Ключевые операции социально-педагогической технологии.

Основное содержание курса.

ЗАДАЧИ КУРСА.

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО

ПЕДАГОГА: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕДМЕТ И

 

Сегодня существует определённая растерянность по поводу различий между методикой и технологией. Спор может иметь самую различную направленность. Философы имеют своё представление о методике, социологи своё... В социальной педагогике:

-методика – способ построения и обоснования системы социально-педагогических знаний, или совокупность социально-педагогических приёмов и операций теоретического и практического освоения социально-педагогической действительности. Если проще, то это инструмент для решения социально-педагогических проблем с помощью специально разработанных приёмов и методов (методик), в качестве которых могут быть использованы психолого-педагогические разработки в виде тестов, проектов и программ;

-технология – комплексная система последовательных операций и действий педагогического характера, направленных на решение педагогических задач в рамках обозначенной методики, программы или проекта

Таким образом, социально-педагогическая технология отличается от мето-дики положениями:

-технология сориентирована на конечный результат с гарантией качества;

-технология представляет собой комплексную систему конкретных последовательно применённых операций и действий педагогического характера, направленных на решение педагогической проблемы.

В данном случае можно говорить, что Социально-педагогическая технология – это комплексная интегративная, последовательная и упорядоченная система операций и действий педагогического характера, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата: усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и социального опыта на аксиологической основе.

Чтобы социально-педагогическая технология эффективно работала, она должна удовлетворять целому ряду требований:

1.Она должна органично вписываться в единое образовательное пространство:

а) она должна быть востребованной в образовательном пространстве;

б) она должна быть адекватной уровню культуры в образовательном пространстве

в) она должна быть универсальной: возможность применения одной и той же технологии при реализации различных этапов одной и той же программы;

2.Она должна иметь строго установленные параметры образовательного процесса:

а) параметр целенаправленности воспитательного процесса в виде микроцелей;

б) параметр диагностики – возможно или не возможно достичь микроцели;

в) параметр дозирования – наличие качественно-количественной информации об объёме и характере предстоящей работы по достижению микроцелей;

г) структурный параметр – информация об уровнях педагогического воздействия и элементах технологического процесса по реализации программы в рамках поставленных микроцелей;

3.Она должна отражать целостность технологического процесса по осуществлению педагогических намерений при создании технологической модели.

4.Она связана с созданием технологической карты, которая является теоретической моделью воспитательного процесса (социализации) в той или иной педагогической ситуации.

5.Она должна быть адаптрирована к конкретным условиям данного педагогического пространства…

Передача социального опыта от человека к человеку осуществляется в рамках социализации личности с использованием определённых социально-педагогических технологий, которые могут включать в себя ряд составных элементов.

Сегодня социально-педагогическая практика может успешно использовать такие технологии как:

-технология создания проблемной ситуации, в процессе реализации которой проявляется такие направления педагогической деятельности как активизация мышления и духовных переживаний; стимулирование самостоятельной работы воспитанников (подопечных) по преодолению возникших затруднений; формирование потребности и навыка самореализации. Здесь возможны такие педагогические операции как использование проблемных вопросов; незавершённость изложения при постановке задания; предложение игровых ситуаций; организация соревнования, создание творческих микрогрупп для решения поставленной проблемы, творческие задания…

-технология педагогического средства, которая позволит социальному педагогу избавиться от влияния множества методических разработок, которые претендуют на истину в последней инстанции. Рассматривая воспитание как процесс вхождения людей в контакт человеческой культуры, необходимо помнить, что педагог в данном случае выполняет роль «проводника». Но это не означает, что мероприятия проводимые одним и тем же педагогом могут иметь одинаковую результативность, точно так же как и работа разных педагогов с одними и теми же людьми. В качестве воспитательного средства могут быть использованы любые объекты действительности, за исключением самого человека. Работа социального педагога по реализации воспитательных форму может осуществляться в направлениях: а) от идеи к средству; б) от средства к идее;

