В ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО МИКРОСРЕДЕ.

* * *

Диагностика является первый этапом педагогической поддержки, и представляется наиболее важным. Диагностики поведения детей в окружающей их микросреде можно условно разделить на две группы:

-самопознания для определения имеющихся качеств, способнос­тей;

-методики определения собственных проб­лем с использованием полученных результатов для коррек­ции основы самоорганизации —ценностных ориентации.

Раз­деление системы педагогической поддержки на этапы доста­точно условно. Поэтому диагностический этап и предваряет, и пронизывает все остальные, за исключением рефлексии. Этот завершающий этап предполагает достаточно самостоя­тельную деятельность старшеклассника по сопоставлению результатов диагностики со своими предварительными ориентациями в окру-жающей среде. Педагогическая поддержка, вместе с тем, может оказываться при наличии у педагога умений производить феноменологический анализ и выстраи­вать консультативную педагогическую помощь с опорой на синергетические ориентиры.

 

5.1.Оказание педагогической поддержки ребёнку в самопознании окружающей микросреды

Социально педагогическая поддержкавключает комплекс диагностичес-ких методик, который в це­лом посвящен различным аспектамсамоидентификации детей в определённой микросреде. Для этого используются:

1. Классификация и тестирование склонностей к опреде­ленному типу деятельности. Помогает определить сферу самоидентификаций личности с ценностями различных стилей деятельности.

2. Диагностика волевой организации личности — самоидентификация с ценностно-смысловой организацией деятель­ности и качествами, присущими ей.

3. Выявление уровня самооценки поведения —самоиден­тификация со свойствами своей нервной системы.

При этом в обязательном порядке социальный педагог обязан учитывать собственные проблемы ребёнка и уметь диагностировать их:

1. .Определение уровней субъектного контроля как прак­тический способ реализации соответствующего принципа. По­зволяет получить данные об уровнях ответственности ученика за свои личностные ценности.

2. Тест на измерение импульсивности-рефлексивности. По­зволяет выявить уровень одной из неявных характеристик национальной ментальности. Результаты могут быть исполь­зованы.. для создания группы компенсационного развития и индивидуальной работы по ценностной переориентации.

3. Тест на измерение ригидности. Ригидность — одна из наиболее распространенных психолого-педагогических проб­лем, связанных с затруднениями в познавательной, мотивационной и эмоциональной сферах деятельности. Выяв­ление различных уровней ригидности позволяет учителю це­ленаправленно работать по компенсационным программам с конкретными учениками.

4. Диагностика автономности-зависимости. Методика вы­являет склонность ученика подменять при решении пробле­мы (или при выходе из затруднения) цели решения на его средство. Выявляет способности к самостоятельности.

 

5.2.Программа аксиологической переориентации ребёнка в окружающей микросреде.

Программа включает в себя несколько основных элементов:

-развития самоконтроля, что предпо­лагает создание социальным педагогом условий для изменения жизненной стратегии детьми на речевом уровне. В идеале —это содействие переводу негативных ценностных установок в позитивные, благодаря чему возможна ценностная переориентация сознания и пове­дения, Но механизм перевода достаточно сложен. Как пра.вило, на Западе этой проблемой занимаются специалисты по психотренингу. Пробы отечественных специалистов в этой области, пытающихся автоматически перенести опыт пере­работки ценностных рядов, характерных для евро-американ­ского менталитета на российскую почву, пока что оставляют желать лучшего.

Е.В.Бондаревская и С.В. Кульневич разработали гуманистический вариант нейролингвистического программирования (НЛП) Бэндлера—Гриндера с использованием элементов ме­тодики ненасильственной коммуникации американского пси­холога Маршалла Розенберга. В отличие от программ НЛП, ориентированных на быстрое изменение личностей с психи­ческими затруднениями и нарушениями, предлагаемые, дей­ствия направлены не на воздействие через подсознание, а на достаточно медленный процесс осмысленного осознания лич­ностных ценностей. Смысл программы состоит в следующем.

Каждому ребёнку необходимо владеть двумя видами зна­ний о себе: знанием-описанием и знанием — регулятором де­ятельности. Первое — результат применения диагностики,. позволяющей получить широкий спектр знаний о личности ученика и ознакомить его с ними. Обретение таких знаний о себе позволяет сравнить себя с другими, сформулировать вопросы, направленные на дальнейшее самодознание, полу­чить объяснения каким-то фактам собственного поведения.

Второй род знаний добывается путем анализа той дея­тельности, которой они управляют. В ходе этого анализа про­исходит осознание скрытых до этого психических построе­ний, управляющих поведением. Обретение такого рода зна­ний (осознание себя) позволяет целенаправленно скорректи­роватьпредставления ребёнка о мире и, за счет этого, а не за счет внешнего управления, изменить свое поведение. По сути это и есть самоконтроль, которому ребёнка научили.

Маршалл Розенберг разрабатывает и преподает увлека­тельную методику, позволяющую людям изменить к лучшему стиль своих взаимоотношений с окружающими, ввести мощ­ный элемент самоконтроля в эти отношения. Он считает, что, усвоив особый язык, можно начать не только по-другому говорить, но и видеть события в другом свете, иначепониматьих, по-другомуреагировать. Иными сло­вами, устанавливать самоконтроль, меняя речевые стратегии, т. е. идти от изменений в построении стиля общения к изме­нениям в стиле сознания и поведения.

Зачастую человек не знает, что ему действительно надо. Поэтому он не может выразить свои пожелания, просьбы окружающим людям. Из-за этого его просьбы часто не встречают откли­ка у тех, к кому он обращается. Отсюда возникает привыч­ка считать, что более действенным способом влияния на дру­гих людей, чем умение открывать им себя, свои потребности и чувства, являются те или иные формынасилия.

Особенно остро это неумение самовыражения проявляет­ся в подростковой агрессивности, являющейся ответной ре­акцией на насилие со стороны взрослых. Взрослые — роди­тели, учителя, как бы автоматически, в порядке вещей, пе­рестают замечать, что постоянно оказывают давление на де­тей: вместо личной просьбы —требование, осуждение, при­каз, команда. Они изначально как бы не верят в Силу сво­ей Личности, обессиливая себя в воображении, и в страхе, что дети их не услышат, перегибают палку, прибегают к «внешним авторитетам»—нормам, правилам, морализатор­ству, т. е. ко всем возможным способам силового давления. Происходит же это потому, что сознание взрослых выстрое­но в силовой системе координат. Благодаря этому точно так же выстраивается и сознание ребенка.

Данная система общения и отношений включает в себя:

- требование:ты должен, ты обязан, тебе следует делать это и не следует того; оценку: так по­ступают хорошие дети, а так, как ты — плохие (глупые, мерз­кие);

- классификацию: только ненормальные люди так поступают: посмотри, какой бардак у тебя на столе; угрозу: если :ты не прекратишь безобразничать» снижу оценку; принуж­дение: попробуй не выполнить это задание— и останешься без обеда.

Наше обращение к этой программе продиктовано тем, что современному социальному педагогу необходимо знать хотя бы кон­туры, определяющие реализацию незаметного воспитания, позволяющие адаптироваться ребёнку в любых условиях окружающей его микросреды.