ВВЕДЕНИЕ.

Клемантович И.П. Методика и технология работы социального педагога. Курс лекций.

РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА

Основная литература.

Голоухова Н.Г. Методика и технология работы социального педагога. М.2011.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2010.

6.2.Дополнительная литература:

Авдеева Д.А. Как сохранить душевное здоровье ребенка. М., 2008.

Галагузова А.Н. Социально-педагогические задачи. М., 2008.

Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?. М., 2009.

Гордон Т. Как привить ребенку дисциплину: советы педагога ми психолога. М., 2010.

Гринспен С. Ребенок – тиран: как найти подход к детям пяти «трудных» типов. М., 2010.

Йохансон М. Лицом к реальности: обучение через предпринимательство. М., 2009.

Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. М., 2011.

Касьянов О.О. Возрастные кризисы. М., 2007.

Клемантович И.П. Подготовка социального педагога к воспитательной работе. М., 2000.

Кокоренко В.П. Социальная работа с детьми и подростками. М., 2011.

Корчак Я. Как любить ребенка. М., 2000.

Левин Д. Сексуальные, но еще не взрослые: что делать родителям?. М., 2010.

Павлов М.Б. Социально-педагогические технологии работы с трудными детьми. М., 2011.

Пашков С.Н. Анализ условий обеспечения социально-педагогической поддержки детей группы риска. М., 2008.

Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства. М., 2008.

Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? М., 2010

Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. М., 2010.

Смирнов Е.Д. Во что играют наши дети?: игрушки в зеркале психологии. М., 2009.

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

КЛЕМАНТОВИЧ И.П.

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль: 050406 Психология и социальная педагогика

 

Москва - 2012

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения. Составлено с учётом требований Государственного стандарта для высшего профессионального образования бакалавр. Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование. Профиль: 050406 Психология и социальная педагогика.

В пособие включены теоретические материалы по проблемам генезиса учебной дисциплины, её содержания, основным методикам и технологиям работы социального педагога в социуме.

 

Профессиональная деятельность социального педагога сопряжена с многочисленными факторами, которые влияют на качество его работы в социуме. Аксиологический фактор, отражающий уровень культуры социального педагога и степень освоения общечеловеческих ценностей, формирует не только мировоззренческий потенциал специалиста, но и в значительной степени помогает выработать собственное профессиональное отношение к результатам своей деятельности. Социальный фактор предопределяет строго заданную программу профессиональной деятельности социального педагога в тех или иных условиях развития общества. Экономический фактор в значительной степени стимулирует деятельность специалистов в рамках реального времени с использованием тех материальных и духовных средств, которые доступны в данный момент и представляют собой систему средств материального и духовного воздействия в процессе социализации личности. Можно и дальше перечислять факторное влияние на профессиональную деятельность социального педагога, но, пожалуй, самым значительным является уровень профессионализма специалиста, его умение грамотно и эффективно использовать доступные ему методики и технологии организации собственной деятельности.

Данная брошюра ставит своей целью дать студенту необходимые знания по курсу учебной дисциплины «Методика и технология работы социального педагога». Государственный стандарт высшего профес-сионального образования включил следующие положения, которые должны быть в обязательном порядке включены в содержание данной учебной дисциплины:

-сущность понятий методика, технология, их иерархия, соподчинённость и взаимосвязь;

-методика социально-педагогического воздействия в системе социальных служб;

-методика диагностики ребёнка и окружающей его микросреды;

-технология педагогического разрешения конфликта;

-методика социальной профилактики, коррекция и реабилитация;

-технология реабилитации воспитательной предметно-простран-ственной среды;

-педагогические основы клубной деятельности и работы детских и молодёжных объединений и движений;

-социальная природа досуга;

-основные направления и методики досуговой деятельности;

-технология социального планирования и управления.

Рассматриваемые проблемы дают полное представление как организовать социальному педагогу свою деятельность в социуме. Материал успешно может быть использован не только студентами факультета, но и работающими социальными педагогами по организации и моделированию своей деятельности в объёме предлагаемых проблем.

Вхождение России в мировое образовательное пространство обусловило применение современных средств и методов в подготовке специалистов по всем профилям и направлениям, которые соответствуют международным стандартам и соответствуют основным тенденциям по формированию демократической системы образования, обеспечению права каждого человека на образование, увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов современного человека и развитие его способностей.

Внедрение современных образовательных технологий в систему деятельности социальных педагогов в условиях современного социума способствует отходу от общей ориентации на формирующее воспитание, создание модели усреднённого индивида, поиску компромиссов между жёсткой централизацией и полной автономизацией в организации процесса социализации личности, расширении специальных услуг населению, поиску дополнительных ресурсов для повышения качества профессиональной деятельности социальных педагогов.

Современные образовательные технологии являются основным инструментом осуществления интеграционных процессов в выработке общих и частных методических решений по формированию профессиональной культуры социального педагога. Задача технологий как средства формирования профессионализма социального педагога заключается в обеспечении необходимых дидактических условий для реализации этой цели.

Профессионализм является сферой приложения и реализации особых способностей личности социального педагога, которые могут быть реализованы только с условием комплексного применения образовательных технологий, позволяющих контролировать способность социального педагога к восприятию тех общечеловеческих ценностей и являются обязательными в процессе взаимодействия людей, так как технологический процесс формирования профессионализма и профессиональной культуры включает в себя все возможные способы и приёмы педагогической деятельности.

 

Раздел 1.