-технология создания предметно-пространственной среды, которая является частью социальной среды и может быть определана как совокупность естественного и внешнего окружения, создаваемого или подчиняемого человеком. Предметы воходящие в эту среду являются источником знаний и эмоций, отображают отношения других людей и самого воспитанника. Эта среда только тогда становится воспитывающей, когда насыщена отношенческими факторами а адрес ребёнка, поэтому здесь не должно быть ничего лишнего;

-технология социально-педагогической импровизации, которая представляет собой демонстрацию мгновенной педагогической реакции социального педагога на соответствующую педагогическую ситуацию…

Содержание работы социального педагога с применением обозначенных технологий может иметь различную структуру. Всё зависит от конкретных условий, в которых социальный педагог организует свою деятельность, от тех целей и задач, которые он решает в отдельно взятой педагогической ситуации. Кроме того каждая из обозначенных нами технологий имеют основные и дополнительные структурные элементы.

К основным элементам социально-педагогических технологий специалисты относят:

Педагогическое общение, которое наделено такими функциями как:

1)«Открытие» ребёнка на общение – функция, которая призвана создать для воспитанника комфортные условия в системе взаимоотношений с агентами социализации, а так же позволяет воспитаннику более эффективно раскрыть свои способности в реализации педагогических намерений.

Эта функция практически воплощается с помощью таких педагогических операций как: выбор пластической позы, которая определяет степень готовности к контакту, так как влияет на настроение и самочувствие; подача информации с позиции «мы» позволяет разрушить физический, социальный и терминологический барьеры в общении людей разного возраста; установление личного контакта вербально, визуально, тактильно( с помощью прикосновения).

2)«Соучастие» воспитаннику в педагогическом общении– позволяет обнаружить уровень взаимопонимания между агентами и субъектами социализации.

Реализация функции возможна с помощью таких частные педагогические операции как: демонстрация расположенности с помощью пластико-мимических выражений симпатии; проявление интереса, которая проявляется в умении слышать и умении задавать вопросы; оказание помощи, которые могут реализовываться через такие формулы как «давай помогу…», « Позволь мне тебе помочь…», «Мне бы так тебе хотелось помочь…», «Я бы счастлив тебе помочь…»

3)«Возвышение» воспитанника в педагогическом общении– понимается как стимулирование ценностных новообразований в характере и поведении воспитанников

Выражается через такие операции как: принятие воспитанника как личности; просьба о помощи; поддержание оптимистического рубежа.

Педагогическая оценка:

Предполагает определённое отношение к социальным явлениям человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствие определённым нормам и принципам морали. Она предполагает оценивание проявляемого качества, а не личности ребёнка. Это достигается с помощью таких педагогических операций как: поощрение в виде оценочной доминанты; безоценочность суждений через формулу «Я – сообщение». «Ты – сообщение» (Х.Дж.Джайнот Родители и дети.М.,1986), «Естественные последствия»(Ж.- Ж.Руссо: ребёнку разбившему стакан предлагал пить из жестяной кружки); отсрочка оценки, если не выявлены мотивы поведения; как можно меньше запретов; не злоупотреблять наказаниями; предавать забвению возложенные наказания.

Педагогические требования –предъявление воспитаннику в процессе работы с ним социально-культурной нормы отношения к поведению.

Требование может транслироваться с помощью вербального сообщения, которые могут быть непосредственными в виде: просьбы в адрес собеседника; совета или мнения по поводу чего-либо; рекомендации как аргументированного пожелания; делового распоряжения; приказа. Опосредованные вербальные формы: рассказ, аналогия, вопрос, удивление, намёк...

При невербальных формах предъявления требования можно выделить такие операции как: пауза, мимика, пластика.

 

Информативное речевое и демонстрационное умение, которое обеспечивается такими технологическими умениями как:

1) Пластическое умение через избранную позу, жестикуляцию, характер движений.

