Воспитание и обучения в цивилизациях Древнего Востока

Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства.

 

 

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н.э.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как "Законы вавилонского царя Хаммурапи" (1750 до н. э.), книга "Притч иудейского царя Соломона"» (начало 1-го тысячелетия до н.э.), индийская "Бхагавадгита" (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Одновременно с укреплением общественных государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт — школа.

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, и постепенно превращалось в подготовку ко взрослой жизни. Это, с одной стороны, привело к тому, что усилилась оппозиция детей миру взрослых, а, с другой стороны - к тому, что воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения: качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для обучении подрастающего поколения.

Развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало производительные возможности школы.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление особой специальности - учителя.

Своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними менялись и сфера, содержание и методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания в древнейших восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. Поскольку семья могла не обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься учебно-воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

К 1-му тысячелетию до н.э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым были доступны школьное обучение и воспитание. Помимо детей, представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.

Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

 

Месопотамия (III—II тыс. до н.э.) считается родоначальницей всех восточных культур. На ее территории впервые возникают раннеклассические государства (Ур, Урук, Лагаш и др.) с очень высокой цивилизацией.

В III тыс. до н.э. появляются первые школы писцов всех рангов - эддубы — «дом табличек». В эддубах преподают чтение и письмо на двух языках: шумерском и аккадском. По мере развития цивилизации было введено преподавание таких предметов как история, география, геология, ботаника, математика, зоология, медицина, мифология, право и делопроизводство, музыка, пение, литература.

Особое место занимали жреческие школы. В них обучали письму, чтению, танцам, музыке, упражнениям литературного характера, списыванию, заучиванию поэтических и религиозных текстов.

Первые сведения о школьном обучении в Древнем Египте относятся к III тыс. до н.э. Так известно о существовании школ:

- при храмах, которые давали религиозно-нравственное воспитание, обучали астрономии, математике, медицине.

- при дворе фараона (дворцовые), делавшиеосновной упор на физические и военные упражнения, чтение и письмо иероглифов, правила поведения и дворцовый этикет.

- при крупных государственных учреждениях (писцов).

Школьное обучение предусматривало два больших цикла: 1) элементарная школа (с 5 до 12 лет), где учитель обучал детей чтению, письму, арифметике и геометрии на уровне практического применения; 2) канцелярия (с 12 до 16 лет), где в программу обучения входило заучивание титулов, географических названий, технических терминов, названий рыб, камней, растений; овладение различными типами письма и разновидностями египетского языка, искусство спора и правила устного и письменного этикета.

Во второй половине II тыс. до н. э. — первой половине I тыс. до н.э. на смену школьному образованию приходит индивидуальное обучение в рамках семейного воспитания. Центрами же религиозного образования становятся храмы.

В Израиле впервой половине I тыс. до н. э. существовало три ступени школы: микре (6-10 лет). Здесь обучали чтению, письму, еврейскому и халдейскому языкам, толкованию библейских текстов; мишне (10-15 лет). В его основе неписаный Закон, сообщенный Моисею на Синайской горе; и гемаре (15-18 лет). На этом уровне в программу обучения входили сведения из медицины, истории, геометрии, астрономии.

Обучаться в таких школах могли только мальчики. Основной формой обучения был диспут: учитель предлагает тему устного закона. При этом ученики нападают, учитель защищает закон.

На территории Индии в I тыс. до н. э. ярко проявлялся кастовый характер системы образования. Так, например, существовали, во-первых, отдельно школы для высшей касты брахманов (жрецов), где молодежь от 6-12 до 22-24 лет получала религиозное образование в основном через изучение Вед. Во-вторых, были школы для кшатриев (воинов, правителей), в программу обучения которых входило заучивание стихов и гимнов, философия, красноречие, грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музыка. Готовили в них также сборщиков налогов и дани, казначеев. В-третьих, могли учиться и вайшья (торговцы, земледельцы, ремесленники).

Шудры (неприкасаемые) к образованию не допускались.

В VI-V вв. до н. э. появляется буддизм, который высшей целью человеческих стремлений объявил постижение духовного просветления как высшего состояния удовлетворенности и самодостаточности путем отречения духа от тела, которое надо укрощать и подавлять. Буддизм выдвинул ряд нравственных идей: братская любовь, милосердие, запрет на убийство живых существ, не красть, не пить хмельное, не прелюбодействовать и др.

Китай, еще в доконфуцианский период (с IV тыс. до н.э. до середины I тыс. до н.э.) представлял собой развитую государственность со сложной системой образования. Образование в основном могли получать лишь привилегированные сословия: жрецы и аристократия.

Аристократы обучались: шести видам письма, чтению, девяти видам счета, навыкам устной речи, декламации стихов, изучали летописи. Особое место занимало военно-физическое воспитание, которое обязательно включало 5 видов стрельбы из лука, 5 видов езды на колеснице, владение щитом и копьем. Существовали, конечно же, и жреческие школы, в которых избранные постигали космогонию, магию, музыку, танцы, общеобразовательные предметы.

Со второй половины I тыс. до н. э. начинается Конфуцианский период китайской истории. В стремлении к идеалу образованного человека развивается теория гуманитарно-этического образования. Зародилась идея всеобщего (но необязательного) образования. Положение в государственной иерархии стало напрямую зависить от уровня образования.

Вырабатывается методика обучения, предусматривающая последовательность: накопление материала через заучивание → осмысление через комментирование → интерпретация через написание сочинений.

Учеба в конфуцианской школе не предполагала каникул. Зато в ходу были жесткие физические наказания. Два раза в год обязательно устраивались строгие многоэтапные экзамены. Экзаменация продолжалась и после окончания школы 1 раз в 3 года. Первые два экзамена проводились в губернском городе. После первого, успешно выдержавшим его присуждаласьученая степень «цветущего таланта», после 2-го - признанного ученого. третийэкзамен проводился в императорской столице. Прошедший его получал высокое звание «ученый, внесенный в списки». И наконец, четвертый давал самым достойнымчленство в императорской Академии.