Предмет и задачи курса.

 

Социально-педагогическая наука в настоящий момент исходит из того, что воспитание – это социально определённое и целенаправленное воздействие на личность, содержанием которого является адаптация личности к реальным социальным условиям. Сегодня считается что парадигма «воздействующего воспитания» как бы не соответствует духу времени и носит консервативный характер, соответствующий социальной структуре тоталитарного общества, так как не предполагает равноправия в отношениях между участниками воспитательного процесса: социальным педагогом, воспитанниками и их родителями…

На первый план выдвигается гуманистическая парадигма воспитания, основанная на новых основополагающих принципах, которые отвергают любое воздействие и признают только сотрудничество на уровне выбора личностью той системы социальных отношений и связей, которые ей наиболее удобны и приемлемы. Новые ориентации и ценности воспитания подводят к новому пониманию воспитания как деятельности, базирующейся на саморазвитии и его педагогической поддержке. Становится актуальной задача углубления понимания индивидуальности участников воспитательного процесса, психологического обоснования специфики педагогической поддержки, психолого-культурных оснований её технологии, методов и приёмов, ориентации процесса воспитания на осуществление заботы о живом человеке и его возможностях реализовать свои намерения.

В соответствии с велением времени социальная педагогика определяет свои новые подходы в решении проблем социализации личности. В этой связи можно говорить и о предмете такой учебной дисциплины как «Методика и технология работы социального педагога».

Сегодня в этом направлении работает много талантливых молодых педагогов. В общих чертах можно обозначить предмет новой учебной дисциплины как поиск и теоретическое обоснование закономерностей, принципов и условий применения соответствующих методик и технологий в процессе социализации современной личности;

К задачам курса несомненно относятся такие установки как:

– научить социальных педагогов правильно выбирать соответствующие обстоятельствам методы работы в социуме;

– показать строгую взаимосвязь между методами и техниками (технологиями) в процессе моделирования образовательного процесса;

– научить специалистов грамотно конструировать сам педагогический процесс в социуме;

– видеть особенности образовательного пространства, уметь использовать эти особенности в педагогических целях и находить способы изменять его в нужном педагогическом направлении

 

Таблица 3 – 3 – 1 Содержание и цели реализации воспитательного потенциала социально-

педагогических технологий.

  Название обобщённых педагогических технологий.     Цели , которые необходимо достигнуть в процессе воспитания   Содержание воспитательного процесса в рамках данной технологии     Механизм реализации обозначенных целей.
Воспитание на решении проблем-ных задач.     Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности в реализации личных проблем, поиск наиболее эф-фективных способов реализации замыслов. Последовательное и целе-направленное выдвиже-ние перед воспитанника-ми познавательных задач, решая которые они обогащают свой личный опыт и формируют спе-цифические знания о положительных и отрица-тельных сторонах обыден ной жизни.   Использование самых раз личных поисковых методов в сочетании с постановкой познавательных задач    
Концентрированное воспитание. Создание такой модели воспитательного процесса, в рамках которой можно было бы максимально использовать естественные психологические особенности человека к восприятию необходи-мости следовать советам своего педагога.   Организация познавательной деятельности воспи-танника для глубокого освоения им необходи-мых знаний, которые господствуют в современном ему обществе.   Методы обучения, учитывающие динамику рабо-тоспособности воспитанника.
Развивающее воспитание.   Развитие личности и её особенностей. Ориентация воспитательного процесса на потен-циальные возможности воспитанника. Вовлечение воспитанников в режим «всеобщего интереса», ознакомление с различными видами деятельности людей.
Дифференциальное воспитание.   Создание оптимальных условий для выявления задатков развития интересов и способностей. Усвоение правил поведения личности на различных уровнях его взаимодействия с окружающим миром и господствующих в данном обществе.     Методы индивидуального сотрудничества.
Активное или комплексное воспитание. Формирование способности правильно оценивать свои права и обязанности перед обществом. Моделирование предметного социального содер- жания в выборе своего пути в жизни. Методы активного сотрудничества и педагогической поддержки.

 

В условиях образовательных реформ особое значение приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Сложность этих процессов определяется тем, что:

- они требуют большой психологической перестройки деятельности социального педагога;

- необходимость отказа от старых педагогических методик;

- необходимость овладения демократическим стилем педагогической деятельности, основанной на сотрудничестве;

- освоить новые педагогические технологии…

Для реализации инновационных программ необходимо в первую очередь:

- осуществить формирование проблемного сознания социального педагога;

- нацелить социального педагога на информационный поиск;

- научить социального педагога программировать процесс инновацион-ной деятельности;

- сформировать творческое гуманистическое мышление;

- сформировать профессиональную культуру социального педагога…

 

 

Раздел 2.