2) Логическое умение – способностью социального педагога конструировать содержание и фразы, с которыми он обращается к собеседнику, используя формулу «тезис – аргумент – иллюстрация», которая понятна и доступна человеку любого возраста и любого уровня образованности.

3) Эспрессивные умения – умение эмоционально окрасить содержание вербального воздействия через образность и интонационную выразительность.

4) Дискуссионные умения. – способность социального педагога осмысленно и аргументировано вести разговор в заданном направлении при соблюдении условий особой технологичности данного педагогического приёма: уметь уяснять смысл разговора; умение определяться в исходных понятиях; уметь создавать благоприятные условия для партнёра по дискуссии, исключающие недосказанность и грубость; предоставлять право собеседнику на несогласие; не давить «авторитетами».

5) Перцептивные умения – умения связанные с чувственным восприятием (видеть, слышать, понимать).

Создание конфликтной ситуации и педагогическое её разрешение.

 

Связано с особой педагогической ситуацией, когда отношения зашли так далеко, что их разрешение возможно только через «выяснение отношений». Наиболее простыми способами выхода из конфликта являются: проявление добрых чувств, использование юмора, компромисс,

 

Схема 3 – 1 – 1. Модель взаимодействия основных элементов социально-педагогической технологии.

 

СП
Педагогическое общение
Педагогическая оценка
Педагогическое требование
Информационное воздействие
Педагогический конфликт
Открытие, соучастие, возвышение.
Внесение образа, стиму-лир.деят-ти,коррекц.отк
Привлеч., включение иприучение кдеят-ти.
Внесен.знан.,демонстр.отнош.,вовлеч.вдеят-ть
Снят.псих.напр.,обозначпозиц..пост-капередвы
Положительное подкрепление
Я - сообщение
Безусловность нормы
Тезис –аргумент– иллюстрация.
Клмпромис

 

 


Кроме основных элементов, социально педагогическая технология включает ряд дополнительных, которые представляют собой частные стороны основных или базовых элементов педагогической технологии. К дополнительным элементам современная педагогика относит:

1.Психологический климат социально-педагогической среды – качественная сторона межличностных отношений, совокупность психических условий, способствующих илипрепятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Благоприятный климат может характеризоваться: атмосферой раскрепощённости, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, комфорта и условий для работы

2.Групповая деятельность -деятельность, где проявляются такие технологические функции как достижение предметного результата, проявление целенаправленности и смысла деятельности

3.Создание ситуации успеха –при котором подопечный способен раскрыть все свои потенциальные способности и возможности

4.Педагогическая реакция на поступок, совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющее моральную оценку. Реакция педагога – это педагогические действия, несущие в себе оценку деянию воспитанника. Такая реакция может быть в виде педагогической интерпретации – эмоционально иллюстрированной оценки поступка учащегося; педагогического прогноза – предположения о развитии ситуации в том или ином направлении с помощью анализа и синтеза всех присутствующих факторов.

5.Этическая защита –защита собственного достоинства этическими способами при помощи коррекции поведения партнёра, опираясь на способность сохранять собственное достоинство и сохранение достоинства партнёра.

Выделяя дополнительные элементы технологии, мы это делаем для того, чтобы более чётче представлять механизм взаимодействия отдельных технологических узлов процесса. Дополнительные элементы социально-педагогической технологии присутствуют в любом «основном» её элементе. К примеру такой элемент как разрешение конфликта. Реализация этого элемента не возможна без создания благоприятного психологического климата, без этической защиты, так как при нарушении этики взаимоотношений каждый раз возникает парадоксальная ситуация: страдает в большей степени тот, кто ни в чём не виноват, а обидчик находится в более выигрышном положении.

Рассматривая технологию работы социального педагога как способ решения дидактических проблем в русле управления воспитательным процессом в социуме с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению, -мы безусловно должны обращать пристальное внимание обозначенным дополнительным элементам при моделировании каждой технологии.

