы.
При этом в обязательном порядке социальный педагог обязан учитывать собственные проблемы ребёнка и уметь диагностировать их:
1. .Определение уровней субъектного контроля как практический способ реализации соответствующего принципа. Позволяет получить данные об уровнях ответственности ученика за свои личностные ценности.
2. Тест на измерение импульсивности-рефлексивности. Позволяет выявить уровень одной из неявных характеристик национальной ментальности. Результаты могут быть использованы.. для создания группы компенсационного развития и индивидуальной работы по ценностной переориентации.
3. Тест на измерение ригидности. Ригидность — одна из наиболее распространенных психолого-педагогических проблем, связанных с затруднениями в познавательной, мотивационной и эмоциональной сферах деятельности. Выявление различных уровней ригидности позволяет учителю целенаправленно работать по компенсационным программам с конкретными учениками.
4. Диагностика автономности-зависимости. Методика выявляет склонность ученика подменять при решении проблемы (или при выходе из затруднения) цели решения на его средство. Выявляет способности к самостоятельности.
5.2.Программа аксиологической переориентации ребёнка в окружающей микросреде.
Программа включает в себя несколько основных элементов:
-развития самоконтроля, что предполагает создание социальным педагогом условий для изменения жизненной стратегии детьми на речевом уровне. В идеале —это содействие переводу негативных ценностных установок в позитивные, благодаря чему возможна ценностная переориентация сознания и поведения, Но механизм перевода достаточно сложен. Как пра.вило, на Западе этой проблемой занимаются специалисты по психотренингу. Пробы отечественных специалистов в этой области, пытающихся автоматически перенести опыт переработки ценностных рядов, характерных для евро-американского менталитета на российскую почву, пока что оставляют желать лучшего.
Е.В.Бондаревская и С.В. Кульневич разработали гуманистический вариант нейролингвистического программирования (НЛП) Бэндлера—Гриндера с использованием элементов методики ненасильственной коммуникации американского психолога Маршалла Розенберга. В отличие от программ НЛП, ориентированных на быстрое изменение личностей с психическими затруднениями и нарушениями, предлагаемые, действия направлены не на воздействие через подсознание, а на достаточно медленный процесс осмысленного осознания личностных ценностей. Смысл программы состоит в следующем.
Каждому ребёнку необходимо владеть двумя видами знаний о себе: знанием-описанием и знанием — регулятором деятельности. Первое — результат применения диагностики,. позволяющей получить широкий спектр знаний о личности ученика и ознакомить его с ними. Обретение таких знаний о себе позволяет сравнить себя с другими, сформулировать вопросы, направленные на дальнейшее самодознание, получить объяснения каким-то фактам собственного поведения.
Второй род знаний добывается путем анализа той деятельности, которой они управляют. В ходе этого анализа происходит осознание скрытых до этого психических построений, управляющих поведением. Обретение такого рода знаний (осознание себя) позволяет целенаправленно скорректироватьпредставления ребёнка о мире и, за счет этого, а не за счет внешнего управления, изменить свое поведение. По сути это и есть самоконтроль, которому ребёнка научили.
Маршалл Розенберг разрабатывает и преподает увлекательную методику, позволяющую людям изменить к лучшему стиль своих взаимоотношений с окружающими, ввести мощный элемент самоконтроля в эти отношения. Он считает, что, усвоив особый язык, можно начать не только по-другому говорить, но и видеть события в другом свете, иначепониматьих, по-другомуреагировать. Иными словами, устанавливать самоконтроль, меняя речевые стратегии, т. е. идти от изменений в построении стиля общения к изменениям в стиле сознания и поведения.
Зачастую человек не знает, что ему действительно надо. Поэтому он не может выразить свои пожелания, просьбы окружающим людям. Из-за этого его просьбы часто не встречают отклика у тех, к кому он обращается. Отсюда возникает привычка считать, что более действенным способом влияния на других людей, чем умение открывать им себя, свои потребности и чувства, являются те или иные формынасилия.
Особенно остро это неумение самовыражения проявляется в подростковой агрессивности, являющейся ответной реакцией на насилие со стороны взрослых. Взрослые — родители, учителя, как бы автоматически, в порядке вещей, перестают замечать, что постоянно оказывают давление на детей: вместо личной просьбы —требование, осуждение, приказ, команда. Они изначально как бы не верят в Силу своей Личности, обессиливая себя в воображении, и в страхе, что дети их не услышат, перегибают палку, прибегают к «внешним авторитетам»—нормам, правилам, морализаторству, т. е. ко всем возможным способам силового давления. Происходит же это потому, что сознание взрослых выстроено в силовой системе координат. Благодаря этому точно так же выстраивается и сознание ребенка.
Данная система общения и отношений включает в себя:
- требование:ты должен, ты обязан, тебе следует делать это и не следует того; оценку: так поступают хорошие дети, а так, как ты — плохие (глупые, мерзкие);
- классификацию: только ненормальные люди так поступают: посмотри, какой бардак у тебя на столе; угрозу: если :ты не прекратишь безобразничать» снижу оценку; принуждение: попробуй не выполнить это задание— и останешься без обеда.
Наше обращение к этой программе продиктовано тем, что современному социальному педагогу необходимо знать хотя бы контуры, определяющие реализацию незаметного воспитания, позволяющие адаптироваться ребёнку в любых условиях окружающей его микросреды.