Педагогической практики.
Методика как способ теоретического обоснования социально-
ДИСЦИПЛИНЫ.
РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК УЧЕБНОЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
* * *
Существующие разночтения в понимании значения терминов «методика» и «технология», вынуждают нас обращаться к тем теоретическим корням, которые способствовали формированию и трансформации этих понятий. В современной педагогической среде эти понятия имеют различное значение.
Методика как педагогический термин сформировался в эпоху средневековья из греческого METODOG – путь исследования или познания. Сегодня мы используем это понятие для того, чтобы обозначить способ построения и обоснования системы педагогических знаний, или совокупность педагогических приёмов и операций теоретического и практического освоения педагогической действительности. Своими генетическими корнями методика восходит к эмпирической педагогике, так как приёмы практической деятельности человека в педагогике должны были сообразовываться со свойствами и законами развития социума. Развитие и дифференциация методики мышления привела к возникновению учения о методах – методологии. Теоретическую основу социальной педагогики составляют три уровня методик.
Общие методики социальной педагогики предполагает учёт:
-основных положений и принципов материалистической диалектики;
-закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс социализации личности является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
-закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение социально-педагогического воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
-закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе социализации личности положительных качеств, знаний, умений, навыков затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
-представлений о зависимости социально-педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурнх и этнических традиций;
-представлений о зависимости социально-педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в социуме и его институтах социализации личности.
Специальные методики социальной педагогики ориентируется на учёт:
-устойчивых представлений о сознании и психике человека в период его социализации;
-особенностей формирования личности в процессе общественно-полезной деятельности;
-единства воспитания и самовоспитания личности в группе или в коллективе;
-представлений о целостном формировании личности в группе или коллективе.
Частные методики социальной педагогики предполагает учёт закономерностей, принципов, методов социализации личности, а так же:
-принципа единства и взаимного проникновения обучения, воспитания и развития в процессе социализации личности;
необходимости соответствия педагогического воздействия характеру деятельности субъектов процесса социализации.
Основное содержание методики в социальной педагогике составляют те теории, которые необходимо проверить педагогической практикой. Методика является основным практическим инструментом, с помощью которой осуществляется применение того или иного метода. Существует большое количество методик, с помощью которых исследуется та или иная психолого-педагогическая проблема:
- диагностические методики, которые направлены на определение возможных последствий от применения тех или иных педагогических приёмов и операций, возможной реакции субъектов социально-педагогического процесса на психолого-педагогические посылы
- оценочно-аналитические методики, предназначенные для анализа социально-педагогических ситуаций, исследования социально-педагогической среды как совокупности пространственной, временной, правовой, нравственной и культурной сфер взаимодействия субъектов процесса социализации личности;
- развивающие методики, используемые для определения уровня способностей ребёнка, активизации его творческого потенциала, обеспечение развития личности ребёнка на принципах психолого-педагогической поддержки самого процесса развития;
- формирующие методики, применяемые социальными педагогами в том случае, если процесс развития личности ребёнка нуждается в обязательном контроле со стороны взрослых, когда ребёнок не в состоянии, в силу самых различных объективных и субъективных причин, самостоятельно моделировать своё поведение и осознанно регулировать свои отношения с окружающим миром вещей, идей и ценностей;
- концептуальные методики, которые представляют собой систему заданных параметров, направленных на создание, конструирование, моделирование социально-педагогической среды;
- игровые методики, позволяющие субъектам процесса социализации личности использовать самые различные способы моделирования соответствующих социально-педагогических условий для реализации потенциальных возможностей участников этого процесса...