При этом нужно помнить, что моделирование технологий тесно взаимоувязано с целью решаемых социально-педагогических проблем и теми условиями, в котором будет проходить сам процесс.

Овладение педагогическими методиками и технологиями предполагает наделение педагога умением грамотно использовать профессиональные методы, приёмы и ключевые операции. Отбор способов воздействия должен быть обоснованным. Э.Ш.Натанзон выделит такие группы педагогического воздействия:

1) созидающие, способствующие развитию новых положительных качеств;

2) тормозящие, способствующие преодолению отрицательных качеств;

3) приём взрыва, который нельзя отнести ни к первой ни ко второй группам, но проявляющихся и как созидающий и как тормозящий.

Кроме того Э. Натанзон попытался определить и принципы педагогического воздействия:

1) педагогический оптимизм;

2) уважение к воспитаннику;

3) понимание душевного состояния воспитанника;

4) раскрытие мотивов и внешних обстоятельств совершаемых поступков;

5) заинтересованность к судьбе ученика (Натанзон Э. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность.М., 1968)

Недостаток данной классификации заключается в том, что в него не включены воздействия, которые могут побуждать, позволять, направлять, инициировать, расслаблять, активизировать, одухотворять, внушать… Диапазон этих воздействий достаточно большой. Целью воздействия является субъективность человека, достижение возможно максимального результата воздействия для конкретных условий. Повышение ценностно-отражённое влияние мира человека можно путём повышения уровня духовности самого педагога, личность которого выступает опосредующим звеном в этом процессе. Но во всём должна быть норма. Принципиальная позиция педагога в процессе взаимодействия может находить практическое выражение в таких ключевых операциях как:

- «Я – сообщение». Её парадигма выглядит в формулах: «Я всегда…», «Мне всегда…», «Меня всегда…». Её реализация всегда связана с оглашением субъектом своего состояния и отношения к поступку и действию другого субъекта как к явлению;

- «Положительное подкрепление» – это публичное оглашение не выдуманных а реальных достоинств партнёра. Парадигма6 «Ты такой…», «Вы такой…», «Вы такие…»;

- «Безусловность нормы» как внешняя форма выражения отношения к личным ценностям (норме) в соотношении с уровнем своего отношения к нормам, которые закреплены как общечеловеческие. Парадигма: «Это нужно для тебя тоже потому…», «Это нужно нам потому, что…»

 

Схема 3 – 1 – 2. Графическая модель взаимодействия основных и дополнительных элементов технологии.

 

Технология работы социального педагога какспособ решения дидактических проблем в русле управления воспитательным процессом в социуме с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙЙ ТЕХНОЛОГИИ
    Психологический климат социально-педагогической среды
Установление личных контактов
Подбадривающее, одобрительноеотношение
Доброжелательное этическое поведение
Предупреждение возможных неудач
Привнесение элемента новизны в отношения.
  Групповая деятельность
Достижение предметного результата как целевой направленностиактивности субъекта в социально-педагогическом процессе.
Осмысление целенаправленностисоциально-педагогической деятельности в рамкахданного коллектива.
Выявление смысла деятельности, который выражается в развитиисамосозна-ния субъекта, егоспособности оценивать происходящее и прогнозировать будущее.
  Создание ситуации успеха
Создание подбадривающей ситуации
Внесение мотива: ради чего, ради кого совершается деяние.
Ориентация на положительный пример
Социально-ролевая ориентация
    Педагогическая реакция на поступок
Педагогическая интерпретация
Помощь в самостоятельной оценкедеяния
Прогноз возможных последствий
Этическая защита
Сохранение собственного достоинства: вопрос на «воспроизведение», наивное удивление
Корректировка поведения партнёра:ссылка на свои слабости или «окультуренное воспроизведение»
Сохранение достоинства партнёра: подстановка мотива через оглашение доброго намерения оппонента, оправдание поведения.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙЙ ТЕХНОЛОГИИ