План лекции.

Гигиена труда. Влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека».

1. Трудовая деятельность и физиологические функции организма. Утомление и его причины. Переутомление. Профилактика.

2. .Основы гигиены труда. Классификация, краткая характеристика вредных производственных факторов: физических, химических, биологических, нервно–психических, механических факторов, обусловливающих динамическую и статическую нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Профессиональные заболевания. Общие понятия о профессиональных болезнях – заболеваниях, возникающих в результате воздействия на организм вредных производственных факторов.

3.Профилактика профессиональных заболеваний. Основные направления профилактических оздоровительных мероприятий (законодательные, организационные, технологические, санитарно–технические, лечебно–профилактические).

4.Характеристика труда медицинских работников.

5. Профилактика неблагоприятного влияния производственных факторов на здоровье медицинского персонала.

 

1. Неотъемлемой частью человеческой жизни является труд. Как правило, работа и здоровье взаимосвязаны. Когда работа полностью соответствует целям, способностям и пределам возможностей человека, а нарушения здоровья, вызываемые вредными профессиональными факторами, находятся под контролем, работа играет важную роль в укреплении физического и психического здоровья.

Достижение цели и самовыражение в работе служит источником удовлетворения и повышения чувства собственного достоинства.

Вредные производственные факторы, если их воздействие превышает допустимые значения, рассматриваются как причинные факторы профессиональных заболеваний.

Условия труда и его характерные особенности, наряду с другими факторами риска, могут способствовать развитию болезней, имеющих многофакторную этиологию, в частности гипертонической болезни. В свою очередь заболевания, вызванные инфекцией, могут быть отягощены воздействием профессиональных факторов.

Анализ профессиональной заболеваемости в России в последние годы свидетельствует, что неблагоприятные условия труда сохраняются практически во всех отраслях экономики и влекут за собой ухудшение состояния здоровья работающих, высокий уровень профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, потерю трудоспособности.

Это свидетельствует о важности осуществления на предприятиях целенаправленной профилактической работы.

Для характеристики отдельных профессий используется физиологическая классификация трудовой деятельности, согласно которой существуют шесть форм трудовой деятельности:

1. Труд, требующий значительной мышечной активности. В настоящее время этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для работы. Эти работы характеризуются (в первую очередь) повышенными энергетическими затратами от 17...25 МДж (4000...6000 ккал) в сутки.

Физический труд, развивая мышечную силу и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность труда, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном отдыхе (до 50 % рабочего времени).

2. Групповой труд — конвейер. Особенности данной формы труда определяются дроблением процесса на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы ее участников в соответствии с заданным темпом и ритмом. При этом чем меньше времени затрачивает работник на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание.

Монотонияведущая отрицательная особенность конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Основа этого специфического явления — преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающегося при действии однообразных повторных раздражителей. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

3. Механизированные формы труда. При этой форме труда энергозатраты рабочих находятся в пределах 12,5...17 МДж (3000...4000 ккал) в сутки. Особенностью механизированных форм труда являются уменьшение мышечных нагрузок и усложнение программы действий. Соответствующие профессии нередко требуют специальных знаний и двигательных навыков.

В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотонности труда.

4. Труд, связанный с частично автоматизированным производством. При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь.

Характерные черты этого вида труда — монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала. Физиологической особенностью в значительной мере автоматизированного труда является готовность работников к действию и связанная с ней быстрота реакции на устранение возникающих неполадок.

Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» бывает различным по степени утомительности и зависимость от отношения человека к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

5. Труд, связанный с управлением производственными процессами и механизмами. При этой форме труда человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие.

С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или рече-двигательных актах, во втором — работник находится в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

6. Интеллектуальный (умственный) труд. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры и др.), так и не относящимися к ней (врачи, учителя, писатели и др.).

Интеллектуальный труд характеризуется необходимостью переработки большого объема информации с мобилизацией памяти, внимания. Мышечные нагрузки, как правило, незначительны: суточные энергозатраты составляют 10...11,7 МДж (2000...2400 ккал).