Проблемами использования методик в современной педагогике занимается много учёных теоретиков и практиков. Существуют целые научные направления, которые дают теоретические обоснования применения тех или иных методик. Интересен аксиологический подход к применению развивающих методик у профессора И.П.Клемантович (Клемантович И.П. Семьеведение.М., 2002). Автор обосновывает парадигму ценностной ориентации личности в процессе её социализации. Академик Сластёнин В.А. разработал гуманистическую парадигму применения педагогических методик в системе социализации личности. Василькова Ю.В. в своей книге «Методика и опыт работы социального педагога» (2001) на конкретных примерах из опыта работы социальных педагогов с семьёй, в школе, микрорайоне показывает применение самых различных методик, способствующих реализации социально-педагогических программ. Мудрик А.В. много внимания уделяет проблемам применения методик в области социализации личности на самых различных её этапах. Овчарова Р.В. разработала целую психолого-педагогическую систему применения методик с целью обеспечения психолого-педагогической поддержки деятельности социального педагога и педагога-психолога в социуме.
2.2. Педагогическая технология: теоретическое обоснование понятия.
Понятие «технология» в научной литературе имеет различную интерпритацию. Само слово «технология» происходит от греческого TECHNE– искусство, мастерство и LOGOS– слово, понятие, учение, означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния. Применительно к педагогике этот термин обозначает совокупность средств и педагогических приёмов строго последовательного воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Научное обоснование понятия пока находится в состоянии поиска.
Основы технологии целостного педагогического процесса разработаны научной школой академика В.А.Сластёнина, которые включают в себя:
- технологию диагностической деятельности педагога ( в нашем случае – социального педагога);
- технологию осуществления педагогического процесса, конструктивной деятельности педагога;
- технологию общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений и управленческой деятельности социального педагога.
В.А.Сластёнин даёт такое определение педагогической технологии: Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса. Он выделяет следующие критерии деятельности педагога, протекающей на технологическом уровне:
- наличие чётко диагностически заданных целей, т.е. корректно измеримого представления понятий, операций, деятельности педагога как слагаемого результата деятельности;
- наличие чёткого представления содержания поставленных воспитательных задач, ориентированного на основы и способы их решения;
- наличие достаточно жёсткой последовательности, логики определённых этапов осуществления намеченных педагогических мероприятий, их жёсткая взаимосвязь;
- указание способов взаимодействия участников процесса на каждом этапе реализации проекта, а также использование дополнительных средств и способов и их место в технологической цепочке;
- мотивационное обеспечение деятельности ведущего (воспитателя) и ведомых (воспитанников) основанное на реализации их личных функций в этом процессе: свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл;
- указание границ правилосообразной (алгоритмичной) и творческой деятельности ведущего, допустимых отступлений от установленных единых правил;
- применение в процессе новейших средств и способов информации и коммуникации…
Много ценного научного материала по применению технологий в социальной педагогике содержит книга В.П.Беспалько «Слагаемые педагогической технологии», которая педагогическую технологию рассматривает как систему, в которой последовательно воплощается на практике заранее проектированный учебно-воспитательный процесс. М.В.Кларин определяет педагогическую технологию как системность и конструирование образовательного процесса, гарантирующего достижение поставленных целей, опираясь на заданные исходные установки: образовательные ориентиры, цели и средства обучения и воспитания.
Г.К.Селевко рассматривает понятие и сущность, классификацию педагогических технологий в трёх уровнях: общедидактическом, частно-методическом или предметном, локальном или модульном.
В документах ЮНЕСКО технология образования рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей задачей оптимизации образования.
А.Я.Савельев считает, что технология обучения и воспитания – это способ реализации содержания образовательного процесса, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Ю.К.Филатов под современной технологией образования понимает комплексную интегративную схему, включающую упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое предопределение, содержание информационно-предметное и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.Структурными составляющими такой системы он называет: цели обучения, средства обучения, средства педагогического взаимодействия (мотивация, средства воспитания), организацию учебного (воспитательного) процесса, субъект и объект воспитания, результат деятельности.
В социальной педагогике педагогическая технология – это целевая область профессиональной деятельности социального педагога, связанная с его развитием, мышлением, творчеством, мастерством и педагогической техникой. Без педагогической технологии ненужным приобретением становится педагогическая техника. По отношению к педагогическому мастерству педагогическая технология выступает как составная часть мастерства и уровень её развития обусловливается уровнем педагогического мастерства.
Тема 3.