Для данного вида труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

В зависимости от организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения формы умственного труда существенно различаются:

1. операторский труд, связанный с выполнением функции контроля за работой машин. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеров характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью;

2. управленческий труд — труд руководителя учреждения, предприятия, характеризующийся чрезмерным объемом информации, дефицитом времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций;

3. творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения (научные работники, писатели, композиторы, артисты, конструкторы и т.д.);

4 труд преподавателей и медицинских работников, связанный с постоянным контактом с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения;

5. труд учащихся и студентов, характеризующийся напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций (зачеты, экзамены).

Факторами трудового процесса, воздействующего на работающего человека, являются условия и характер труда.

Условия труда — внешняя среда, в которой трудится человек, та производственная обстановка, которая окружает его на производстве.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на четыре класса:

1-й класс — оптимальные условия труда. В этих условиях сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса.

Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровня, принятого в качестве безопасного для населения;

2-й класс — допустимые условия труда. Они характеризуются такими уровнями факторов трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

Условия труда не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным;

3-й класс — вредные условия труда. Характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающих;

4-й класс — опасные (экстремальные) условия труда. Характеризуются таким уровнем производственного фактора, воздействие которого в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, здоровья, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Характер труда— это оценка показателей трудового процесса, таких как вредность, опасность, тяжесть, напряженность.

Тяжесть труда — характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, статической нагрузкой, рабочей позой, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относят интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.

Вреднымназывается производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию или стойкому снижению работоспособности, опасным — фактор, воздействие которого на организм может привести к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

 

2. Изучение вредных и опасных производственных факторов имеет важное значение в работе медицинского персонала для разработки профилактических мероприятий, правильной диагностики и успешного лечения, которые невозможны без знания конкретных условий труда, санитарно-гигиенической характеристики рабочего места.

Профессия– это вид деятельности человека. В каждой профессии выделяют детальные профессии: врач – лаборант, врач – рентгенолог, хирургическая медсестра, палатная медсестра, процедурная медсестра и т.д. Условия труда у них разные, а следовательно и разные действующие факторы производственной среды.

Факторы производственной среды подразделяются на физические, химические, биологические и социальные.

В качестве примера приведем перечень опасных и вредных физических производственных факторов:

• движущиеся части механизмов;

• повышенная запыленность и загазованность воздуха;

• повышенная или пониженная температура поверхностей;

• повышенная или пониженная температура воздуха;

• повышенное или пониженное барометрическое давление, его резкое изменение;

• повышенная или пониженная подвижность воздуха;

• повышенная или пониженная влажность воздуха;

• повышенная или пониженная ионизация воздуха;

• повышенный уровень шума;

• повышенный уровень вибрации;

• повышенный уровень инфразвуковых полей;

• повышенный уровень ультразвуковых полей;

• повышенный уровень ионизирующих излучений;

• повышенный уровень электростатического электричества;

• повышенный уровень электромагнитных излучений;

• повышенное напряжение электрического поля;

• повышенный уровень магнитного поля;

• повышенное значение напряжения в электрической сети, замыкание в которой может пройти через человека;

• отсутствие или недостаток естественного света;

• недостаточное освещение;

• повышенная яркость света;

• понижение контрастности;

• прямая и отраженная блесткость;

• повышенная пульсация светового потока;

• повышенный уровень ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

• острые кромки, заусеницы и шероховатости инструментов и оборудования;

• расположение рабочих мест на значительной высоте;

• невесомость.

Физические факторы в отличие от химических и биологических не являются чем-то новым для биосферы земли и человека в частности. Более того, они являются самыми древними, первичными. На фоне их возникают и развиваются химические и биологические факторы. Следует отметить, что производственные факторы не действуют изолированно.

Различают комбинированное воздействие — совместное действие двух или нескольких факторов одной природы (например, комбинация ядов; шума и вибрации; вибрации и холодного микроклимата).

При сочетанном воздействии отмечается совместное влияние факторов различной природы (например, физических и химических: шум и токсические вещества).

Комплексным воздействием называют действие производственных ядов на организм при их поступлении разными путями (например, через органы дыхания и через кожу). В этих случаях возможно усиление действия факторов.

Причин возникновения вредных и опасных производственных факторов несколько: